Франциск Асизсский

Всеволод Малахов
Лет десять назад я переселился к брату,в квартиру на втором этаже пятиэтажного дома. И как то весной вышел на балкон покурить и тот час же вернулся обратно.
- Жень,слышь. Там человек под балконом лежит.
- Как лежит,где лежит ?- усмехнулся Женька.
-Да у нас в палисаднике,под балконом.На спине ,руки под головой.
-А, так это деда Костя. Птиц он слушает.
-Странно как -то,а он не простудится?
- Он, нет. Такие не простывают. И странного ничего нет. Он этот палисадник и посадил.Сам деревья таскал из леса.На спине. Вон.какие уже выросли,выше дома.Он и птиц здесь развел,скворечники повесил.Зимой синичек салом кормит. Птиц он любит,как святой Франциск Асизсский. Тому кстати памятник поставили,или положили.Именно в такой позе.Лёжа на спине и руки за головой. А нашему что ж и полежать нельзя?
Через два дня,на девятое мая я встретил деду Костю у дома. В новом пиджаке,как всегда в шляпе с тростью и полной грудью орденов и медалей. Придя домой спросил брата
- А деда Костя, что в боевых орденах то,вроде он по возрасту молод для войны?
Женька усмехнулся:"Он не молод,ему девяносто шесть или девяносто семь. Просто выглядит так. Ну да,ты же еще никого не знаешь тут.а это ведь не обычный дедушка.Он всю войну за линией фронта был,у немцев. Разведчик он.А жена его была у него радисткой. Погибла она.А он с войны вернулся и женился на её сестре Тане.Двое сыновей у них.Она ,Татьяна эта, все бабушке и рассказала,а я маленький был,но запомнил.Облава была на них,там у немцев,под конец войны.В дом вломились где они были.Жену его сразу застрелили,а он вырвался,дом обошёл тех кто был в оцеплении перебил,чуть не голыми руками и закидал фашистов в окно гранатами.Потом зашёл и дострелил,кто остался.Потом уничтожил документы и просто ушёл. Потом к нашим два месяца пробирался,по моему даже раненный. Ты видел награды то какие?"
-По моему два ордена Красной Звезды,два Красного Знамени,еще вроде за Победу и Ленина и медалей много...
-Ты хоть поздравил его с праздником,а?
-Поздравил,конечно,сперва растерялся,а потом поздравил.
- Ладно брат,мой руки,да за стол.Выпьем за деду Костю и за Победу.
В основном я видел деда Костю когда курил на балконе. Если было холодно,то он по стариковски гнал меня домой,одеть шапку и куртку.Балконы у нас были рядом, а подъезды разные. Я в третьем,а он жил в крайнем ,в четвертом.Я часто сидел на лавочке у подъезда,а деда Костя выйдя, приветствовал меня взмахом трости и щёл гулять. Каждый день, в любую погоду,по часу. Как то он подощел ко мне и сказал.
- Ты бы парень,бороду сбрил.Оделся получше.У Женьки небось целый шкаф хорошей одежды.И гулял бы вокруг дома красивым молодым человеком. А то засидишься,а потом залежишься,так и умирают.
-Да я верующий,потому и борода.
-Борода еще святым никого не сделала, а лет двадцать прибавляет.Без бороды по другому себя чувствовать будешь. Мне тоже ходить не хочется,иногда не в моготу.У меня ноги простреляны в лодыжках. Я себя заставляю идти. Здоровье и жизнь,только через боль даются. Я то знаю.
Как то зимой вышел деда Костя из подъезда и поздоровавшись со мной быстро направился глубь палисада. Поднял там брошенный замерзший батон черного хлеба и попытался разломить.не получилось.тогда он положил его на землю и стал прыгать на нём двумя ногами.Я испугался,что от этих прыжков что-то ломается в его организме.Но сломался хлеб ,треснул пополам. Вдруг внимание деда Кости привлекли  крики и гудки у соседнего магазина. Одна машина выезжала после разгрузки,вторая со двора и неотложка пыталась въехать. Водители гудели и ругались,никак не могли договориться кому сдать назад ,кому ехать. Деда Костя быстро подошёл и в три минуты разрулил затор. Вернулся и руками раскрошил хлеб на крошки,раскидал по палисаду и сказав мне : "Птички поедят ",пошёл в подъезд.
Иногда мы разговаривали. Он любил распрасить о политической ситуации,поинтересоваться моими прогнозами на будущее.Внимательно все выслушивал,но никогда,ни разу не высказал свое мнение или свою оценку какого-нибудь политика .Говорил только с легкой усмешкой.Поживем посмотрим.
Иногда он говорил,что хочет дожить до ста лет. Говорил,я не жадный мне много не надо.Просто осталось то совсем пустяк. Дожить бы до ровного счета и прибавлял.Хотя жить безумно интересно.
Как то летом я притащил два здоровенных мешка из магазина,то ли картошки набрал,то ли сахара,то ли ещё чего,поставил у скамейки и присел отдохнуть.по асфальтированному языку между двумя палисадниками ко мне подошли двое парней бомжеватого вида. В грязных,затасканных спортивных костюмах,один в кроссовках без шнурков, другой в рваных сандалиях. Не расчесанные волосы торчали сальными косичками, на лицах желтели давнишние синяки и жутко несло перегаром.
- А может телефончик есть мобильный? Я бы щас матушке позвонил. А? -спросил один.
-И сигарету найди-Добавил второй.
Чего надо,мальчики.- послышался за их спинами голос деда Кости.
Они обернулись и один сказал:"Закурить "
- Курить вредно.-коротко ответил деда Костя:: А телефон у метро .А вы б шли себе из нашего двора."
-А чё такого-то. Чё-такого,сигарету попросили.
Деда Костя перехватил как-то очень ловко трость за середину: " Всё.Ушли " и кивнул им в сторону,куда им надо идти.
Ничего не ответив они пошли опустив головы и щоркая ногами.
"Ты пакеты далеко не ставь" кивнул на мои пакты деда Костя: " Так схватят и побегут,а ты же не догонишь." Потом усмехнулся и сказал:" Не волнуйся. Я с тобой."
Деда Костю забрал ковид. Приезжали его седые сыновья и сказали,что деда Костя совсем не много не дожил до ста лет.Месяца четыре.