О гуманитаризации технического образования

Анатолий Антонец
 
О ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном сообществе особая роль отводится образованию,  ибо именно  оно отражает специфику и особенности сегодняшнего этапа цивилизованного развития и одновременно во многом определяет их. Образование должно быть адекватным современной цивилизации. Поэтому реформирование образования, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем научных знаний, с требованиями к современному образованному человеку, с реалиями современного мира – это  объективное требование времени. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных потребностей граждан, решающим фактором  их социального благополучия и пр.   
Во всем мире идет интенсивный поиск эффективных способов  и методик  обучения, разрабатываются инновационные педагогические концепции и технологии, направлен-ные на достижение высокого качества обучения. Проблема гарантированности качества обучения применительно к высшей школе возникла с одной стороны как вызов к  соревнованию   образовательных систем разных, прежде всего, высокоразвитых стран,  а  с другой - как следствие возрастающей необходимости технологизации процесса обучения в высшей школе. В самой системе высшего образования сейчас  остро стоит проблема разработки инновационных концепций и поиск  эффективных технологий обучения студентов, которые бы позволили   обеспечить гарантированное качество обучения и повышение уровня  компетентности и конкурентоспособности выпускаемых специалистов на мировом рынке труда. 
  Новый этап общественного развития требует от системы высшего образования в ХХI веке подготовки людей, способных жить и эффективно трудиться в условиях современной информационной цивилизации, для которой характерно создание инновационной экономики, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, предупреждение экологических катастроф, решение задач, которые носят интегративный, комплексный характер. Человек, способный решать такие задачи, должен быть инициативным, самостоятельным, уметь работать с информационными потоками, быть способным к созидательной деятельности, иметь определенный запас знаний для вступления в диалог с представителями иных сфер культуры, обладать творческим, нестандартным мышлением. Современное общество в своем развитии как никогда  нуждается в творческих личностях. 
Естественные науки со своей творческой направленностью  не только служат фундаментом технологической базой современной цивилизации, но и способствуют созданию у человека целостного представления о мире. В связи, с чем особое значение имеет естественнонаучное образование,  так как именно оно  готовит человека к жизни в высокотехнологичном обществе как личности, осознающей последствия техногенной цивилизации, целостность и единство мира, взаимосвязь явлений и процессов; личности, способной жить в информационном обществе при увеличении источников и потоков информации. Исходя из этого, почти все государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования  определяют уровни знаний в области естественных наук.  Однако  и  общественно-социальные и гуманитарные науки   должны играть существенную роль  в развитии  и формировании  специалистов  технического  профиля, т.е. таких лиц,   для которых естественные науки являются предметом будущей профессиональной деятельности.
     Исследование теории и практики гуманитарного образования   для  студентов технических и технологических  направлений подготовки, а также результаты проводимых  педагогических экспериментов позволили выявить ряд  существенных отклонений и противоречий:
• между потребностью общества в специалистах, обладающих базовыми естественнонаучными знаниями, которые позволяют им полноценно жить в высокотехнологичном мире, имеющих научное мировоззрение, и реальным качеством   на уровне высшего профессионального образования в технической  сфере;
• между современным состоянием   знания общественных и гуманитарных наук  и содержанием их в учебных пособиях  для студентов  технического профиля;
• между профессиональными интересами, намерениями студентов, лежащими в технической  области, и необходимостью получения общественно-научного образования всеми студентами;
• между необходимостью создания условий для организации активной познавательной деятельности студентов- технических сфер при изучении основ современного общественного устройства; 
 Гуманитарно-общественное образование   студентов технических  направлений будет эффективным, если:
• организовать процесс гуманитарного обучения и просвещения  с учетом интеграции   сведений гуманитарных наук,  как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса;
• учитывать при отборе учебной информации современный уровень развития общественных и гуманитарных наук;
• построить образовательный процесс с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов  инженерных направлений;
• организовать образовательный процесс в соответствии с интересами, психологическими особенностями и  познавательными способностями студентов;
• применить в целях интенсификации образовательного процесса структурно-логический подход к организации и представлению гуманитарно-общественной  информации.
  Под эффективностью обучения следует  понимать сформированность общекультур-ных компетенций, наличие мотивации к изучению гуманитарных  наук.
  Рациональная система преподавания непременно должна ставить студента в условия, способствующей активизации его познавательной деятельности. Многовековым опытом установлено, что «шкала качества знаний» такова: внизу расположены знания, полученные путём механического запоминания (чего живая жизнь не знает вовсе), а вверху – знания, добытые в результате сложного процесса мышления. При  воспитании в интеллектуальных «шорах» получается структура эрудированной личности. Обстановка же интеллектуальной свободы – приводит к образованию творческой личности.
  Рациональный метод подготовки  специалистов должен включать работу с книгой, как с основным источником информации. Несмотря на бурное развитие в последние годы средств электронной телекоммуникации книга и в XXI веке будет оставаться главным средством обучения, так как на реальном производстве   пока далеко не всегда встречаются сложные электронные системы и средства дистанционной связи.
Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума.
С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной работе.
При проверке качества знаний следует ориентироваться не только на конечный результат решения той или иной задачи, но и также и на  сам  процесс его получения.
Совершенно не допустимо перегружать студента информацией сверх его возможностей. Это приводит часто к обратному результату. Известны многочисленные случаи, когда круглые отличники ничем не проявляют себя в реальной жизни, а бывшие «серяднички» добиваются выдающихся результатов во многих сферах.
        Отбор материала для учебного процесса – один из самых ответственных в современной педагогике. Поэтому необходимо подвергнуть ревизии подход, когда общественное мнение по старинке преклоняется перед «ходящими энциклопедиями», ибо будущим творцам новой техники и технологий нужно несколько  иное.
Особенности памяти эрудита и творческого работника различны. Постоянно действующий механизм ассоциаций (в этом  им  сильную поддержку оказывают социально-общественные и гуманитарные науки, и особенно чтение высоконравственной художественной литературы и прослушивание хорошей классической музыки)  даёт последним несомненные преимущества, повышая вероятность получения той комбинации, которая именуется открытием.
В качестве парадоксальных моментов в структуре образования можно отметить  такие обстоятельства:
- Х. Рембмайром (Германия) составленные специальные карты, на которых отмечены районы с наиболее интенсивным появлением  выдающихся людей. Карты свидетельствуют, что таланты прорастают в точках напряженного духовного общения (глухие места с однородным составом населения, менее всего благоприятны для становления творческой личности). Преимущества имеют портовые города, а также пункты пересечения торговых  «артерий», т.е. центры, являющие пеструю смесь  «одежд и лиц, племен, наречий, состояний”;
- при творческой работе и исканиях полезно обогащать себя результатами других исследований, желательно из неродственных областей (подобный фактор следует и использовать при составлении расписания занятий и домашней самоподготовке: чередовать занятия разнородными дисциплинами). Согласно наблюдений А. Пуанкаре: среди комбинаций ответов самыми плодотворными оказываются те, элементы которых взяты из наиболее отдаленных друг от друга областей. У Дж. Пойа большего уважения заслуживает исследователь, обнаруживший между ними связь;
- при формировании творческой личности и способностей большую роль играет  «культурный фон»эпохи, формирующий не просто личность ученого, педагога, специалиста, а также их научные воззрения, приемы и методы исследовательского поиска, их творческий потенциал;
- засвидетельствована порою  «отрицательная роль » обширных знаний в различных областях науки и техники. Так У. Рамзай отмечал, что слишком обширные знания в специальной области, скорее становятся препятствием в процессе научного творчества, чем помогают ему.
Чрезмерная эрудиция ведет к утрате способности осознать частную задачу, как общую.
При обилии  знаний специалист (в большей мере узкого профиля) порою заслоняет  в исследователе разносторонне мыслящую личность, угнетает фантазию, которая скорее посещает человека, не обремененного обширными знаниями.
    Впечатляют многочисленные факты из биографий крупных ученых и изобретателей, когда больших научных и технических успехов достигают люди, получившие базовое образование в других сферах науки и человеческой деятельности   (Табл.1).  В этом списке уверенно лидируют  представители  гуманитарного и социально-общественного  образования.
Факты резких переходов специалистов гуманитарного профиля в естествознание и из технических сфер в гуманитарные рельефно говорят о значении некоторого «дилетантизма». Особенно успеха добиваются специалисты меняющие общественно-гуманитарные сферы (отсюда видна большая роль основательной базовой гуманитарной подготовки для специалистов технического профиля) и «переходящие» в естественнонаучную область, по сравнению с теми, кто переходит в близкие области знаний ( точные и естественные науки).
 Представители гуманитарного знания оказываются удачливыми в точных науках и потому, что они не связаны жесткой дисциплиной однозначных решений, которую несет с собою учеба в области точных наук. Гуманитарное образование приучают к разнообразному толкованию одного и того же, что  мало свойственно представителям естественнонаучных и точных наук.
Словом, специалисту следует приобрести свойство личности – отвлекаться от знаний, определяющих его узкий профиль, приобрести умения «расслабится» и проявить «недисциплинированность» в оценке исследовательской задачи, т.е. необходимо посмотреть на свой предмет глазами стороннего наблюдателя. Этому  как раз учат  гуманитарные науки   и, прежде всего, высококачественная  художественная  литература.
      Психологи обратили внимание, что просмотр картин, отражает интеллект и является индикатором профессиональной специализации. Творческих личностей привлекают картины, заставляющие думать и вызывающие неожиданные ассоциации.
     Человек отличается от других живых существ тем, что обрабатывает семантическую (смысловую) информацию и не может существовать в семантическом информационном вакууме.
Общеизвестно, что человеческий мозг обладает способностью принимать самую разнообразную информацию, если она подается легко, свободно, интересно… Этому как  раз и способствуют  чтение художественной литературы  и  слушание музыки. Разная по характеру музыка воспринимается с неодинаковым участием левого и правого полушарий головного мозга. Так классическая музыка (произведения Моцарта, Шопена, Гайдна, Вивальди и др.)   вызывает большую активность структур мозга правого полушария, отвечающим за абстрактное мышление. После такой музыки человек испытывает состояние: комфортности, душевного равновесия, ощущает легкость в теле, тихую грусть, щемящую радость, вдохновение к творческой деятельности. При этом формируются разные ассоциации и воспоминания: становится легче фантазировать и размышлять о смысле жизни. Ритмическая  (джазовая и поп-музыка) активизируют левое полушарие головного мозга. Эта музыка, прежде всего, вызывает желание двигаться и не о чем не думать. Чтение активно формирует способность левого полушария к абстрагированию. В итоге  «читающий человек»  трансформируется в более интеллектуальную личность, нежели тот, кто всецело отдается лишь зрительным впечатлениям, без их осмысливания в словах (телевидение  и просмотр кинокартин ( боевики, ужастики, спортивные передачи).
 Все это вместе хорошо согласуется  и совпадает  с основными  пунктами   Закона Республики Узбекистан «Об образовании» (1997г.) и Закона Республики Узбекистан «О Национальной  программе по подготовке  кадров» (1997г.),  где сказано, что необходимо  обеспечить гуманитарную направленность образования на основе богатого духовного и интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей,   и что гуманитаризация образования - формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.  Государственная политика нашей страны  в области подготовки кадров предусматривает становление разносторонне развитой личности. 
.
СПИСОК
фамилий ученых  «всех стран и народов» внесших исключительный вклад в развитие различных наук и получивших базовое образование в других сферах.

Таблица № 1
Фамилии учёных Страна Базовое образование Область знаний,   где он свое имя обессмертил  Примечание
А. Лавуазье Франция Юридическое Химия
Г. Гельмгольц Германия Медицинское Физика
Н. Коперник Польша Юридическое Астрономия Медицинское
Т. Браге Дания Юридическое Астрономия
В. Струве Россия Филологическое Астрономия, математика
П. Гассенди Франция Философское Астрономия, физика Священник
Э. Хаббл США Юридическое Астрономия Открыл  «Красное смещение»
В. Гершель Англия Музыкальное Астрономия Учитель музыки, органист
К. Гаусс Германия Филология Математика Король математиков
Л. Эйлер Германия Россия Филологическое Математика
М. Фарадей Англия Самоучка Физика Химия
Ф. Шиллер Германия Медицинское Литература
Омар Хайям Средняя Азия Гуманитарное Математика
Лейбниц Германия Гуманитарное Естественные науки Энциклопедист
В. И. Даль Россия Медицинское,    Филология морской офицер
А. П. Чехов Россия Медицинское Литература
В. В. Вересаев Россия Медицинское Литература
И. Грассман Германия Филологическое Математика Векторный анализ
П. Ферма Франция Юридическое Математика
У. Эшби Англия Медицинское,  Кибернетика психиатр
А. Авогадро Италия Юридическое Физика, химия
Отто фон Гереке Германия Юридическое Физика
Х. Гюйгенс Германия Юридическое Физика
Ч. Таунс Англия Гуманитарное Физика
Г. Плеханов Россия Горный инженер Социальные науки
М. Бакунин Россия Военное Социология
В. Франклин США Филологическое Физика Государственный деятель
П. Лебедев Россия Гуманитарное Физика
М. Ломоносов Россия Гуманитарное Естественные науки Энциклопедист
Улугбек Средняя Азия Гуманитарно-политическое Астрономия, математика
Абу али ибн Сина Средняя Азия Гуманитарное Медицина Энциклопедист
И. М. Губкин Россия Гуманитарно-педагогическое Геология нефти
Д.Джоуль Англия пивовар Физика
А.И.Куприн Россия военное Литература
А.И.Солженицын Россия Физико-математичнское Литература Нобелевская премия
 
Литература
         1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,

 2. Магомедов Р.Ф. Проблемы повышения эффективности обучения в вузе.   Современная высшая школа № 3/15. Варшава . 1976.

3. Марквардт К.Г. Проблемы научной организации учебного процесса в вузах и      пути ее решения. Сб. «Новое в теории и практике обучения». М.,  «Знание”, 1979.

4. Сухотин А.К. Парадоксы науки. М., Молодая гвардия, 1978.