Церемония освящения миквы, и как я ещё раз... Ч. 2

Алла Валько
   
        Церемония освящения миквы, и как я ещё раз попала впросак. Ч.2

По окончании торжественной части присутствующие были приглашены осмотреть микву, и каждому из них предлагалось выбрать один из трёх классов здоровья: либо игры с фитболом с инструктором по фитнесу и тренером по боксу, либо интуитивного питания, который вела интуитивный шеф-повар и инструктор по кулинарии, либо класс релаксации.

Поскольку первые два названия мне были не знакомы, то я выбрала класс релаксации. Позже я выяснила, что фитбол — это большой упругий мяч от 45 до 95 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку, улучшить координацию и повысить гибкость.

Интуитивное питание является современным подходом к питанию. Он основан на том, что внимание к сигналам собственного тела — голоду и насыщению — является более эффективным методом регуляции веса и пищевых привычек, чем тактика ограничений в питании, подсчёта калорий или разделения пищевых продуктов на «полезные» и «вредные». Очень часто человек не отличает физический голод от эмоционального.  Физический голод проявляется в потребности организма в питательных веществах. Чувство голода проходит, как только человек съедает любую пищу.  Эмоциональный голод — это попытка организма «заесть» какую-нибудь неприятную эмоцию. Этот голод рождается исключительно в голове и требует какой-либо конкретной пищи: шоколада, сладких булочек, мороженого. Именно эмоциональный голод приводит к перееданию, потреблению лишних калорий и набору веса. При переходе на интуитивное питание человек следует лишь одному правилу: необходимости утолять физический голод и избегать эмоциональный.
 
Класс интуитивного питания выбрала мой друг Бонни, которая безотказно привозит меня на мероприятия «Хабад Камарилло», если я прошу её об этом. Бонни является активным волонтёром общины с тех пор, как она переехала в Камарилло. Она входит в состав правления программы «Улыбнись пожилым людям» и в течение многих лет проводит занятия по изучению Торы в своём доме в Leisure Village под руководством раввина Йосефа Мучника.
Её бабушка и дедушка приехали в США из России в начале 1900-х годов и жили на восточном побережье США. До переезда в Калифорнию в 1960 году Бонни жила со своими родителями в Ричмонде, штат Вирджиния. Отец её матери был раввином. Дед по отцовской линии владел небольшим магазином, в котором продавалась одежда и предметы домашнего обихода. У Бонни трое взрослых детей и восемь внуков. Её дочь живёт в Камарилло, один из сыновей - в Чикаго, другой - в Лондоне.
 
Мне же предстояло пойти в класс релаксации. Заранее не узнав, в каком помещении он будет проходить, я стала спрашивать об этом у присутствующих. Увидев среди них Леору, только что выступившую перед зрителями на открытии миквы, я вспомнила о её 92-летней маме Оре, в своё время поразившей меня своей выправкой и ясным, зорким взглядом. Её портрет, по просьбам моих читательниц, я представила в коллаже.

После длительной разлуки, вызванной рождением дочери, я с радостью встретилась с Широй, женой ребе Йосефа, которая с гордостью и нежностью показала мне свою очаровательную новорождённую девочку. Теперь дружная семья ребе Йосефа насчитывает восемь человек. Меня поразило, что Шира позволяла всем желающим дотронуться до голых ручек крохотного ребёнка. Я знаю, что в России таких малюток предпочитают даже не показывать посторонним людям и, тем более, не разрешают дотрагиваться до них во избежание инфекции. Но, как оказалось, этого вполне разумного ограничения у ортодоксальных евреев как раз и нет.

Я следовала за потоком людей, направлявшихся в класс релаксации, совершенно забыв, что сначала нужно осмотреть микву. В столовой, в которой проходили занятия, участники класса расселись за большим столом. Перед каждым из них на столе лежал мешочек с двумя пробничками, содержащими ароматы.

С сообщением о свойствах целительных ароматов перед нами выступили два специалиста: Батья Леви, сертифицированный консультант и тренер по естественному здоровью, и Энн Джеймс. Батья сообщила три факта об эфирных маслах американской компании «доТЕРРА», которые полезно знать при их практическом использовании:
Они безопасны, поскольку являются натуральными продуктами, у них отсутствуют побочные эффекты; они эффективны, с их помощью удаётся устранить основные проблемы со здоровьем; они доступны по цене. Для сравнения: на глобальное здравоохранение тратится 6,5 триллиона долларов в год. Доза же эфирных масел стоит очень дёшево.

Затем Батья дала характеристики некоторым ароматам. Она начала своё сообщение с мяты перечной, этого бодрящего аромата, способствующего чистому дыханию и поддерживающего здоровое пищеварение при приёме  внутрь. Затем она познакомила нас с эфирным маслом «доТЕРРА на страже»,  способствующим оздоровлению иммунной системы, успокаивающим раздраженное горло и обладающим свойством очищения, и с лавандой, снимающей нервозное состояние при приёме внутрь, успокаивающей кожу, а также другими ароматами:
«Диким апельсином», который обладает бодрящим ароматом и вкусом, создаёт бодрящую атмосферу; ароматом «Тёмно-синий», успокаивающим мышцы, голову и шею во время массажа; «Лимоном» - бодрящим ароматом, который также является очищающим средством для дома; «Дышите ‘доТерра’», поддерживающим ощущение чистоты дыхательных путей; эфирным маслом «Дайджестзен», который при приёме внутрь снимает расстройство желудка и тошноту, улучшает пищеварение; «Ладаном», создающим при распылении бодрящую атмосферу, а при приёме внутрь помогающим клеткам оптимально функционировать.

Батья рассказала также о трёх способах использования эфирных масел компании «доТЕРРА»: ароматическом, используемом при вдыхании, контактном – при нанесении на поражённый участок кожи и внутреннем – при разведении нескольких капель в воде, использовании в капсулах или рассасывании под языком.
Во время лекции две массажистки поочередно делали массаж воротниковой зоны участникам класса.

Когда лекция закончилась, я спохватилась, что так и не видела микву, поэтому попросила одну из массажисток показать мне, где она находится. Она рукой указала на лестницу, ведущую вниз. Я собственно так и думала, что миква, которую я представляла себе в виде большой ванны, находится в подвальном помещении. По опыту пребывания в санаториях я знала, что ванное отделение всегда находится в полуподвальных помещениях.

Несмотря на полумрак в этом помещении, я смело подошла к лестнице с перилами и шагнула вниз. И, о Боже, я оказалась в воде! Она мгновенно наполнила мои туфли и почти до середины голеней намочила мои парадные брюки. Меня охватил ужас, но не от того, что я могу простудиться, а от того, что я осквернила святыню! Я со страхом взглянула на двух женщин, стоявших неподалёку, боясь увидеть на их лицах гнев и осуждение, однако ничего подобного не увидела и немного успокоилась.

Теперь мне предстояло, как было объявлено, насладиться изысканным ужином. Однако прежде я не могла не поделиться своим «горем» с Широй, Элиной и Бонни. Все три женщины отнеслись к моему промаху с пониманием. А Элина, взяв меня под своё крыло, пригласила сесть за один с ней стол, за что я была ей чрезвычайно благодарна.
Ужин и в самом деле оказался замечательным. Особое впечатление на меня произвела курица, приготовленная непонятно каким способом, но она буквально таяла во рту. Можно было бы взять и вторую порцию, но подниматься из-за стола в мокрых туфлях и брюках мне было некомфортно. К тому же я начинала замерзать. Уже наступил вечер, и солнечная погода сменилась прохладным вечером.

Ужин ещё продолжался, когда начались выступления чтецов и музыкальное представление. К этому времени в моей голове вертелась одна мысль: «Как бы попасть домой, дав, тем не менее, Бонни возможность получить полное удовольствие от вечера?!». Я несколько раз оглядывалась на неё, сидевшую за соседним столом, но она внимательно слушала выступающих. Наконец, мы встретилась с ней взглядом, и я поняла, что она готова ехать домой.

Уже сидя в машине, я, не подумав, брякнула: «Да, я сегодня получила крещение». Бонни великодушно поправила меня: «Очистилась». Не знаю, как к случившемуся отнеслись оба раввина. Спрашивать их об этом я не решаюсь, но думаю, что они не были счастливы. А тогда Бонни, мой хороший друг, благополучно доставила меня домой, где я сразу приняла тёплый душ.

На следующий день меня начали терзать угрызения совести по поводу почти полного отсутствия у меня понимания устройства и значения миквы. Поэтому я решила почитать несколько статей. Я узнала, что миква — это традиционный еврейский обряд, регулирующий сексуальные отношения между мужем и женой. То, что происходит с супругами в самые интимные моменты, создаёт мощную духовную связь между ними, если пара обязуется соблюдать законы семейной жизни и миквы.
Культивирование любви и страсти между мужем и женой в иудаизме является одной из самых фундаментальных заповедей, способствующей их соединению с Создателем и друг с другом.
 
Во время «особых» для женщины дней она и её муж приостанавливают физические отношения. В это время они общаются на другом уровне, проявляя друг к другу чувство дружбы. По завершении этого периода женщина отсчитывает ещё одну неделю, прежде чем погрузиться в микву и возобновить физическую близость со своим мужем.
Кошерная миква строится и поддерживается в соответствии со строгими стандартами еврейского закона, что и предопределяет её необычайную силу воздействия. Строительство миквы важнее строительства синагоги. На фоне древнего Храма и даже современных синагог миква выглядит весьма скромной постройкой. Однако она занимает основное место в еврейской жизни и предлагает еврейскому народу дар чистоты и святости.
 
Естественные водоёмы мира — океаны, реки, колодцы и озера с родниковой водой — это миквы в их самой первичной форме. Они содержат воды Божественного источника и согласно  традиции обладают очищающей силой. Однако эти воды могут быть недоступными или опасными, особенно при ненастной погоде и отсутствии уединения. Поэтому еврейская жизнь требует строительства микв, и евреи делали это во все времена и при любых обстоятельствах.

Согласно закону, миква должна быть встроена в землю или построена как неотъемлемая часть здания. Поэтому переносные сосуды, такие как ванны, гидромассажные ванны или джакузи, не могут функционировать как миквы. Миква должна содержать не менее 200 галлонов дождевой воды, которая была собрана и перекачана в собственно бассейн миквы. Когда же получение дождевой воды невозможно, то для её заполнения  используют лёд или снег из природного источника. Как и в случае с дождевой водой, её транспортировка и хранение связано со сложным набором законов.

Непосвящённый часто видит только один бассейн — тот, который используется для погружения. На самом деле большинство микв состоит из двух, а иногда и трех примыкающих друг к другу бассейнов. В то время как накопленная дождевая вода хранится в нижнем бассейне, верхний бассейн регулярно осушается и затем снова наполняется водопроводной водой. Соединение через отверстие диаметром не менее двух дюймов на дне верхнего бассейна обеспечивает свободный поток воды между двумя бассейнами, делая воду иммерсионного бассейна продолжением естественной дождевой воды и придавая ему юридический статус миквы. Современные бассейны-миквы оборудованы системами фильтрации и очистки воды. Вода в микве обычно имеет высоту по грудь и комфортную температуру. Доступ к бассейну осуществляется по лестнице.
 
Миква также используется мужчинами. Наиболее распространено погружение жениха в день свадьбы и каждого мужчины перед Йом Кипуром. Многие мужчины-хасиды используют микву перед каждым Шаббатом и праздником, а некоторые - каждый день перед утренней молитвой. Но самое важное использование миквы - это духовное очищение женщины после регул.

Закон предусматривает, что перед погружением человек должен тщательно очиститься. Поэтому в современной микве имеются ванны и душевые, с шампунем и мылом, а также другими очищающими и косметическими средствами. Сама же миква  никогда не была заменой ванны или душа.

Своими корнями концепция миквы уходит в сферу духовного. Погружение в микву означает повышение статуса. Вода обладает способностью очищать: восстанавливать и наполнять жизнью нашу духовную сущность. Миква олицетворяет утробу и могилу; порталы в жизнь и загробную жизнь. Погружающийся в микву свидетельствует о своём желании достичь единства с источником всей жизни, вернуться к изначальному единству с Б-гом. Погружение является свидетельством отказа от прежней формы существования с целью принять другую, более высокую.
 
За последние несколько десятилетий в строительстве микв появилась новая тенденция. Красивые, даже роскошные миквы с элегантными вестибюлями и залами ожидания, полностью оборудованными помещениями для подготовки и хорошо спроектированными бассейнами строятся по всему миру. Некоторые современные миквы соперничают с роскошными европейскими курортами и предлагают посетителям больше удобств, чем они могли бы получить дома.

В отдаленных, даже экзотических местах — на Аляске и в Колумбии; во Франции и в Италия; в Марокко и Парагвае; в Перу и Южной Африке;  в Таиланде и Тунисе и почти в каждом городе бывшего Советского Союза есть кошерные и удобные миквы, где раввины и ребецны помогают женщинам в их использовании.

Жизнь ортодоксальных евреев достаточно жёстко регламентируется. Далеко не все евреи принимают такой образ жизни. Надо быть глубоко верующим человеком, чтобы эти ограничения были восприняты им как служение Богу.

В коллаже:
Верхний ряд - Леора Льюис, её мама Ора, Шира, семья раввина Йосефа и Ширы, миква;
нижний ряд - класс релаксации, массаж, Бонни Лондон.