А. С. Пушкин о гордости и смирении

Владислав Плеханов
           Эпиграф:

          "Где случилось падение - там предварила гордость" (прп. Иоанн Лествичник).
         

                1. Два губительные свойства гордости

А.С. Пушкин выступает в «Евгении Онегине» тонким психологом и знатоком человеческой души. В двух своих размышлениях о природе человеческих страстей он выявляет два губительные свойства гордости. Вот первое из них:

         Все предрассудки истребя,
         Мы почитаем всех нулями,
         А единицами — себя.
         Мы все глядим в Наполеоны;
         Двуногих тварей миллионы
         Для нас орудие одно;
         Нам чувство дико и смешно.

В своём размышлении А.С. Пушкин показывает последовательность в которой с человеком происходит губительное изменение. Под «предрассудками», которые  «истребя, мы почитаем всех нулями», здесь, вероятно, подразумеваются евангельские истины о смирении, милосердии и справедливости, а так же голос совести. Их истребляет "просветительское" воспитание и стиль общественной жизни, пронизанные тайной гордыней.  После их "истребления"  другие для нас становятся орудием нашего эгоистического самоутверждения, а примером подражания - Наполеон. В результате чужие человеческие чувства нам становятся «дики и смешны». Очень сильно сказано! Кому-то даже может показаться, что здесь сгущены краски. Однако благодаря этому кажущемуся преувеличению как ярко показана комплексная суть этого психологического процесса, происходящего в человеке.

Второе свойство гордости не менее опасно чем первое:

         О люди! все похожи вы
         На прародительницу Эву:
         Что вам дано, то не влечет,
         Вас непрестанно змий зовет
         К себе, к таинственному древу;
         Запретный плод вам подавай:
         А без того вам рай не рай.

Два этих свойства горделивой человеческой натуры, вошедшие в привычку или даже ставшие принципом, являются источником всех наших страданий и бедствий как в личной так и в общественной жизни.  Вся мировая история стонет от них. Особенно заметно это на примере элит, которые всегда имели более широкие возможности реализовать те правила, которые сформулированы в последних стихах обеих цитат:

         Двуногих тварей миллионы
         Для нас орудие одно;

         Запретный плод вам подавай:  <например, кокаин или несовершеннолетних>
         А без того вам рай не рай.

Об этом то и дело свидетельствует пренебрежение мнением "черни" со стороны элит и скандалы, всплывающие в высших кругах.

Однако и в жизни простых людей два эти принципа гордости не менее губительны, хотя, может быть, не так заметны. Они приводят к разрушению семей, убийствам, воровству, обнищанию одних и обогащению других, а в конечном счёте к несчастью  тех и других. Это будет хорошо показано в романах Ф.М. Достоевского.

В пушкинском романе мы становимся свидетелями того, как эти свойства горделивой человеческой природы разрушили судьбы его героев. Первое из них  делает несчастным Онегина, вначале наводя на него хандру, а потом приводя его к  убийству друга. Вначале Онегин делает исключение для Ленского, уважая его молодость и чистоту:

         Сноснее многих был Евгений;
         Хоть он людей, конечно, знал
         И вообще их презирал, —
         Но (правил нет без исключений)
         Иных он очень отличал
         И вчуже чувство уважал.

Однако в какой-то момент раздосадованный необходимостью присутствовать на именинах   Татьяны, он всё же ненадолго поддаётся  этой пагубной привычке не считаться с чувствами других  и, желая наказать своего друга, в течении всего вечера  заигрывает с Ольгой. В результате получает вызов на дуэль и убивает Ленского.

В конце романа он влюбляется в Татьяну, когда та становится замужней светстой дамой.  Приведённый нами отрывок о запретном плоде является пушкинским объяснением тайной причины его чувства:

         Но мой Онегин вечер целый
         Татьяной занят был одной,
         Не этой девочкой несмелой,
         Влюбленной, бедной и простой,
         Но равнодушною княгиней,
         Но неприступною богиней
         Роскошной, царственной Невы.

И далее:

         О люди! все похожи вы
         На прародительницу Эву...

Эти убийственные свойства гордости, только два раза проявившиеся в Онегине в конечном счёте стоят Ленскому жизни, Татьяну делают несчастной, а Онегина превращают в ходячий труп.

Таким образом Пушкин находит и очень выразительно описывает психологическую причину всех наших человеческих бедствий. Всё гениальное просто.
 

            2. Душа современного человека, повреждённая этими принципами

Мы с удивлением открываем для себя, что  в "Евгении Онегине", как и в романах, которые читал его герой

    ...  отразился век
    И современный человек
    Изображен довольно верно
    С его безнравственной душой,
    Себялюбивой и сухой,
    Мечтанью преданной безмерно,
    С его озлобленным умом,
    Кипящим в действии пустом.

Причём и наш современник может узнать себя в этом определении. С одной стороны, "безнравственая", "себялюбивая" и "сухая" душа, безмерно преданная горделивому и тщеславному мечтанию о богатстве, власти, удовольствиях и славе. С другой стороны, озлобленный ум, не находящий себе ни "должного признания"  ни покоя, а потому  "кипящий в действии пустом", порой даже преступном, никому не приносящем отрады (вспомним Печорина, которым мы так восхищались в юности).

Итак, А.С. Пушкин выявляет ещё несколько важных свойств гордости: себялюбие, сухость, горделивую мечтательность, озлобленность ума. 


            3. Пушкинский идеал душевной красоты

Этому  типичному современнику нашей "просвещённой" эпохи, тайно и явно пронизанной гордостью,  А.С. Пушкин в образе Татьяны противопоставляет свой идеал человека, в котором проявляется высокая нравственность, отсутсвие себялюбия, сочувствие ближним, пылкая натура, преданность любви и верность. Её не тронули своим тлетворным дыханием ни одно из губительных свойств гордости, о которых было сказано выше. Татьяна - это пушкинская "Джоконда"*:

       То сельский дом — и у окна
       Сидит она... и все она!..

Возможно, А.С. Пушкин своим романом хотел показать, что его испорченный  современник не принимает благородных идеалов, так же как Онегин остаётся холоден к чувству Татьяны:

       Я, сколько ни любил бы вас,
       Привыкнув, разлюблю тотчас;
       Начнете плакать: ваши слезы
       Не тронут сердца моего,
       А будут лишь бесить его.

Раскаянье приходит к нему слишком поздно, когда этот идеал горько ответит ему как и Татьяна Онегину:

        А счастье было так возможно,
        Так близко!..

--------------   
* Идеал не только женщины, но и всего человека.



                4. Философская идея романа

В этом смысле "Евгений Онегин" является философским романом, поднимающим одну из самых важных духовных проблем нового времени: трагическую неспособность человечества, одержимого гордыней*, полюбить и  принять в свою эгоистичную жизнь идеал истинной душевной красоты и благородства и слишком позднее и потому бесполезное раскаянье в этом.

В романе показан и идол этой гордыни в виде (дьявольской) куклы:

      И столбик с куклою чугунной
      Под шляпой с пасмурным челом,
      С руками, сжатыми крестом.

Руки, скрещенные на груди являются символом этого дистанцирования гордости от истинных идеалов, презрение к ним. Короче говоря, гордость больше всего мешает человеку воспринять идеал истинной душевной красоты и обрести счастье.

Основание для такого толкования романа даёт сам А.С. Пушкин, охотно переходя от сюжета к нравственно-философским обобщениям, три из которых мы привели выше.*

Пушкин не навязывает читателю свою точку зрения, он даёт ему возможность самостоятельно понять это, обрывая свой роман на расставании Евгения и Татьяны. В последних строчках поэт и сам навсегда расстаётся с Онегиным.

------------------
* Эта одержимость у Онегина выражается в увлечении кумирами Наполеона и героев Байрона, приведшая его к "хандре", "скуке", точнее унынию. Интересно, что несмотря на свою болезнь он не забывает захватить книги Байрона и бюст Наполеона с собой в деревню.

**  1. "Мы все глядим в Наполеоны".
   2. "Запретный плод вам подавай".
   3. " И современный человек <...>
         С его безнравственной душой,
         Себялюбивой и сухой".


           5. Гордость и необходимость её преодоления в творчестве А.С. Пушкина

Вяч. Иванов одним из первых обратил пристальное внимание на тему губительных страстей и грехов  в творчестве А.С. Пушкина:   

«Пушкин глубоко задумывался над природой человеческой греховности. Он видит рост основных грехов из одной стихии, их родство между собою, их круговую поруку. Так исследует он чувственность в «Каменном Госте», скупость в «Скупом Рыцаре», зависть в «Моцарте и Сальери». Каждая из этих страстей обнаруживает в его изображении свое убийственное и богоборческое жало. «Евгений Онегин» примыкает к этому ряду.

В «Онегине» обличено «уныние» (acidia), оно же — «тоскующая лень», «праздность унылая», «скука», «хандра» и — в основе всего — отчаяние духа в себе и в Боге. Что это состояние, человеком в себе терпимое и лелеемое, есть смертный грех, каким признает его Церковь, — явствует из романа с очевидностью: ведь оно доводит Евгения до Каинова дела» (Вяч. Иванов "Роман в стихах").

К этому следует добавить, что в большинстве  произведений А.С. Пушкина именно гордость становится тайной или явной причиной губительных страстей: уныния у Евгения Онегина,  ревности у Алеко, скупости у барона в "Скупом рыцаре", гнева у его сына, зависти у Сальери, тщеславия и самодурства у Троекурова, наглой дерзости у его слуги, вспыльчивости у Дубровского-отца и гнева у Дубровского-сына, эгоистичной "любви" и ненависти, готовой на подлоти у Швабрина, жажды обогащения у Германна в "Пиковой даме". И хотя чувственность Дон Гуана, может быть, не продиктована гордостью, однако его вызывающее поведение в отношении покойного командора объясняется именно ей. А.С. Пушкин показывает как гордость подталкивает каждого из его героев к гибели через страсть, наиболее свойственную ему.

Таким образом творчество Пушкина представляет собой эпически развёрнутую панораму, в которой мы находим подтверждение мысли свт. Иоанн Златоуста: «Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою   о п о р у».

В   «Каменном Госте»,  «Скупом рыцаре», и в «Моцарте и Сальери» именно гордость через наглую чувственность,  жадность и зависть  "обнаруживает ... свое убийственное и богоборческое жало" (Вяч. Иванов), ведущее к смерти физической и духовной, что является художественным отражением мысли прп. Иоанна Лествичника «Смерть – это низвергнутая с небес гордость, которая возносит нас до небес и низводит до бездн». То есть гордость в конечном своём проявлении является и наказанием - духовной и телесной смертью. 

В произведениях А.С. Пушкина мы встречаем также гордость в "чистом виде" причём в её саморазвитии. Её гениальным воплощением является старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке". Гордость действительно стара как мир:

   Старичок к старухе воротился,
   Что ж? пред ним царские палаты,
   В палатах видит свою старуху,
   За столом сидит она царицей,
   Служат ей бояре да дворяне,
   Наливают ей заморские вина;
   Заедает она пряником печатным;
   Вкруг её стоит грозная стража,
   На плечах топорики держат.

Читаем: гордости "служат ... бояре да дворяне" как своей царице.

Её желаниям нет на земле удовлетворения и предела :

    Не хочу быть вольною царицей,
    Хочу быть владычицей морскою,
    Чтобы жить мне в окияне-море,
    Чтоб служила мне рыбка золотая
    И была б у меня на посылках

Однако Промысл смиряет старуху, одержимую гордостью и она остаётся в живых.  То же самое происходит и с пушкинским Мазепой, наказанным безумием своей возлюбленной, которую он любит больше всего на свете. Наконец, Гришка Отрепьев, из гордости завладевший царским престолом, становится косвенным убийцей царевича, сына Бориса Годунова (официально царя  Федора II). Гордость, таким образом, убивает не только своих рабов, но и невинных.   

В повести "Капитанская дочка", которая стала его завещанимем, А.С. Пушкин развивает свой идеал душевной красоты, противостоящей греховной природе человека, в образах Маши Мироновой  и Петра Гринёва. Этот идеал раскрывается во всей красоте в их самоотверженных поступках. Обаянию их благородства не могут противостоять несмотря на свою гордость ни  Пугачёв, ни Екатерина Великая. Этот пушкинский идеал самоотверженной любви и чести, прошедшей через горнило чудовищного крестьянского бунта и репрессий, последовавших за ним, является самым драгоценным в творчестве А.С. Пушкина.

Поэтому одну из главных идей творчества А.С. Пушкина  Ф.М. Достоевский видит в необходимости гордому человеку смириться, чтобы стать способным воспринять идеал духовной красоты, которая может его спасти*. Так Пугачёв у Пушкина смирил в себе гнев, и получил в лице Маши и Петра двух молитвенников за свою грешную душу.

Даже если человек теряет волею судеб свой бесценный идеал, своё самое драгоценное сокровище, ему не остаётся ничего лучшего чем смириться. Пусть на первый взгляд это смирение ему уже ничего не сулит, как Евгению в "Медном всаднике". Именно на эту мысль наводит нас одна из самых печальных повестей мировой литературы.

Наконец, с каким смирением А.С. Пушкин  думает о своей собственной смерти в стихотворении  "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", тем самым подавая нам пример.

Причём в стихотворении "Отцы пустынники и жены непорочны"  среди всех молитв он выбирает покаянную молитву Ефрема Сирина не для того "чтоб сердцем возлетать во области заочны", а чтоб в смирении получать крепость духа и душевный мир:

    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи.

Интересно, что слова в молитве Ефрема Сирина он переставляет так, что смирение оказывается на первом месте. Причём не "смиренномудрие", а "смирение".

И вот смирение даруется поэту в видении его собственных грехов:

    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
   И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю.

В наброске   в о л ь н о г о   перевода отрывка из поэмы английского поэта Роберта Саути «Родриг, последний из готов» его герой, похоже, произносит то, что более всего волнует поэта, иначе почему он выбрал из поэмы именно это место:

   И страшуся и надеюсь,
   Казни вечныя страшуся,
   Милосердия надеюсь:
   Успокой меня, творец.
   Но твоя да будет воля,
   Не моя. — Кто там идет?..

"Так совершал Пушкин свой духовно-жизненный путь: от разочарованного безверия — к вере и молитве..." (И.А. Ильин) А совершал он его через смирение и преодоление своей гордости.

За пол-года до смерти в стихотворении  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»  Пушкин смиренно призывает свою Музу послушно следовать веленью Божию.

    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
         И не оспоривай глупца.

Единственное исключение, которое Пушкин делает для гордости - это слава предков: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А. С. Пушкин). Поэтому "гордый сын славян" в "Памятинке" А.С. Пушкина горд славной историей своих предков, а не чем-то иным.

--------------
"Тут уже подсказывается русское решение вопроса, «проклятого вопроса», по народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость»" (Ф.М. Достоевкий.) "Тут уже" сказано о поэме "Цыганы", однако эти слова относятся и ко всему творчеству зрелого Пушкина.



         6. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевкого - гениальная попытка разгадать пушкинскую тайну

В своей речи о Пушкине Достоевский сказал: "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем." Не только его знаменитая речь, но и всё творчество Достоевского стало гениальной попыткой разгадать эту тайну.

Ф.М.Достоевский продолжил пушкинскую тему конфликта между гордостью и идеалом  в своих романах. Идеалами смирения у него стали Соня Мармеладова, князь Лев Мышкин, Алёша Карамазов и старец Зосима.

Большинство остальных героев его так же как у Пушкина одержимы гордостью: Раскольников, Свидригайлов, Николай Ставрогин, Степан Трофимович Верховенский,  Пётр Верховенский, Парфён Рогожин, Фёдор Карамазов, Иван Карамазов, Смердяков ...

Если Германн приходит к старой графине с пистолетом, то Родион Раскольников приходит к старухе-процентщице с топором. Однако обоих толкает на это гордость.

Родион Раскольников один из немногих героев, который находит в себе силы смириться, и становится способным воспринять самый высокий духовный идеал. Смирение Дмитрия Карамазова, перед которым старец Зосима стал еа колени, нам не суждено было увидеть, так как роман остался недовершённым. Достоевский сам глубоко пережил  это смирение в своей  жизни, поэтому ему удалось передать его лучше всех.

Что же касается других героев русской литературы, то Чичиков, возможно и смирился у Гоголя, но автор сжёг вторую книгу романа. У Л.Н. Толстого таким героем стал Нехлюдов в романе "Воскресение"...