Крутые повороты поэта Андрея Ветрова

Надежда Викторовна Ефремова
Крутые повороты поэта Андрея Ветрова.
Имя поэта Андрея Ветрова давно известно курганскому читателю. Известно оно и далеко за пределами Курганской области. Ведь Андрей Ветров активный участник многих международных фестивалей и конкурсов. В 2015 году он стал лауреатом фестиваля «Мгинские мосты без границ» (г. Санкт-Петербург), и призёром всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира» в номинации «Неоставленная страна» (Бельгия, Франция). В 2016 году – финалист премии имени Сергея Есенина (г. Москва). В 2017 году он финалист национальной литературной премии «Поэт года», лауреат фестиваля «Поэтический марафон» (г. Екатеринбург). В 2018 году – дипломант фестиваля искусств «Под небом Грузии». Также Андрей Ветров является дипломантом седьмого фестиваля поэзии и авторской песни «Самойловские встречи», победителем городского литературного конкурса «Любовь моя – Курган» в номинации «Поэзия»  Его произведения можно прочесть в газетах и журналах Кургана и Курганской области: альманахе «Тобол», журналах «Родник» и «Сибирский край», газете «Курган и курганцы». Печатались его стихи и в изданиях других годов России и даже за рубежом: в альманаех «Воскресенье» и журнале «Урал» (г. Екатеринбург), в сборнике «Эмигрантская лира» (г. Льеж), «Под небом Грузии» (Международная гильдия писателей). Андрей Ветров – автор поэтических сборников «Скромные события», «моноСны», «Крутой поворот».   
Сборник «Крутой поворот» вышел в свет в 2021 году. В сборник вошли стихи последних лет. Я давно с неподдельным интересом слежу за творчеством поэта Андрея Ветрова и радуюсь тому факту, что от сборника к сборнику крепчает и обретает новые краски голос поэта. Разнообразна тематика его стихов, читатель найдёт здесь стихи и о Родине, и о природе, о любви, о творчестве, о земляках, о дружбе… Это совсем неудивительно, любой пишущий человек выбирает эти темы. Но вот найти своё, неожиданное, неповторимое слово или образ, рифму или метафору, эпитет, сравнение удаётся далеко не всем. Это я о своеобразии, о самобытности, о неповторимости стихов того или иного автора. Найти нерв, вызвать мощную эмоцию, захватить читателя в водоворот своих мыслей, переживаний… Поэту Андрею Ветрову это удаётся, силой слова достучаться, донести, передать душевный настрой, вызвать эмоциональный отклик. Всё это о стихах Андрея. Вызывают, переполняют, тревожат, будоражат, равнодушными его стихи не оставляют точно.
Спешу домой с гостинцами
К столичным звонам глух.
Мне всё ж мелей провинция:
Её чесночный дух,
Её одежды старые,
Подлатанные чуть,
Возможность небо фарами
Нечаянно проткнуть…
Именно с этим стихотворением, «Провинция», поэт стал победителем городского конкурса «Любовь моя – Курган». Стихотворение о своём родном небольшом городе. Да, городок этот не столица, его и сравнить нельзя со столицей. Но автор любит свой город. Что ему большой шумный город? Он «к столичным звонам» остаётся глух, ему милей своя звонница, он спешит в свой родной городок с гостинцами, потому что ему «милей провинция, её чесночный дух». Для него его провинция милее сердцу, он называет её «красавица моя». При встрече с родным городом и «миром сердце полнится и трепетом душа», и волнует душу суть провинциальной родины. Автор мастерски подбирает слова и, я бы сказала, приметы, характеризующие сакральную суть родного уголка: гостинцы, чесночный дух, подлатанные старенькие одежды, вплетённые в синее небо купола храмов, спаленки в семнадцать этажей. Некоторые слова, может быть, покажутся мало употребляемыми, забытыми, но как точно они передают эту трепетную суть провинции: да, небогатые люди здесь живут, да, малому радуются, но живут, я бы сказала, ближе друг к другу, роднее… На мой взгляд именно об этом это стихотворение: о малой родине,  незабвенной любви к ней, о восхищении ею. Какая ширь, какой здесь простор! И небо необъятное над головой, его вполне возможно «фарами нечаянно проткнуть».
Так случилось в судьбе поэта Андрея Ветрова, что родившись в большой гордой стране, где проповедовали дружбу между народами, он, волею судьбы, становится «гражданином другой страны». Горечь утраченного, безвозвратно потерянного со временем не ослабевает, об этом стихотворение поэта «Неясный свет». И возвращаясь снова и снова «на просторы семи палаток», Андрей Ветров родился в Семипалатинске 26 июля 1972 года, вместе с другом детства, у которого «колорита воз» и «дух степей во свите» с печалью вспоминают, «как купались сто раз на дню» и:
Рукотворным воздав богам, не делили исконных, вместе
Отмечали Курбан-байрам и кричали Христос Воскресе!

Но пришли другие времена, и временам этим, этим переменам, поэт Андрей Ветров нашёл точное слово, выражающее и своё, я думаю, что и наше тоже, отношение к распаду большой страны: «шайтан»
Как потом вдруг шайтан придёт, заволнуется степь, потускнет,
В девяностых колхоз слизнёт, а за ним и последних русских…

В конце стихотворения поэт признаётся:
Я и сам не пойму, старик, почему в зауральской стыни
Мне берёзовый сок горчит ароматом степной полыни.

Вот такой крутой поворот сделала судьба, но прошлое не отпускает. Это братство, родство, эмоции детства, не проходят, иначе ты станешь равнодушным, бесчувственным человеком, а это не свойственно поэтам, особенно таким, как Андрей Ветров. Душа стремится вырваться из обстоятельств, которые диктует непростое неспокойное время, изменить, вернуть, пусть не положение вещей, как было, уже никогда не будет, но отношения, мироощущение, порядок. Это было бы справедливо, правильно с точки зрения поэта, ведь без этого душа болит и кровоточит долго. Об этом стихотворение «Под разломами старых крыш»:
…Только берег её теперь стал пустым и совсем пологим,
И читается всё сложней иероглиф степной дороги.
Растворить бы пошире дверь, ту, что в прошлое наше манит,
Набросать бы опять грачей на обрывок небесной ткани,
Зацвести бы опять садам на убогой песчаной хляби,
И чтоб иволга пела нам, а не ветер скулил по-бабьи…

Пуповина счастливых дней, что на коже дитя наколка,
Заживает сама собой –
Кровоточит долго.

Стихи «Неясный свет» и «Под разломами старых крыш» написаны поэтом после поездки в родной Семипалатинск, теперь это город Семей в Казахстане. Это горестные размышления о невозвратном, утраченном навсегда. Но остаётся это всё таким дорогим и близким.
Но душа болит не только о прошлом, но и о настоящем, в котором тоже не всё радостно и безоблачно. Невозможно пройти мимо и не заметить, что эхо перемен до сих пор катится и катится по деревням и сёлам и России, разрушая их, а вместе с деревнями уходит из нашей жизни что-то исконное, родное… Об этом ведёт поэт разговор с читателем в стихотворении «Далеко церквей золочёный блеск»:
Есть у нас душа. У души слова.
Остальное всё пораспродано.

И болит душа, и велит душа
По-людски всем жить, жить по совести.

Далеко церквей золочёный блеск,
Не глядит в глаза богородица,
И под пьяный ор благодать с небес
У последних изб хороводится.

И снова образ последних изб, как напоминание о разрухе, об уходящем навсегда, о безвозвратности. Причём это образ потерянного не в быту, а в душе, чего-то национального, неповторимого, нельзя этого терять, растрачивать. А что же это такое, чего нельзя растрачивать, нельзя терять, а следует передавать из поколения в поколение по наследству? Об этом поэт рассуждает в стихотворении «Здесь в малом кроется»:
Здесь говорят не «за водой», а «по воду»,
И ходят в гости без звонка и повода,
Желают здравствовать с улыбкой встречные
И верят в ценности земные, вечные.

Здесь помнят всех, и все гордятся предками,
А если прозвище дают, то меткое…
    
Вот, чего нельзя утратить, даёт ответ поэт: помнить всех, гордиться предками, «верить в ценности земные, вечные». Верить в любовь, дружбу, взаимовыручку, желать всем добра и здравия, растить детей, и если праздновать, то всем вместе с гармонью и плясками. Сохранить этот колорит нашей души надобно, сберечь, детей научить гордиться и понимать, что «…в малом кроется большая Родина».
Поэт Андрей Ветров ничуть не таясь и не лукавя делится с читателем своими размышлениями, тревогами и мечтами. Если не принимает перемены в обществе, то бичует и осуждает их, и находит для этого очень яркие и точные образы: кособокий стан, гнилые зубы, бурьян…
Меж домов с кособоким станом,
Тут и там, как гнилые зубы,
Возвышаются над бурьяном
Сломы стен и печные трубы.

Изольём, помолившись, горечь
Куполам в золотой оправе.
Даже если сегодня горе,
Грянет тост над селом: за здравье!

В этом стихотворении и надежда высказывается, что наступят другие времена, придут перемены к лучшему, будет здравствовать деревня. Кстати, перемены уже есть, есть чему порадоваться и даже позавидовать. В стихотворении «Приютился знойный день» поэт, кажется, легко и просто набросал идиллическую картинку жизни села после знойного летнего дня, где восхищает совсем простое, каждодневное: «удлиняет солнце тень», другими словами, тихо незаметно наступает вечер. «Оседает тихо пыль, // мошкара кучкуется»
О подойник молоко
бьётся, как горошины.
Разговор течёт легко
там, где гости прошены…
       …Ждут, волнуются, сигнал 
       звёзды у околицы…
       Кто-то тесто замешал,
       кто-то богу молится…
А кто-то, может быть, рассказывает детям сказку… Мне думается, что есть ещё в России места, деревни и сёла, где не растратили своей самобытности, выразительности, не растратили и преумножили, а поэт Андрей Ветров рассмотрел это, не прошёл мимо и так ярко нам об этом рассказал в своих произведениях.
Стихотворение «Ты закрой на минутку глаза» обращено к ребёнку. Это колыбельная для малыша, пропетая любящим отцом. Любящим, надёжным: «Ты закрой на минутку глаза, // В мою руку свою положи…». Только такой папа, который всегда рядом, готовый прийти на помощь, трогательно и ласково может увести за собой в мир сказки, в мир чудес:
…Там жар-птица, встречая гостей,
Угощает их вкусной халвой,
  И растут чупа-чупсы везде.
Словно вишенки вниз головой…

А когда ты проснёшься, малыш,
Помни,
                Я тебя очень люблю!

Сколько в этом простом, повседневном красоты, трогательности, и как всё это хрупко, недолговечно, и это тоже необходимо сохранить, не утратить…

Поэты часто обращаются к теме творчества, вероятно, творческий человек больше всего рефлексирует по поводу собственных произведений: для чего написал, чего достиг… Пишут о предназначении, о направленности своей мысли или идеи, о своём взаимоотношении с миром. Поэт  Андрей Ветров относится к себе в творчестве немного с иронией и даже критически, по крайней мере, на сегодняшнем этапе, он подобен своему же герою-скульптору из стихотворения «Мастер»:
Я трудолюбив и образован,
Знаю, где соломки подстелить.
Человека мне ли золотого,
Поплевав на руки, не слепить?

…разочарованью нет предела,
Вкладывая душу и любя,
Вылепил я то, что не хотелось,
Вылепил подобие себя…

Вывод прост: о чём бы ни писал человек, как бы ни писал, он во все свои произведения вкладывает частицу своей души. Творчество – это возможность выразить своё понимание миропорядка, своё отношение к присходящему. Для поэта Ветрова важно не криком, не яростью что-то доказать или объяснить, для него «всего важнее: Для вас вымалчивать стихи», потому что «Пусты нелепые потуги// Хоть что-то криком донести»

Интересно, на мой взгляд, в сборнике стихотворение «Дом». Жанр его – философская лирика. О чём же стихотворение, в котором живут тени, предметы, запахи, настроение? Жива память в заброшенном, неуютном, одряхлевшем доме, предметы приобретают самостоятельную жизнь: «появляются тени»,  «глаз открывает луна», «свои образа…паук навязал», «уплывает ароматом пирог», … Жива душа заброшенного дома, она страдает… Я бы сравнила душу этого дома с душой одинокого человека, никому ненужного, всеми забытого. А, может быть, человека, который сам принял решение покинуть всех, отстранился от жизни, всех забыть, но это невозможно. Или с душой целой деревни, которая умирает, задыхается… Стихотворение заставляет задуматься. Автор талантливо и точно, всего несколькими словами передаёт весь ужас происходящего: «там старуха-разруха украла уют», «радиола вонзает иглу» «По кому сквозняки в дымоходе ревут?» – задаётся вопросом автор. И душа ревёт, и ищет приюта и старается разглядеть, понять, вернуть…Человеческие мысли, страдания человеческой души передаются через действия предметов, образов, сливаются с ними…
… отражаются лица в осколках зеркал.
Разглядеть не могу, но я чувствую – знал…

Радиола, дряхлевшая в дальнем углу
Чертыхнувшись под пылью, вонзает иглу
В чернобокую плоть. Словно в память мою…

И возвращает память в прошлое, и беспокоит будущее, и нет покоя, и обращается Андрей Ветров к поэзии, это спасение его, его юдоль, и через свои стихи ведёт доверительный разговор с читателем, рассказывая о себе, своих ценностях и приоритетах, делится своими мыслями, размышляет о мире, преходящих и непреходящих истинах и напоминает:
Учти, покоряя просторы,
На каждой прямой всё же есть
Крутой поворот, за которым
Других поворотов не счесть.