Руки дипломата. История десятая. Толя, ты плохой д

Светлана Зайцева
    Долго я не возвращалась к своим запискам о моём отце...
Не то чтобы не было материала (он был - и очень хороший! И в достаточном количестве!), но иногда продолжению моих записей мешали обстоятельства, а иногда - и внутренние сомнения...
Сейчас я ими с вами поделюсь.

   Дело в том, что мне хочется написать не только хорошую, но и ПРАВДИВУЮ книгу о моём отце.
   Поэтому мне поневоле приходится касаться тем неоднозначных, щекотливых...

   Так хочется представить отца этаким положительным героем: сгладить его недостатки, отрицательные черты, какие-то(и порой весьма существенные!) минусы в его характере и поведении...

   Не мне его судить.
   Я - его дочь.
   И этим всё сказано.


  И всё-таки кое о чём хочется рассказать, чтобы портрет моего отца предстал более полным, более правдивым, более достоверным.
Более РЕАЛИСТИЧНЫМ, в конце концов!

  Опишу один эпизод из ранней моей юности, который запомнился мне отчётливо.
Эпизод (предупреждаю сразу! - печальный).

  Умирала моя старая тётя: Татьяна Фёдоровна Мануйлова (в девичестве Орлова).

  Она была старшею сестрою моей бабушки (Анны Фёдоровны Орловой) и принадлежала к большому клану Орловых, вышедшему из деревни Чеприно Солнечногорского района Московской области.

  Расскажу немного о тёте Тане (я называла её именно так).

  Первое, что вспоминается о ней это ДОБРОТА.

  Она была одинока.

  Личная жизнь её не сложилась в самом начале: в восемнадцать лет она вышла замуж, а в девятнадцать-двадцать молодой муж её бросил.

   Уехал на курорт, встретил там какую-то зазнобу - и к Танечке возвращаться не пожелал.

  Прислал ей "с юга" телеграмму, в которой открытым текстом сообщал: "ДОМОЙ НЕ ВЕРНУСЬ ТЧК УСТРАИВАЙ ЖИЗНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО".

    Танюша так и осталась одна...

   Она много лет проработала в Елисеевском гастрономе на улице Горького в Москве продавцом в бакалейном отделе: взвешивала макароны, манку, гречку, сахар.
А в хорошие времена - и конфеты (вкусные, сладкие, в разноцветных советских обёртках).

   И сама она была пышная, сдобная.

   Улыбалась столичным покупателям.

   Всегда была опрятной, чистой, приветливой.

   Одним словом, Танечка была "добрая душа".

   Да, она была немного простоватой, это верно. Но радушия, гостеприимства ей было не занимать.

   Мужчин в её жизни больше не было.

   Детьми обзавестись она тоже не успела, поэтому старость коротала одна.

  Иногда я приезжала к ней в гости в её небольшую однокомнатную квартирку на юге Москвы.

   Она принимала меня, как родную внучку: угощала пирогами, развлекала разговорами.

   Мы с нею ходили на прогулки в парк, который находился недалеко от её дома...

   Называла она меня попросту: "РОДНУШКА".

   А когда ей исполнилось семьдесят лет, с тётей Таней случился - инсульт.
Родных у неё не было никого - кроме многочисленных сестёр и братьев, разбросанных по Москве и Подмосковью.

  Сёстры взялись ухаживать за ней.
Особенно заботливо за нею ухаживала тётя Валя (младшая сестра Татьяны, Валентина Фёдоровна Орлова). Она тоже была одинока, и забота о сестре стала самым важным делом её жизни...

  Что значит уход за лежачей тяжелобольной, говорить не приходится.

  Я считаю, что тётя Валя совершила настоящий подвиг: несколько долгих лет она буквально кормила старшую сестру с ложки, неотлучно дежурила у её кровати...
(И этим, как ни странно это прозвучит, только продлевала её мучения).

  И это притом, что сама была уже человеком очень пожилым и требующим внимания и заботы.

   Но она об этом даже ни разу не заикнулась.

   Здесь надо знать сестёр Орловых, их клан.

  ГОРДОСТЬ, САМОУВАЖЕНИЕ, ДОСТОИНCТВО - вот отличительные черты тех, кто к нему принадлежал и принадлежит до сих пор.
(А было их, сестёр, ни много ни мало - десять человек! Если, конечно, мне не изменяет память).

   Уход за тётей Таней стал для тёти Вали самым настоящим испытанием на прочность, на твёрдость духа.

  Но вернёмся к моему отцу.

  Он, конечно, знал о тяжёлой болезни Татьяны Фёдоровны и о том, что тётя Валя верно и преданно за нею ухаживает.
С "тётушками" (так называла их мама, а вслед за нею - и мы) отец поддерживал вежливые, но сдержанные отношения.

  Однако, когда он узнал о смерти тёти Тани, то он в присутствии моей бабушки вздохнул облегчённо: "Ну, слава Богу, отмучилась!"

   Что он хотел сказать этой фразой?
   И кого он имел ввиду?

   Конечно, он всячески сочувствовал и тёте Тане, и тёте Вале...
Мой отец - очень добрый (иногда мне даже кажется ЧЕРЕСЧУР ДОБРЫЙ!) человек.
Но в тот момент он выразил свои чувства именно так...

   Смерть близкого человека всегда большое горе.

   Это ясно. Это даже не обсуждается.

   Думается мне, что отец имел ввиду другое...

   Вероятно, в какой-то степени смерть тёти Тани стала для тёти Вали и освобождением от тяжкой,(я бы даже сказала даже - непосильной!) обязанности, от ЧУВСТВА ДОЛГА, через которое она никоим образом не могла переступить...

   Об этом не решались сказать вслух, но эта мысль присутствовала...

   Однако баба Аня (а мы, внуки, называли нашу бабушку именно так) восприняла фразу моего отца как личное оскорбление - и ответила ему просто и коротко:
"Толя, ты - плохой дипломат!"

   В этой фразе чувствуется вся БАБА АНЯ, всё её чувство достоинства - и вместе с тем - невозможность стерпеть, принять личную обиду...
Промолчать...

   Вот такой случай...

   И добавить мне к нему даже сейчас, по прошествии лет, нечего...

   Ушла тётя Таня.

   Через несколько лет умерла моя любимая бабушка.
   А ещё через какое-то время не стало и тёти Вали.

   Она умерла одиноко, в пустой квартире.
   Родные всполошились только тогда, когда она перестала отвечать на телефонные звонки...

  Но мне, дорогие мои читатели, не хочется завершать этот свой небольшой рассказ на грустной ноте.

  Ибо всё, что с нами БЫЛО, оно -  С НАМИ: все добрые слова, сказанные нами - и о нас.
  И то, чему научили нас люди, которые дороги нашему сердцу...

  Поэтому я сейчас и ставлю в своём рассказе не точку, а многоточие...

  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)