Ранняя Груша. Часть первая, глава двадцать первая

Владимир Цвиркун
               
  За месяцы учёбы новоявленные сударыни с помощью своих педагогов успели многое. Целыми днями и вечерами они жадно впитывали такие мысли своих преподавателей, которые даже краем уха им не пришлось  ранее слышать. Все пятеро курсисток – Клавдия, Марина, Светлана, Надежда  и, в том числе, Настя, – не получили полного среднего образования. Их по разным причинам поманила к себе улица, которая переламывает судьбы подростков. В результате у них от собственного «Я» ничего не остаётся.
  Но сейчас судьба улыбнулась им и открыла для них новый, неведомый мир, позвала сделать шаги в противоположную сторону.

   С утра и до позднего вечера, без выходных, по непроторённой дорожке, где иногда под ногами был тонкий лёд, вела их Агриппина Федотовна в неведомую для них жизнь.
 После занятий в «Айсберге» сударыни готовили себе еду, что входило в учебный процесс. Но, пожалуй, самым увлекательным стал предмет «Кройки и шитья».
Наставница  поставила перед каждой задачу: выбрать фасон, подобрать материал и сшить  праздничное платье. Начинали с малого: с фартуков, простеньких халатов, косынок. С волнением проходила первая примерка. Какая девчонка не мечтает о новом платье.
  И когда Агриппина Федотовна объявила сударыням о походе в театр, она знала, что им есть в чём выйти в свет.
  За час до выхода в люди директриса, войдя к  сударыням в спальню и окинув их взглядом, пришла в восторг.
– Не понимаю, кто предо мной: студентки или девушки с подиума, – восторженно всплеснув руками, произнесла она. – А теперь друг за другом, грациозно пройдитесь вокруг меня. О! Это великолепно. А улыбки, улыбки-то какие  счастливые. Молодцы! Это только начало. Напоминаю непреложную истину  настоящей дамы: с первого шага в театре и до последнего держите себя так, будто пришли на конкурс красоты. Вижу макияж у всех умеренный, причёски – о, кей! Так, сударыни, кареты поданы, поехали!
  Когда в драматическом театре появилась группа девушек, присутствующие были удивлены и образовали импровизированный круг, вопросительно поглядывая друг на друга, мол, кто такие? А одна любительница театра, не выдержав, пояснила: «Да это из Дома моделей импровизируют». Глаза многих женщин  выражали затаённую зависть. А мужчины? О, мужчины с жаром и восхищением  взглядами пожирали красавиц.
  Представительный мужчина, причмокивая остатками своей былой прыти, не удержался и прочитал соседу стихотворную строку Некрасова «Есть женщины в русских селениях» и захлопал в ладоши. Его восхищение поддержали все присутствующие.
  Пьесу Александра Островского «Бесприданница» сударыни смотрели впервые. Агриппина Федотовна устроилась в кресле позади своих воспитанниц. И каждый раз улыбалась, когда видела поворачивающиеся головы мужчин в сторону своих воспитанниц. Да и дамы нет-нет  удостаивали взглядами новоявленных куртизанок. А один из зрителей даже встал и показал  рукой своему соседу, где находятся эти прелестные девушки
  Не меньшее впечатление  ещё в фойе  произвела на окружающих и сама Агриппина Федотовна, стоявшая в сторонке от курсисток. Восхищёнными взглядами она не была обделена. О своей задумке совершить культурно-массовый поход она никому не сказала.
 Когда занавес открылся, на сцене появились первые актёры.
– Никакого народа-то нет на бульваре, – сказал Иван, слуга в кофейной…
  Настя хорошо расслышала реплику артиста, но лица не могла разглядеть. Прищурив глаза, увидела двух актёров.  «Неужели я не дальнозоркая», – подумала с тревогой. И при каждом появлении актёров она напрягала взгляд, чтобы лучше запомнить их облик. Природа обделила сироту даже зрением.

  Перерыв наступил неожиданно. Сударыни, посетив туалет, где висели большие зеркала, собрались в фойе. И тут с разных сторон им стали представляться молодые и не очень мужчины. Ещё раз возник круг любопытных людей. Наступил очень важный момент, когда теория Агриппины должна была воплотиться в жизнь. Директриса снова предпочла уйти в тень, оставив девчат одних для свободного плавания.
  В какой-то момент, глядя на зрелище, а это выглядело как бы продолжением пьесы «Бесприданница», у Агриппины почему-то тревожно забилось сердце. В одно мгновение в душе столкнулись ревность к своим подопечным, тревога за них и что-то ещё. А что именно она до конца понять не могла. Как спасение раздался звонок, позвавший всех в зрительный зал.
  Агриппина всё ещё с непонятным волнением заняла своё место. Рядом с ней с пожирающим её взглядом сел высокий видный мужчина. И тут же она услышала:
– Георгий, ты занял моё место. Я там сидела.
  Груша улыбнулась, услышав эту реплику ревности.
  Наступила тишина, свет медленно гас, началось новое действие. Вспомнив о своих воспитанницах, она внимательно посмотрела вперёд, автоматически подсчитывая их. И вдруг её взгляд упёрся в пустое кресло, где раньше сидела Надежда. Волнение сразу перешло в тревогу. Она посидела мгновение с закрытыми глазами. Но, открыв их, вновь увидела пустующее кресло. Прошли ещё несколько волнительных минут. Среди редких опоздавших Надежды не было. «Где же ты есть, девочка? Что могло случиться?» – молотком по голове стучали эти вопросы.
  Заметили отсутствие Надежды и её подруги. Они тихо переговаривались, пожимали хрупкими плечами.

  Пропавшая сударыня не появилась и к концу последней мизансцены, когда в главную героиню – Ларису – выстрелил из пистолета её обожатель Карандышев.
Концовка драмы ещё больше напустила страха на Агриппину и девчат. Все расспросы у работников театра не прояснили ситуацию. С коликами в сердце сопроводила Груша своих курсисток до порога, а сама  пошла в кабинет.

   (Продолжение следует)