Великие и вечные!

Ася Котляр
Браво! Вот просто браво-браво!
Наконец-то победили великого русского поэта…
Только сейчас наткнулась на это фото в ФБ и даже сначала не поняла, что это и кто это. О, думаю сослепу, какое платье сделали статуе!
И знаете, друзья, я не увидела в этом наряде флаг соседнего государства, Латвии. Потом приблизила и поняла, кто это и что это…
И восхитилась: вот как, оказывается, выглядит победа над Россией...
Понимаете, друзья, я выросла на его сказках. Ну, скажите, а кто не вырос, родившись в русскоговорящей семье? Мне мама с огромной радостью читала  бы еврейские сказки, но в далёкие шестидесятые и семидесятые анимсемитизм был такой, что всё еврейское было, практически, под запретом: не было ни синагог, ни раввинов, не праздновали Песах, Пурим…
Читали и учили Пушкина…

И в дурном сне мне не могло присниться, что его, умершего 200 лет назад, сделают врагом. Человека, который всем своим творчеством, всей жизнью воспевал свободу, даже будучи придворным поэтом.

Под нашим приглашением на спектакль «Мне страшен мир, где нет тебя» один деятель искусств из Вильнюса  написал: «Что общего между «русским миром» и театром «Шатиль»? Я вам отвечу: русский язык!»

И теперь вот памятник…
И горько и больно. Есть люди, которые не принадлежат одному народу. Или одной стране. Вот, например, Чюрлёнис с его музыкой и полотнами. Или Марк Шагал, родившийся в Беларуси. Или нидерландский художник Винсент ван Гог. Мне и в голову не могло прийти, что когда Америка наводила порядки во Въетнаме, кто-то стал бы сжигать книги Драйзера или Хемингуэя…
А когда Австрия присоединилась к фашистской Германии в 1938 году никто не выкинул на помойку произведения великого Моцарта. Да и гениальных немцев Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона, Штрауса после той страшной войны никто не выкрашивал ни в какие цвета…
Потому что разум дан человеку не просто так. А голова дана не для того, чтобы в неё ели, а чтобы ею думали.

Есть великие, а есть те, кто стирает их память из истории человечества. Вернее, хотел бы стереть, но руки коротки. И душонка мелковата. Потому что не в руках сила, видимо. Творчество - это то, что делает человека великим. Дела делают великим, мысли, философия, сама жизнь, а иногда и сама смерть делают человека великим. Когда знаешь, во имя чего  умер человек и во имя чего он жил. Пушкин велик в любом облике, потому что Пушкин - не памятник. Потому что он жив в своих творениях. Потому что он сам по себе, а никакое не путинский. Потому что война закончится, а Пушкин останется. Те, кто выкрасил памяткник умрёт когда-нибудь, так и оставшись неизвестным, а Пушкин останется. ПАМЯТНИКА НЕ БУДЕТ, А ПОЭТ ПУШКИН ОСТАНЕТСЯ…

Те, кто осквернил памятник Пушкину, выкрасив памятник в цвета флага, осквернили не самого поэта - они осквернили флаг государства. С государственными символами так нельзя. Небрежно, омерзительно, грязно. Мне очень жаль. Очень!

Знаете, мои дорогие, сейчас время больших возможностей. Можно всё. Оправдано это или нет - там будет видно. Но так хочется сохранить что-то важное в это смутное время. Дружбу хочется сохранить, уважение, любовь, верность, порядочность. Хочется, чтобы любой язык был СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ, как ему и было предначертано, а не политическим оружием. Хочется, чтобы деятели искусств оценивали творчество не по языку и стране, а по другим критериям: оно однодневное или навсегда, оно высокое или низкое, оно несёт благо людям или убивает… Именно по таким суждениям и можно судить: а на самом ли деле этот «деятель искусств» является деятелем искусств?
Очень сомневаюсь.

К чему я всё это пишу, зная, что дураков везде хватает?
К тому, что время сейчас особое: мы все проходим тест на совместимость. Совместимость с Богом, с миром, с людьми, с верой… Каждый из нас проходит. Просто прочитайте эти строки, а потом подумайте: во имя чего рушить вечное? Если вы думаете, что это поможет Украине - навряд ли. Поможет как раз-таки Бог, Вера, люди и мир…

«…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца…»
А. С. Пушкин.