Воздушная разведка в Кенигсбергской операции

Валерий Русаловский
            Из оперативных
донесений воздушной разведки
    3-го Белорусского фронта.


 
           ВОЗДУШНАЯ
РАЗВЕДКА В КЕНИГСБЕРГСКОЙ
           ОПЕРАЦИИ

Мощная система обороны и неимоверное сопротивление противника требовали от советского командования взвешенных и продуманных решений. В основе же их лежали исходные данные о противнике, которые поставляла разведка, и в первую очередь “воздушная”. Все остальные действия в этом же аспекте всего лишь дополняли её, детализируя те или иные моменты.

Более того, воздушная разведка велась постоянно днём и ночью, а на “вскрытые” объекты представлялись объёмные фотографии, из которых складывалась общая картина по вражеским войскам. Так в результате боевых вылетов самолётов разведчиков фронтовое командование было обеспечено точными данными о противнике, его намерениях и боевом составе, что позволяло правильно принимать решения и своевременно наносить сокрушительные удары.

В данном случае будут представлены донесения разведывательной авиации штабу 3-го Белорусского фронта за весь период Кенигсбергской операции, с 6-го по 9 апреля 1945 года. При этом необходимо учитывать, что непосредственная информация о противнике в Кенигсберге поступала по дополнительным каналам, от наземной разведки, а также непосредственно от ударных авиационных групп.

Данные воздушной разведки на 6 апреля 1945 года.

По дороге от Койенен на Вайгенен движение 100 автомашин, гружённых ящиками и живой силой. Крагау – скопление до роты пехоты. На опушке леса в одном километре восточнее Меденау (Логвино) скопление пехоты до 100 человек, и шесть миномётов. Юго-западнее Зеераппен (Люблино) пять танков на месте. Северо-восточнее Майгетен, траншеи занятые пехотой до 200 человек. Там же 15 автомашин на месте.

По железной дороге от Фишхаузен (Приморск) на Норгау (Медведево) движение одного железнодорожного эшелона – 20 крытых вагонов. Железнодорожная станция Фишхаузен - 10 железнодорожных составов, два железнодорожных эшелона, один головой на восток, второй – на запад. С востока подходил железнодорожный эшелон - 30 вагонов.

Фишхаузен – шесть барж, гружённых ящиками. По Кенигсбергскому морскому каналу от Пайзе (Светлый) на Пиллау (Балтийск) в движении три баржи. Циммербуде – шесть барж на месте. Гавань Нассер Гартен (Калининград) – 30 барж и 10 парусных лодок.

Данные воздушной разведки на 7 апреля 1945 года.

Базирование авиации противника на аэродромах. Гросс Диршкайм (Донское) – 50 истребителей, Нойтиф (Балтийская Коса) – 25 одномоторных самолётов и пять двухмоторных.

Загруженность портов. От Гросс Хайдекруг (Взморье) по морскому каналу на Циммервуде отмечено движение до 30-ти самоходных барж. Циммербуде (Светлый) у стенки один транспорт. На Пайзе один транспорт под погрузкой живой силы. В порту Пиллау до 10-ти транспортов и 15 самоходных барж. Отошло от порта в западном направлении 30 транспортов с гражданским населением и ранеными.

Железнодорожные перевозки. От узловой станции Фишхаузен, что в 12-ти км. от Пиллау на Палмникен (Янтарное) отмечено движение с обратным возвращением одного железнодорожного эшелона. От Фишхаузен на северо-восток движение двух железнодорожных эшелонов. Один из них с 30 цистернами, второй с 30-ю платформами загруженными ящиками.

От Зеераппен (Люблино) на Фишхаузен движение двух, обратно трёх железнодорожных эшелонов. От Фишхаузен один ж/д эшелон с грузом и ещё пять ж/д составов на Пиллау (Балтийск). От Пиллау на Фишхаузен движение трёх железнодорожных эшелонов, на Пиллау два ж/д эшелона и восемь железнодорожных составов.

Скопление, движение войск и автотранспорта противника. Элленскруг - Кенигсберг двухстороннее движение до 300 автомашин, преимущественно на Кенигсберг. С севера к Гросс Хайдекруг (Взморье) подошло 20 танков. От Гросс Хайдекруг на Кенигсберг движение 16-ти танков. На северо-западной окраине Вэрвальде до 50 автомашин с пехотой. На западной окраине Кенигсберга 45 автомашин на месте. От Кенигсберга на запад движение до 300 солдат. Зеераппен - Вэрвальде окопы, занятые пехотой.

Нойкурен (Пионерск) - 45 автомашин с пехотой на месте. На Гермау (Русское) прошло 100 автомашин с пехотой и 130 автомашин на месте, из них 30 с пехотой. От Гермау на Фишхаузен (Приморск) прошло до 30-ти автомашин, обратно 50 автомашин. На дороге западнее один км. Поерштитен  8 танков на месте.

Калленн -10 танков на месте. В лесу 3 км. южнее рассредоточено до 30 танков и самоходных орудий. От Фишхаузен на Элленскруг прошло 120 автомашин, из них 30 с пехотой, 60 повозок с пехотой и 7 танков. Коббельбуде (Светлое) - 20 танков на месте. Элленскруг в лесу сосредоточено до 200 солдат с вооружением.

Данные воздушной разведки на 8 апреля 1945 года.

Базирование авиации противника на аэродромах. Нойкурен (Пионерск) – 8 самолётов. Гросс Диршкайм (Донское) – 77 самолётов, из них: 24 Ме-109, 48 ФВ-190, 3 ФВ-189, 1Ю-52, 1ФИ-156, Гросс Хубникен – 10 одномоторных самолётов. Нойдорф – 6 Ме-109, 4 Фб-190, 2 Ю-88, Нойтиф – 20 одномоторных самолётов.

Скопление и движение войск, автотранспорта противника. От Раушен (Светлогорск) на Гросс Курен прошло 70 машин, обратно - 30, преимущественно порожняк.  От Хайлигенкройц на Гермау прошло 85 автомашин их них: - 40 с пехотой. От Войдитен на Гермау прошло 110 автомашин, из них часть с пехотой. По дороге от Полленен на Поерштиттен прошло 15 танков.

В пунктах и лесах в районе Крагау, Меденау до 600 человек пехоты, 100 автомашин, семь танков и 30 подвод. В пунктах Гермау – 40, Гафкен - 50 порожних автомашин, Нойендорф (Дивное) – 20 автомашин с боеприпасами.
От Кенигсберга на Фишхаузен прошло до 400 автомашин, из них: до 200 автомашин с пехотой и часть с артиллерией на прицепе, обратно прошло 150 автомашин, из них: - 30 с пехотой.

На поляне в двух километрах севернее Гросс Хайдекруг (Взморье) до 350-400 солдат на месте. В лесу, в двух километрах северо-западнее Войдитен – 12 танков на месте.
Железнодорожные перевозки. Фишхаузен (Приморск) один железнодорожный эшелон направлением на Пиллау, один железнодорожный эшелон вышел направлением на север. От Фишхаузен на восток движение одного железнодорожного эшелона – 30 порожних платформ.

Загруженность портов. По каналу от Циммербуде (Светлый) на Пайзе движение 13-ти самоходных барж, из них: 3 - с гражданским населением. Пайзе – 2 баржи под погрузкой пехоты. Фишхаузен – один транспорт, одна баржа и до 15-ти лодок на месте. В порту Пиллау (Балтийск) в течение дня отмечено до 60-ти транспортов, на которые производилась погрузка пехоты и гражданского населения.

Данные воздушной разведки на 9 апреля 1945 года.

Базирование авиации противника на аэродромах. Гросс Диршкайм – 50 одномоторных самолётов. Гросс Хубникен – 40 одномоторных самолётов. Нойдорф – 6 Ме-109, 4 Фб-190, 2 Ю-88. Нойтиф – 30 одномоторных самолётов.
Скопление и движение войск, автотранспорта противника.

Из района Раушен (Светлогорск), Гросс Нойкурен в район Гермау (Русское) прошло до 265 автомашин, их них - 30 с пехотой, остальные с грузом, обратно – 80 автомашин.

Из района Гермау, Тиринберг в направлении Фишхаузен прошло - 80 автомашин, обратно 135 автомашин, 20 повозок, из них: - 60 автомашин с пехотой. В лесу, один километр южнее Тиренберга (Дунаевка) скопление 20 автомашин и до 300 солдат.

Из района Гросс Хайдекруг, Меденау в направлении Фишхаузен (Приморск) прошло 200 автомашин, 10 орудий на прицепе, из них 80 автомашин с пехотой, обратно - 90 автомашин, шесть танков и 20 подвод. На опушке леса, что в одном километре южнее Шуддиттена – до 300 солдат на месте.

Загруженность портов. Раушен (Светлогорск) – один транспорт, шесть самоходных барж. В портах Пайзе, Циммербуде, Гросс Хайдекруг (Взморье) – 5 транспортов и до 30 барж.  Фишхаузен 8 барж, до 15 лодок. В течение дня в порту Пиллау (Балтийск) отмечено до 20 транспортов и до 30 различных судов, на которые производилась погрузка войск противника.
                *      *      *
На этой статье заканчивается освещение боевых действия всех видов и родов авиации в Кенигсбергской операции. Исходя из общего материала,  нетрудно понять и сделать вывод, какой огромный вклад внесли воздушные соединения в нашу победу. Кстати, их действия, направленные на поддержку и продвижение полевых армий освещены в военной истории достаточно слабо. Более того они не синхронизированы по времени и месту сражений, а наоборот разобщены в победных реляциях каждой из сторон.

Предшествующий материал:
1. Фронтовая авиация в Кенигсбергской операции.
2. Морская авиация в Кенигсбергской операции.
3. Дальняя авиация в Кенигсбергской операции.