Церковь поющая и взывающая

Геннадий Гаврилов
«Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего…»  - Так сказал Моисей тем из народа  своего, кто сохранил верность  и не преклонялся отлитому из золота тельцу. И он был назван кротчайшим на земле человеком.
Это не единственные  в Библии страшные слова, которые трудно совместить с утверждением о том, что  Бог есть любовь.
Споры возникают иногда даже вокруг заповеди «Не убей».
Может ли убийство быть угодным Богу?
Есть прямой ответ на этот вопрос:  «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой…служить богам иным, …то …убей его…» - Это слова  Бога.
Они  явно противоречат распространённым  представлениям о христианском смирении и миролюбии.
И фраза из Нового Завета «Не мир пришёл Я принести, но меч…» подтверждает этот вывод.
               
 Сцена изгнания Христом торгующих из храма  может считаться символом и апогеем проповеди о фарисействе древней церкви. Песнопений и музыки в её богослужениях было тоже много. Позволялись даже  музыкальные инструменты.
Современные песнопения с элементами классической оперы во многом определяют красоту богослужения,  но храм  - это не место торговли, и не место, куда надо приходить «послушать музыку».
             
 Новый Завет – это руководство к построению царства небесного в душе и к спасению души для будущей жизни.
И в этом качестве он не утратил своего авторитета.
Есть мнения и неудовлетворение тем, что Писание и проповеди церкви, будто бы, не дают ответов на вопросы взаимоотношений человека с государством.
Формула «Богу – богово, а кесарю – кесарево» кажется малопригодной для практического применения. Особенно, когда власть выказывает признаки почтения к Богу, и уже трудно отличить, где кесарево, а где - богово.
В Новом Завете  есть слова, которые могли бы стать  политической программой христианства.
Но создаётся  такое впечатление, что после каких-то манипуляций просеивания и толкования от этой программы  осталось только правило «Не суди, и не судим будешь».
На бытовом уровне завет «оставлять грехи должникам нашим» понятен и не вызывает сомнений.
Изречение о любви до самопожертвования ради «друзей своих»  тоже отвечает лучшим побуждениям души. Но почему-то оно чаще вспоминается в контексте воинского долга и применяется  для разжигания «патриотизма».
          А когда речь заходит о борьбе за справедливость, то вспоминается не блаженство жаждущих правды, а строптивость и фанатизм: всякие несогласия и возражения власти считаются семенами  беспощадного и бессмысленного бунта.
                Мы находим много поводов и доводов за то, чтобы «не вмешиваться» в политику.
Но апостол Павел писал: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего…».
Нам заповедано «храниться» от бесполезного ропота.
 А  мы предпочитаем совсем не роптать.
Хотя, евангелист Иоанн приравнял  «боязливых» и «неверных» к убийцам, участь которых «в озере горящем огнём и серою».

Но стоит только принять «за основу» версию воинственного христианства, и мы можем уподобиться, в лучшем случае, Дон Кихоту,  а в худшем -  воинам самого лютого ордена иезуитов.
В церкви нас призывают «быть солнышками» для всех, а в евангелии написано: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!...» (Лук.6:26).
             Весь уклад и сценарий современных богослужений более похож на ту древнюю церковь, в которой, как сказал пророк Иеремия, люди стали к Богу «спиною, а не лицом».
«Не надейтесь на обманчивые слова : «Здесь храм Господень, храм Господень…» - сказано в этом пророчестве.
Ещё страшнее другие слова: «Не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй передо мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер.7.16).
И если нам кажется, что Бог отвернулся от нас, или не видит наших бедствий, то это, возможно, так и есть, потому что Он сказал о грешниках: «спиною, а не лицом обращусь к ним в день бедствия их» (Иер.18.17). «Я устал миловать» (Иер.15.6).
А сам пророк просит Бога: «предай сыновей их голоду и подвергни их мечу;… и мужья их будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне…»

«Не мир…, но меч…»? – История Церкви даёт огромный материал о том, как она этим мечом размахивала: инквизиция была и в Русской церкви. Возможно, масштабы были чуть меньше, чем в католической, но это дела не меняет: на руках церкви есть и праведная кровь!
И это не только  погрешность  благих намерений, а преступление и злоупотребление  властью.

И вот наступило время другой крайности, когда церковь вышла из-под опалы, но «ушла в себя» после её отделения от  государства.
Формально церковь призывает «трезвиться и бодрствовать».
А фактически она в значительной степени располагает к беспечной уверенности в том, что для спасения достаточно помазать лоб елеем, умыться святой водой и причаститься.
Соотношение «отрезвляющих» проповедей и усыпляющих песнопений такое, что среднестатистический прихожанин будет склонен скорее не к «брани против начальств и властей», а к буддистской созерцательности. 
Сегодня церковь не сотрясают споры о догматах,  о сложении пальцев при крещении, о количестве «аллилуй» и о ношении  священниками бороды.
«Разномыслия» случаются, но за них уже не сжигают и не ссылают в монастыри.
В истории церкви есть прецедент, когда целый церковный Собор был объявлен «врагом истины».
Много случаев, когда имена людей вычёркивали  из святцев за то, что они не соответствовали новому курсу церковной  власти.
И даже после этого в церкви продолжает царить что-то подобное догмату о непогрешимости церковного начальства.

Может быть, не по чину простым христианам  вторгаться  в высшие сферы церковной политики?
Может быть, церковному начальству говорят, как иногда и любому смертному: «Молчи, а то хуже будет…»?
Нет никаких признаков, что церковь прячется в катакомбы. Зато есть явные подозрения в том, что церковь … приобретает некоторые выгоды за свою лояльность к власти.
Слишком тесное сожительство церкви и власти доступно для наблюдения всем желающим не быть детьми по разуму. Как и то, что  сожительство это не приносит добрых плодов:
вместе с церковью возродилась  пропасть между высшим её руководством, рядовыми  её служителями и теми, кто на неё «уповает» в самом низу социальной иерархии.

Помнится, в конце эпохи СССР на всю страну была поднята тема о «возрастающей роли КПСС на современном этапе». Во всех трудовых коллективах обсуждали  этот вопрос с обязательным выводом о том, что «роль партии» будет возрастать.
В христианстве  открытым текстом сказано, что роль церкви со временем  будет  не просто ослабевать, а исчезать:  Христос сказал: «Пришед, найду ли веру на земле?».
И эти слова противоречат той церкви, которая слишком громко, пышно и напоказ «торжествует» и празднует свои праздники.
               Если не говорить о недостатках и беззакониях, то их, будто бы, и нет.
Молчание под благовидным предлогом «неосуждения» может стать соучастием в преступлении.
В 90-е годы миллионы людей  были брошены на произвол «начальств», которые не платили зарплату своим работникам. И власть ничего не придумала  лучше, как предложить людям – каждому от своего имени! - писать каждый месяц заявление в суд на своего работодателя.
А церковь лепетала что-то о благе невзгод и  любви к врагам.

В 2000г РПЦ обнародовала « Основы социальной концепции…», которая позволяет в некоторых случаях гражданское неповиновение властям.
«Основы…» не имеют прецедентов по дерзости: фактически, церковь объявила угрозу власти!
Как минимум, «создала напряжение». Документ называли чрезвычайно важным.
Прошло 22 года.  Что-нибудь изменилось благодаря «Основам концепции…»? –
«Церковь никак не участвует в политике, но она принимает близко к сердцу скорбь людей, боль своего народа» - говорил патриарх Кирилл.
А что это за профессия такая «принимать близко к сердцу скорбь и  боль народа»?
 «Нам предлагают замкнуться в себе… Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже…» - это тоже слова патриарха.
Кто требует «замкнуться», кто «предупреждает» и угрожает? – Допустим, это не всем надо знать.
Что в итоге: церковь не испугалась, не замкнулась, не замолчала?
Может быть, нам только порадоваться надо тому, что церковь с властью живут дружно?
 Это в древние века были раздоры и противоречия, а сейчас – нескончаемая «симфония»?          
         В одной из проповедей патриарх сказал:  «строго исполняйте то, что я повелеваю! … Другого пути для нашей Церкви сегодня нет! Кто не согласен – на пенсию!»
Пенсия как мера наказания – это новое явление в жизни страны и церкви.
Но это лучше, чем  монастырь, тюрьма или анафема.
          Несмотря на подобные ультиматумы, разногласий в церкви много. Их уже трудно скрыть.
Одни считают, что они «разъедают» церковь изнутри, другие видят в них признак жизни.
               
 Вспоминаются строки Библии о том, кого в древности освобождали от призыва на войну:
«кто боязлив и малодушен, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».
А Новый Завет не освобождает  от призыва на брань  «против мироправителей тьмы века сего…»  тех, кто боязлив и «от страха смерти через всю жизнь … подвержены рабству». 
Он  утверждает, что   «боязливых» и «неверных»  ждёт участь убийц и всех лжецов.
Но разве мало того, что церковь кого-то утешит  в их бедах или спасёт от греховных страстей своими песнопениями? Не все же могут найти в себе силы для «брани» с начальствами…
«А что мы можем против  них сделать?» - отвечают многие на укор в «боязливости», имея в виду свою беспомощность перед пропагандой и невозможность определить виновников и причины всех бед. Какое же явное доказательство порока в отношениях власти и народа?
                «Что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его» - утверждал пророк Исайя, имея в виду воздаяние за отступления от законов.
- Пропасть между бедными и богатыми, между народом и властью стала и причиной, и следствием множества беззаконий!
Законы страны охраняют не справедливость, а  безответственность  «мироправителей тьмы века сего».
Выборы во власть не гарантируют честного результата. Ежегодные послания президента и прямые эфиры не застрахованы от имитации искренности. А вот образ жизни «начальств», их материальный достаток мог бы много сказать о том, как честно они служат народу.
«Князья твои законопреступники и сообщники воров» - утверждал пророк Исайя.
Трудно представить себе мелодию церковного песнопения на эти слова.
Сам Бог  говорил народу: «Удали от Меня шум песней твоих».   
Похоже, что и пророков, и самого Бога  прогоняют из нашего отечества до сих пор…