Три брата в стихах

Королёва Евгения
В стародавнее время
В далёкой стране
Жили три брата -
Три молодца славных.
Были они веселы и ловки,
Собой хороши,
Как солнышко ладны,
Поле пахали
Да сеяли рожь,
Отца уважали
И мать свою тоже.
Старшего брата звали Степан –
Очень силён он был и удал,
Среднего брата звали Егор –
Грамоту знал и был он умён,
Младший же брат звался Иваном –
Песни он пел и плясал так забавно,
Народ веселить наш Ванюша любил,
Лихие коленца в присядку чудил.
Жили они не тужили, как вдруг,
Вздумалось братьям
В город податься,
На людей посмотреть
Да самим показаться.
Сказали, решили и вот уж прощаются
С домом родимым
И в путь отправляются.
Шли братья лесом,
Шли они полем,
Разных чудес навидалися вдоволь
И вот, наконец-то, в назначенный час
Град стольный пред ними предстал без прикрас.
К чему украшать что красиво и так?
Град тот полыхал и сиял как пожар!
От золота в нём было ночью светло,
А в пасмурный день весело и легко.
Над городом радуга вечно висит -
То яхонтов цвет самоцветный горит -
Любуются братья всей этой красой,
Досели неслыханной,
Чудной такой.
Идут они мимо резных теремов
И вдоль белокаменных царских дворцов,
Всё дивно вокруг так кажется им.
А народу кругом –
Ну хоть пруд им пруди!
Выходят на главную площадь они
Там знатная ярмарка шумит, гомонит.
Там кто покупает, а кто продаёт,
А кто-то тот просто глазеет и всё.
А что ещё делать
Коль денежек нет?
За спрос ведь не платят -
Вот весь и ответ.
Чего только не было на ярмарке той!
Всего то там вдоволь
Всего-то с гурьбой.
Там скоморохи людей развлекают,
Частушки поют,
На трещотках играют.
Иван посмотрел на них,
Хлопнул, притопнул
И в плясовую пустился галопом.
Всё шире и шире круг он берёт,
Всё звонче и звонче песни поёт,
А то прибаутку смешную расскажет,
А после и шутку какую прискажет.
Хохочут купцы, и бояре, и люд,
Хохочут до слёз и до боли в боку.
«Но кто он таков
Этот мил-человек,
Что развеселил до единого всех?
Каких он краёв?
И званий каких? -
Не знает никто его. –
Стало быть из чужих.
Но кто бы он не был,
Такому таланту
Путь во дворец -
Ни много ни мало!
Царя веселить и весь его двор».
А что же меж тем Степан да Егор?
Они ведь прославиться тоже не прочь,
Теперь безызвестными быть им не гоже.
Идут вдвоём дальше,
Вдруг видит Степан
Молодцы-удальцы тянут канат.
Упираются, тащат каждый к себе,
Выясняют они - ну кто же сильней?
Подошёл к ним Степан,
Усмехнулся. Народ
Ту усмешку подметил:
«Да кто ты таков?
Ты попробуй-ка сам в состязание вступи!
Может трусишь?
Так что же?
Давай, подходи!»
После слов таких доле не медлил Степан
Поплевав на ладони, взял он в руки канат:
«Ну, кто сильный здесь самый?
Подходи, не робей!
Сколь ни есть вас –
Беритесь все за другой вы конец».
Что ж, таких смельчаков набралось очень много –
Человек пятьдесят
Или даже все сто,
Но сколько б они не тянули канат,
А с места не сдвинулся Степан ни на шаг.
Он только смеётся над ними над всеми,
Задорит и дразнит,
Но вот надоела
Ему наконец
Такая забава,
Степан посильнее дёрнул канат
И, кувыркаясь через друг дружку,
Все силачи повалилися в лужу.
Притих тут народ,
Уважительно смотрит:
«Каков богатырь!
Это ж надо так ловко!
Такой то силач должен в войске служить,
Верой и правдой страну сторожить».
Егор же, тем временем,
Другим состязаньем
Был увлечён -
Знатный боярин
Обещался отдать
Свой кошелёк
Любому тому
Кто по весу его
Сколько монеток в нём отгадает,
Точную цифру без счёта узнает.
Но вот в чём загвоздка –
Задачка народу,
Очень трудна оказалась -
Не в пору.
Много охотников до кошелька,
Только не вышло у них ни шиша.
Тут взял в свои руки Егор кошелёк,
Подержал на ладони,
Прикинул чуток
И сказал без сомнений,
Что в кошельке
Сто пять золотых
И ни меньше монет.
Крякнул боярин:
«Всё точно. Сошлось.
Ай, молодец! Попробуй ещё.
Вот потруднее задачка тебе.
Держи кошелёк.
А в нём сколько монет?»
Но брови сурово сдвинул Егор:
«Нет там монет, а только песок.
Обманщик ты барин как есть».
«Нет, дружок.
Мне лишь испытать захотелось тебя».
Но тут загудела в восторге толпа:
«Такому умельцу дорога одна.
Лишь в казначейство,
За златом следить».
На том пути братьев пока разошлись.
А дни, между тем,
Словно птицы летят,
То солнце, то месяц
С неба глядят,
И воют ветра,
И дубравы шумят,
И листья желтеют,
И белеют поля,
И вот уже снова дева-весна
Прошла по земле
И зазеленели поля,
Цветы зацвели,
И запел соловей,
А следом за ней,
За красавицей сей,
И жаркому лету настала пора,
А значит я сказку продолжу друзья.
Не знаю как вам,
А мне любопытно
Узнать как живут братья
И что сталося с ними,
Где служат они
И в каких-то чинах.
Обо всех по порядку –
Силач наш Степан
До воеводы царя дослужил,
Царское войско на басурмана водил,
Край свой родной
Себя не жалея
От ворогов злых защищал, к лиходеям
И супостата безжалостен он
Поражений не знает в бою. А Егор
Знатным тем временем стал казначеем,
При нём воровать никто уж не смеет,
И деньги, и золото
В казну льются рекой,
Страна процветает,
Благоденствует люд.
Иванушка ж главным стал скоморохом,
Царя и народ до седьмого он пота
Веселил и смешил
Одним словом – артист
Был любимцем он публики,
Крики «на бис»
Были ему
Лучшей наградой.
В почёте большом
Жили три брата
На месте своём
Служа верой и правдой.
Об одном лишь кручинились шибко они -
Жён у них не было
И хоть не мало
Девушек красных вздыхало по ним,
Да всё не те.
Любили они
Дочек царя –
Царевен прекрасных.
Их всего трое
Точно как братьев.
Василису, Елену и Марфу любя
Подступиться не смели к ним братья. И как
Сделать они бы это посмели?
Они ведь не принцы, не королевичи,
Не знатного рода,
А мужицкого племени!
Но сердцу умом не прикажешь, Степан
Однажды сказал своим братьям вот так:
«Чем мучиться нам, пойдёмте к царю
И всё ему выложим как на духу.
Царевен посватаем
И пусть хоть потом,
Велят нас прогнать или казнить,
Всё равно без царевен
Нам жизнь уж не в жизнь».
«Давно то же самое и у нас на уме», -
Ответили братья и пошли во дворец.
Представ перед светлые очи царя
Молвили братья:
«Ты, батюшка-царь,
Позволь нам сперва слово сказать,
А потом уж казни или милуй, но нам
Без царевен прекрасных жить уж нельзя,
Мы сватать пришли их у тебя», -
И собственной дерзостью поражены
Головы низко склонили они.
Царь было очень разгневался, но
Потом успокоился,
Подумав о том,
Что может не так уж и плохо в зятьях
Иметь ему этих трёх братьев, ведь сам
Он уж давно молодцов тех приметил
И все их заслуги конечно заметил,
Считал, что полезны они государству,
Ценил и любил их.
А тут ведь как раз
Задумал мужей он царевнам искать
И сватались многие, но всем отказ.
Хотелось царю найти самых достойных:
Не лентяев, не трусов,
Чтоб был он спокоен,
Чтоб были они благородны, честны,
Но повывелись принцы –
Нет больше таких!
Царь-отец мудр был,
Не даром же царство
Коим он правил было прекрасно,
Поэтому так он решил сказать братьям
Отказ не спеша им сразу давать:
«Пусть шанс у них будет,
Задам им задачку
И если сумеют они с нею справиться,
То быть им в зятьях у меня неприметно,
Если, конечно, согласятся царевны» .
«Много вы просите,
Не по Сеньке ведь шапка,
Но, так и быть,
Загадаю загадки вам
Сумеете сладить с ними друзья
Тогда разговор, а нет – на себя
Пеняйте. А только
Знаю три дива.
Молва о них бродит по свету, и видно 
Были б полезны они государству.
Первое диво –
Самобранная скатерть,
Не будет знать голода с ней наше царство.
Диво второе
Очень сурово,
Меч-кладенец –
Его имя такое.
И если он будет в каком государстве
Не будет в том воин, а также и распрей.
Третее диво всем на потеху,
Можно увидеть в нём весь белый свет -
Яблочко катится,
По блюдечку кружиться,
Что не попросишь –
Всё покажет: «Любуйтесь».
Нужны в моём царстве такие диковинки,
Да где их найдёшь?
И не сказка ли всё это?»
Сказал царь об этом трём братьям, велел
Искать им чудесные диковинки те,
А сроку на всё дал год и три дня,
Пожелал им удачи
И проводил из дворца.
Братья сей час же отправились в путь,
Не думая даже перед дорожкой вздремнуть.
Только куда им путь свой держать?
То ведь не ведомо –
Эх Была ни была! -
Братья тогда
Бросили жребий
И куда указал он
Туда и поехали.
Долго ли коротко
На встречу река,
Очень ширОка и глубокА,
На бережке же старушка сидела
И было заметно, что кручинится крепко.
Братья все к ней:
«Что случилося, бабушка?»
«Ах, сыночки-сынки, лучше не спрашивайте!
Надобно мне на тот берег попасть
А моста то и нет.
Вот какая оказия,
Приключилась со мной».
Улыбнулись ей братья:
«Эка беда! А ну-ка давайте,
За работу возьмёмся, тут делов-то чуток».
Миг пролетел,
А мосток уж готов.
«Пожалуйста, бабушка!»
«Ох, спасибо! Я вас
За доброе дело награжу-ка сейчас.
Вот, возьмите клубок.
Он не простой –
Верный вам путь указать он готов.
Куда поведёт –
Туда и ступайте.
Чем смогла – помогла.
Теперь же, прощайте», -
Улыбнулась старушка
И исчезла-растаяла,
Как будто и вовсе её небывало.
Подивилися братья,
Но некогда им -
За клубком спешить надо,
Он в путь их манит.
Близко далёко ли,
А только предстал
Перед братьями лес густой,
Непролазный. Туда
Быстро клубок прошмыгнул меж ветвей
Братья ж остались –
Не пройти следом им.
«Мне показалось, или же правда
Дерево то ухмыльнулось», - Иван
Даже попятился.
Все присмотрелись
И вправду в лесу
Деревья живые,
Их ветки как руки
Переплелись
И дальше пройти не дают нынче им.
«Ого-го! Ни видал я такого ни разу», -
Удивился Степан.
«Да, странно так странно», -
Решили три брата
И стали гадать
Как быть им дальше.
Тут показался
Меж стволов старичок.
Вдогонку ему
Крикнули братья:
«Дедушка, стой!
Помоги нам, пожалуйста!
Как сквозь лес перейти?
Может ты знаешь?»
Был им ответ:
«Может и знаю,
Но для начала
Скажите-ка мне,
Кто такие? Пожаловали
Сюда вы за чем?»
«Мы такие такие-то, -
Ответили братья, -
Чудес небывалых
Неприменно сыскать
Велел нам царь-батюшка».
«А я Лесовик.
Вход в страну сказок охраняю. Но вы,
Значит попасть хотите туда?
Тогда в добрый путь,
Только трудно же вам
Придётся, а впрочем
Милости просим.
Яблочко с блюдечком
У Бабки Ёжки,
Меч-кладенец
У Кощея Бессмертного,
У Горыныча - скатерть.
Идите скорее вы», -
Махнул Лесовик
Рукою своей,
И лес расступился -
Братья в сказку вошли.
Туда, где уже их
Клубочек заждался
И далее в путь за собою позвал.
Привёл их к избушке,
Да не простой –
На куриных то ножках.
«Как же в неё
Войти мы все сможем?» -
Молвил Иван,
Кругом обойдя,
А двери не найдя.
«Ну-ка, избушка,
Встань к лесу ты задом,
К нам стало быть дверью», -
Егор дал команду.
Скрип тут раздался,
И в тоже мгновенье,
Кряхтя и охая
Пришла избушка в движение.
Шажок за шажком
Развернулася к братьям
И дверь им открыла:
«Входите, пожалуйста».
Братья вошли и видят старушка
На печке сидит,
Носок вяжет скрипучий.
И хмуро на братьев
Изподлобья глядит
«Фу-фу-фу, - говорит, –
Давненько я что-то
Людей не встречала,
А тут сразу трое.
Славный из вас
Выйдет обед,
И завтрак, и ужин.
А ну живо в печь
Полезайте все разом!»
«Ну, потише, бабуся! –
Улыбнулся Иван. -
Зачем же сурово так
Встречаешь ты нас?
Для начала прости,
Коль помешали,
Не званы, не прошены,
Но мы ведь не просто так.
Нужно волшебное
Нам блюдечко с яблочком».
«Нет не просите,
Ни за что не отдам.
Оно у меня,
Можно сказать,
Одно развлечение осталось и только.
А как вы голубчик думали,
Просто так,
Столетиями тут одной мне сидеть?
У меня ведь по сказке образ злодейки,
Поэтому все подальше от сели
Держаться стараются.
Мне даже частенько
Словом и тем
Перемолвиться не с кем.
И яблочко с блюдечком
Мне одно утешение.
Я в нём хоть на мир посмотрю, на людей
И сразу становится мне веселей.
И вам вдруг отдать?
Ну это уж нет!»
«Но можно ли нам
Отдохнуть хоть немного?», -
Понурились братья.
«Что ж это можно, -
Махнула Яга. –
Говорю ж, что не злая.
Я пока пирогов
Вам в дорогу настряпаю.
ГолоднЫ верно вы?»
Братья сели на лавку,
Головы свесили.
Взял тут Иван
Гусли, что рядом лежали
И струны
Тронул легонько,
Запел песню грустную.
Баба Яга бросила тесто
Села за стол
И заслушалась крепко.
Закончил Иван
Песню свою,
Просит Яга чтоб сыграл он ещё.
Ударил по струнам Иванушка вновь,
Заиграл плясовую,
А значит кругом
Заходило, задвигалось всё ходуном.
И первой избушка закружилася в танце,
А следом за ней
Уж никто устоять
На месте не смог:
Кот и метла,
Печка, и стол, и большая скамья.
Чулок недовязанный пляшет с клубком,
А рядом танцуют спицы с крючком.
Наконец и хозяйка – Баба Яга
Пустилася в пляс
Словно вновь молода.
Весь день и всю ночь,
Всю ночь и весь день
На гуслях играл Иван
И звонко пел.
«Ой, милок, перестань! –
Попросила Яга. -
Хорошо ты играешь,
Да больно стара.
Эх, как бы мне
Так играли всегда!»
«Так за чем дело встало? –
Удивился Иван. -
Давай научу
Твоего я кота.
Эй, кис-кис, не робей!
Держи гусли вот так,
А лапы вот эдак.
Это просто совсем!»
И ведь выучил метко,
Благо же кот оказался понятлив.
«Ну спасибо, Ванюша,
Теперь я на завтра
В гости к себе
Всякую нежить
Назову. Пусть послушают
Моего Котофеича.
Вот все удивятся.
Бери яблочко с блюдечком».
«Спасибо вам бабушка!»
И дальше в путь
Отправились братья
Вслед за клубком.
Долго ли коротко,
Близко далёко ли
Вырос пред ними
Замок суровый -
Стоит подпирая
Тучи и небо.
«Туда верно нам.
Хозяева, где вы?» -
Крикнул Степан.
И в то же мгновенье
Двери пред ними
Растворились, но только
Пусто внутри
Не видать никого.
«И где же хозяин?»
«Идёмте искать его».
Тут голос сердитый,
Грозный раздался:
«Кто вы такие,
Названные гости?
И как вы посмели
Покой мой нарушить?
Знаете, что натворили вы?
Слушайте ж!
Уже вечность целую
Чахну над златом я,
Один  в замке этом
И всё считаю,
Считаю, считаю, считаю его!
И вот мой подсчёт
Почти завершён.
Но тут, на беду мою,
Являетесь вы,
Со счёта сбиваете -
Теперь я забыл
Всё и мне заново надо начать -
Не прощу никогда вам того.
Бойтесь меня!
Не уйти вам от сюда,
Прощайтесь же с жизнями!» -
Вышел к братьям Кощей -
Замка мрачный владелец,
Кожа да кости,
Весь закован в железо.
«Подожди же, Кощей,
Шуметь бесполезно.
Какой тебе толк от нашей погибели?
Давай помогу я тебе.
Покажи мне,
Где злато своё ты хранишь,
Постараюсь
Я счесть его точно, а нет
Так пожалуйста,
Руби мою голову, –
Молвил Егор. –
Я большую вину
Признаю за собой.
Но мы не специально
Прости ты уж нас.
Показывай золото
Прямо сейчас».
Разозлился Кощей:
«Мальчишка, как смеешь
Так говорить мне,
И решить что сумеешь?!
Думаешь просто то?
Уж это нет!
Там же работы
На много сот лет,
А может и боле,
Но, коли так,
Пойдём,
Посмотрю я
Хвастун на тебя».
Повёл он Егора
К богатствам своим,
Иван со Степаном следом пошли.
«Давай, начинай», -
Засмеялся Кощей.
Крякнул Егор:
«Да, добра и впрямь много.
Недели на две мне работёнка».
А злата и точно было там без конца,
Что в сундуках,
Что навалено так.
Засучив рукава
Начал Егор
Вести утомительный
Сокровищ подсчёт.
Злато и сЕребро в руках у него
Так и мелькают
И льются рекой.
Рябить у Кощея
Уж стало в глазах.
А Егор всё считает
Ничуть не устав.
Но вот наконец
Долгожданный итог:
«Принимай же хозяин! Подсчёт завершён.
Злато вот столько-то,
А ещё серебра,
Камениев разных,
Посуда, шелка.
Всё учтено, всё подсчитано точно».
Кощей чуть не в слёзы:
«Вот спасибо большое!
Счастье какое,
Теперь я свободен.
Я без тебя,
Друг мой хороший,
Совсем бы зачах,
Заржавел бы уж точно.
Проси чего хочешь,
Ничего мне не жалко».
«А раз так,
Кладенец-меч
Не изволишь пожаловать?»
«Конечно бери!
Где-то валялся он.
Сейчас принесу,
Мне он не надобен.
Я ведь бессмертный.
Но возьмите хоть злата
Сколько-нибудь».
По монетке три брата
Взяли на память
И вслед за клубком
В путь свой пустились.
Так долго ли коротко
Шли они, только
Набрели на пещеру,
А рядом село.
«Не здесь ли Горыныч?» –
Спросил братьев Иван:
«Эй! Люди добрые,
Отзовитесь вы нам!
Не здесь ли живёт
Огнедышащий змей?»
Но тихо всё -
Нет им ответа.
«Да что же такое,
Не уж то тут вправду
Нет никого?»
Вздох робкий раздался
И прямо к трём братьям
Вышел парнишка
От страха дрожащий:
«Здесь змей Горыныч.
Где ему быть ещё?
Один я остался.
Всех прочих уж год
Как унёс окаянный.
И верно сожрал он их уж давно.
Но зачем нужен вам он?
Пропадёт ведь сами!
Страшен он очень».
«Только не нам.
Идёмте же, братья», -
Топнул Степан
У входа в пещеру.
И задрожала –
Содрогнулась земля:
«Эй, чудовище мерзкое, выходи!
Я тебя
На честный на бой вызываю сейчас,
За злодейства свои
Пора ответ дать.
Выходи же немедленно!»
И тут столб огня,
Туча пепла и серы
Из пещеры столбом,
Следом за ними взмыл высоко
В небо Горыныч
Чудо-Юдо трёхглавое:
«Как осмелился мне
Ты вызов бросать?
Кто ты таков?
Ну теперь же держись!
От меня ты пощады
Даже не жди!».
«Нам пощады не надо».
Вырвал с корнем Степан
Дуб вековой,
Легко его взял
Вместо дубины,
Приготовился, ждёт,
Горыныч же сверху
Огнём его жжёт.
Тут пошла у них битва великая, только
Никто уступать в ней другому не хочет.
Но, наконец, исхитрился Степан -
И все три головы змея в узел связал.
«Фу же, Горыныч, мастак ты летать!
Пришло твоё время
За зло ответ дать.
Зачем ты людей обижаешь, неволишь?
Неужели ты съел их?»
«Нет! Как же можно? –
Отшатнулся Горыныч. –
Варварство это»
«Тогда где они все?»
«В пещере моей.
Беда у меня.
Очки я свои потерял год назад.
Их для меня
Сделал добрый астролог -
Читать я люблю,
Но вижу уж плохо.
Очки мне нужны.
Как я без них?»
«А люди зачем?»
«Так очки же найти!
Неужель непонятно?»
«Понятно. И как?»
«Нет следа! Потерялись
Они навсегда!
Вот уж горюшко горькое!»
«А зачем вы пришли-то?» –
Спохватился Горыныч.
«Нужна нам, пойми,
Самобранная скатерть.
Она у тебя.
Можешь отдать?»
«Нет, простите, друзья.
Самому мне она
Шибко нужна -
Людей кормить надо».
«Но, может тогда
Мы помочь тебе сможем?»
«Помогите, пожалуйста!
Идёмте за мной», -
Дорогу показывая
Развернулся Горыныч
И в пещеру потопал.
Братья следом вошли.
Удивился Егор:
«Вот так дела!» -
Увидев кругом
Множество книг.
«Здесь лишь чуток», -
Смутился хозяин.
«Вот тут,
Год назад,
Я сидел и читал,
А потом как чихну,
Примерно вот так -
«Апчхи», –
Для наглядности чих повторил он,
Братьев при этом совсем оглушив. –
Очки и слетели.
Я сам отыскать
Их не смог и тогда
Из деревни сюда
Людей я позвал
На подмогу себе.
Вот вроде бы всё».
«А люди-то где?»
«В соседней пещере.
Обед у них нынче», -
Махнул в сторону лапой
Хозяин-Горыныч.
Пошёл в ту пещеру Степан и увидел
Там стол изобильный
Богато накрытый,
Заставленный яствами
Всякими разными,
А за столом
Ничуть не несчастные
Люди довольные
Ели и пили.
Удивился Степан
И говорит им:
«Как же вы так?
С такой то задачкой
Почитай целый год
Не умеете справиться?
Не уж то очки до сих пор отыскать
Не можете вы?»
«Как бы не так!
Мы в первый же день отыскали их сразу,
Но больно Горыныч
Нас кормит на славу.
Не надо пахать,
Не надо работать -
Шепнул слово волшебное
И ешь сколько хочешь».
«А почему вы хозяину
Очки не отдали?»
«Так выгонит нас он
И кормить перестанет».
«Значит обманщики вы все?
Понятно!
Сами уйдёте
Иль помочь кому надо?»
Людей ветром сдуло.
Ну а Степан
Взял в охапку очки
И вернул их хозяину.
«Вот спасибочки! Я
Того век не забуду!
Вам же скатерть нужна?
Так берите, чего уж там.
Друзьям я своим
Всегда помочь рад», -
Сказал братьям Горыныч
И уселся читать.
Взяли братья скатёрку 
И пошли с ней назад.
Наконец, пред царём
Вновь предстали три брата.
И с низким поклоном
Вручили-отдали
Ему яблочко с блюдечком,
Самобраную скатерть
И Кладенец меч
Всё как заказывал.
Царь не скрыл свою радость:
«Вот удружили!
Славную службу вы мне сослужили!
Я слова свои помню,
От них не отказываюсь.
Мне вас молодцов
Таких смелых и славных
Не зазорно теперь и сынками назвать,
Но царевен своих
Я неволить не стану.
Согласятся они – ваше счастье, а нет –
Что ж, в обиде не будьте на меня вы за это».
Так что же царевны?
Царевны согласны.
Давно влюблены они в этих трёх братьев.
Царь только рад,
Велел свадьбу играть,
Со всего бела света,
Гостей созывать.
Пир на весь мир
Закатили на славу.
Тут и сказки конец –
Благодарю за внимание!