Хорошая новость - Пушкин любил Кишинев!

Доктор Би Куул
Каждому образованному жителю Кишинева известно стихотворение Пушкина "Из письма к Вигелю", которое начинается строкой "Проклятый город Кишинев". И каждый, наверняка, немного обижен, что великий поэт так нелестно отозвался об их родном городе.
Отметим, что кишиневцы любили и чтили Александра Сергеевича. В городском саду, где любил прогуливаться Пушкин, на средства горожан был установлен памятник поэту. Деньги собирали всем миром, но их не хватило, чтобы отлить скульптуру во весь рост, точно такую же, как в Москве. Но кишиневцы были рады и бюсту работы скульптора А. Опекушина.
Пушкин жил в самом центре города – в доме купца Наумова. Это одно из немногих зданий, сохранившихся до сих пор. Место, где расположен дом-музей поэта, называется Пушкинской горкой.
На доме боярина Варфоломея, упоминаемом в "письме к Вигелю", висит мемориальная табличка.
В центре города улица Пушкина сохранила свое название во время массовых переименований улиц после обретения Молдавией независимости.
Почитателей поэта много и в наше время. Пушкинисты приходят к бюсту поэта в памятные дни, приносят живые цветы и неизменно читают его стихи. Так что действительно, как и предрекал поэт, к нему не зарастает народная тропа.
А как Пушкин в самом деле относился к "проклятому городу"?
Хочу обрадовать кишиневцев! Стихотворение было довольно-таки шуточным. В нём невозможно не заметить театральности, нарочитой избыточности образов, что даёт защитникам поэта, возможность свести высказывание к шутке.
В первые дни пребывания в Кишинёве Вигель пишет в письме Пушкину: «Хотя мои грехи или, лучше сказать, мой грех велик, но не столько чтобы судьба определила мне местопребыванием помойную эту яму».
Сложно представить Пушкина, с его весёлым характером и любовью к острым шуткам, серьёзно и вдумчиво отвечающего на такого рода жалобу.
Пушкин начинает подтрунивать над другом, копируя его раздражённый стиль, параллельно иронизируя и над гомосексуальностью Вигеля.
"Это стихи, следственно шутка — не сердитесь и усмехнитесь, любезный Филипп Филиппович" - пишет далее в письме Пушкин и передает приветы кишиневским друзьям.
В письме к брату Льву из Одессы от 25 августа 1823 г. поэт писал: "Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу, - я оставил мою Молдавию  и явился в Европу... Приезжает Воронцов, принимает меня очень ласково, объявляет мне, что я перехожу под его начальство, что остаюсь в Одессе - кажется и хорошо - да новая печаль мне сжала грудь - мне стало жаль моих покинутых цепей. Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически - и, выехав оттуда навсегда, - о Кишиневе я вздохнул".
В середине марта 1824 г. Пушкин вновь приезжает в Кишинев, где гостит до конца марта того же года, живет в доме своего кишиневского приятеля Н. С. Алексеева.
Липранди пишет, что Пушкин после переезда в Одессу изменился: стал более скучать, хандрить. И, отмечая, что поэт оживлялся тогда, когда встречался с кем-нибудь из кишиневских знакомых, Липранди замечает, что "сравнительно с Одессой Кишинев как нельзя более соответствовал характеру Пушкина". Анненков тоже указывает, что Пушкин полюбил город Кишинев.
Не забудем о том, что о Молдавии Пушкин упоминает в "Полтаве", а также в главах VIII и особенно X "Евгения Онегина", в "Путешествии в Арзрум" и в других записях, набросках, планах произведений и т. п.