Путевые заметки. Путешествие по Ладожским шхерам

Анна Донцова
Часть первая. Мечты сбываются.

   Лето. Начало июля. До отпуска остаются считанные дни, а определенности в планах нет. Мысли хаотично разбегаются в разные стороны: Осетия, Эльбрус, Урал, Крым и много еще интересных мест, где хотелось бы побывать. Рассматриваем множество вариантов, взвешиваем за и против и отбрасываем один за другим…Неожиданно приходит мысль, а не испытать ли нам себя в Ладожских шхерах?  И недолго думая, я озвучиваю эту мысль Артему.
   Через два часа полной тишины, приходит сообщение от Артема с расписанием поезда Астрахань-Санкт-Петербург, следующего через Тамбов, электрички Санкт-Петербург – ст. Кузнечное и прайс с прокатом байдарки, спас жилетов и прочего в п. Березово на берегу Ладожского озера, а также вопрос: «На какое число брать билет?» И я, еще не веря своим глазам, отвечаю: «На первое августа.» Через двадцать минут получаю фото электронного билета на поезд.
   И так, мечта осознана, озвучена и поймана за хвост. На подготовку к путешествию оставалось всего три недели. Пути назад нет.
   Три недели промелькнули как один день.  Время прошло в поисках информации, изучении карт, прогнозов погоды, обдумывании маршрута и доделки мелких бытовых дел. На сомнения и страхи в голове не оставалось ни времени, ни места. Хотя нет, конечно же все это было, но изгонялось из мыслей нещадным образом…
К первому августа после многочисленных корректировок, примерный маршрут был выбран. Мы собирались стартовать от поселка Березово, пройти вдоль южной стороны острова Монтоссаари, пройти в протоку между островом Кильпола и поселком Тиурула, затем между островами дойти до мыса Куркиниеми, повозможности войти в залив Кочерга и вернуться обратно с другой стороны островов Кильпола и
   Монтоссаари по Ладоге, на обратном пути посетить острова Медвежий, Ягодный и Белоярский ивернуться в поселок Березово. На весь маршрут мы закладывали 4 дня. По примерным прикидкам покарте маршрут планировался на 50 +- 5км. Прогноз погоды предвещал дождь и невысокую температуру воздуха. Это вызывало некоторые сомнения и внутреннее напряжение, но несмотря на это, какая-то мысль в голове все время нашептывала, все будет хорошо.
   И так, первого августа 2022г в 18.02 на поезде Астрахань-Санкт-Петербург мы с Артемом отправились в путешествие по Ладожским шхерам. Время в пути 17ч 56 мин. Второго августа мы прибыли в Санкт-Петербург на Московский вокзал в 11ч 58 мин, доехали до станции метро Девяткино, В 14 ч 50 мин пересели на электричку до ст. Кузнечное. Время в пути на электричке 2ч 50 мин. На ст. Кузнечное мы пересели на такси и минут за двадцать доехали до п. Березово.
   Пока Артем пошел договариваться на счет байдарки, я осталась на берегу. Небо, озеро, шелест волн, тихий разговор двух мальчишек на причале, ловящих рыбу на удочку, две парусных лодки с личинами драконов, спрятавшиеся в камышах, и тишина… Это уже другой мир, так не похожий на мир городской суеты. Здесь даже время идет по-другому и мысли останавливают бег…
   В результате недолгого общения Артема с хозяином байдарки наш предварительно построенный маршрут изменился с точностью до наоборот. Ну что ж, значит так надо. Мы здесь гости и должны слушать советы хозяев. И как показали последующие события, что ни делается, все к лучшему…
   Второго августа в 18.30 мы стартовали от п. Березово, который расположен на восточном берегу Ладожского озера, на границе Ленинградской области и Карелии, на двухместной байдарке Таймень в составе капитан Артем и матрос Анна в путешествие по Ладожским шхерам. В этом месте начинается территория Заповедника Ладожские Шхеры. Наш путь пролегал по заливу Лехмалахти вдоль восточного побережья Ладожского озера между островов Монтоссаари слева, Белоярский, Ласточкин и Ягодный справа. Как я уже отмечала выше, в момент старта небо было почти безоблачно, светило солнце и легкий попутный ветерок подгонял нашу байдарку по спокойной глади озера. Однако через пятнадцать минут пути неизвестно откуда нас вдруг догнала темная тучка пошел дождь. Крупные редкие капли срывались из тучи, казалось специально над нами, потому что слева и спереди от нас небо по-прежнему было безоблачным, и светило солнце. Я обратила на это внимание Артема и высказала мысль, что это Боги озера испытывают нас и проводят обряд очищения водой, проводя своего рода ритуальное омовение, смывая с нас городскую грязь и суету. И почти в ту же минуту Артем показал мне радугу, появившуюся впереди нас. Как будто озеро открывало нам путь и разрешало пройти дальше. Почти сразу же дождь закончился, и в последующие дни погода нам благоприятствовала.
   Из-за висевшей за спиной тучи мы не стали подробно осматривать острова Белоярский, Ягодный, Медвежий, а прошли их мимо. По совету Сергея, хозяина байдарки, мы почти сразу стали присматривать место для стоянки на ночь, время то уже было вечернее. Однако ближайшие стоянки все были заняты, первое относительно удобное и не занятое местечко для выхода и стоянки было нами обнаружено примерно через час пути в небольшой бухте на северной части острова Монтоссаари. За это время было пройдено около 10 км. Но что это было за место! Ощущение, что это окаменевший великан, уснувший у воды и опустивший в озеро свои могучие руки, между которыми и образовалась небольшая бухта. Волны озера с шумом набегали на вытянутые пальцы окаменевшего великана и снова откатывались обратно в озеро. Между «пальцами» в воде были разбросаны многочисленные гранитные камни разных форм, цветов и размеров. А на могучих «плечах» и «спине» великана, за много столетий покрытых мхом и лишайниками, вырос лес, в котором сосны чередуются с елями и можжевельниками. Мы нашли небольшой островок мягкого мха во впадине на левом «плече» великана для нашей палатки и обустроились для первой ночевки. После ужина мы прогулялись по окрестностям, поднялись повыше и полюбовались открывающимся видом на Ладогу. В лучах заходящего солнца небо встречалось с водой…





Часть вторая. Ладога.

   Третье августа. Рассвет.
   На самом деле рассвет в этот день мы конечно же проспали. Сказалась долгая дорога и волнения прошедшего дня. Но все же мы проснулись достаточно рано, чтобы успеть полюбоваться утренними пейзажами.
   После завтрака быстро собираем вещи и в 10.00 отправляемся дальше на север, чтобы обогнуть остров Монтоссаари и отправиться дальше на мыс Куркиниеми. Озеро спокойно, на небе перистые облака. Тепло. Примерно через час доходим до небольшого островка Патасаари справа от острова Монтоссаари, на котором встречаем одиноко гуляющего молодого человека. Делаем небольшую остановку у острова и в непринужденной беседе с Дмитрием (так он нам представился) проводим, сами того не заметив, около получаса. Но как бы не было приятно проводить время в беседе, все же настал момент отправляться в дальнейший путь. И мы снова держим курс на белый маяк мыса Куркиниеми (Курки - по-карельски, журавль, то есть маяк стоит на Журавлином мысу. Маяк показывает вход в Куркиёкский залив), правда придерживаясь береговой линии сначала острова Монтоссаари, затем острова Кильпола, далее мимо острова Петросари и группы мелких островов не имеющих названия на нашей карте, к острову Хепосари,и уже оттуда мимо маяка на небольшой островок Есусарет. На всем протяжении маршрута нас сопровождала нерпа, периодически выныривающая из воды и наблюдающая за нами, словно хотела убедиться, что мы движемся в правильном направлении и у нас все в порядке. Она не подплывала близко. Только время от времени из воды показывалась ее голова, похожая на водолаза, и снова скрывалась в волнах. А волны к этому времени поднялись не маленькие. И откуда только взялись. Вроде бы и ветра нет. И солнце светит. И на небе ни облачка. Однако от острова Петросари до острова Есусарет мы катились по волнам, как в сказке А.С. Пушкина «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана… Он бежит себе в волнах на раздутых парусах». Только что паруса у нас не было. И сердце то подпрыгивало в верх, то опускалось вниз в такт волнам.
   Остров Есусарет. Об этом месте говорят, как в единственном, так и во множественном числе, называя его островами Есусарет. А всё потому, что он разделен на две части узкой трещиной, перепрыгнуть которую не составит особого труда. Хоть острова-близнецы и не являются популярным направлением для туристов, их стоит увидеть ради одного только вида. Особый колорит острову придают декорации. В 2013 году режиссер и сценарист Алексей Козлов снял здесь драму «Запрет». Специально для фильма были построены искусственно состаренные сооружения, так и оставшиеся украшать остров. Сейчас они сильно разрушены. С острова открывается потрясающий вид на открытую Ладогу.
От острова Есусарет мы отправились дальше в залив Иятьярви (или, как называют его русские, Кочерга), по форме и правда напоминающий кочергу. Залив живописен сам по себе. Тихие заводи, заросшие камышом, высокие каменистые берега, мелкие бухточки, загороженные высоким берегом от ветра и волны с Ладоги, где можно искупаться даже с детьми, заросли черники прямо на берегу и воздух, пропитанный нагретой солнцем смолой. На одном из таких берегов мы и остановились на обед.
После обеда и отдыха, мы попытались найти протоку из залива Кочерга, обозначенную на нашей карте, чтобы не возвращаться обратно на мыс Куркиниеми, но, к сожалению, протока оказалась полностью заросшей травой. Видимо, она появляется весной и зарастает летом. Пришлось возвращаться обратно. А на обратном пути нас ждал сюрприз. Вода, спокойная в заливе, оказалась совсем не спокойной на выходе из него. За пару часов, пока мы обедали и искали протоку, в Ладоге поднялась высокая волна, которая шла нам навстречу и не выпускала нас из залива. Видимо Боги озера хотели, чтобы мы остались здесь. Пришлось подчиниться. И, хотя времени было еще не много, мы встали на стоянку на самом высоком мысу на правом берегу залива Кочерга. Поставив палатку и поужинав, мы долго сидели на скалистом обрыве, с которого открывался обзор на бескрайние просторы Ладожского озера. Мы слушали шум волн, разбивающихся о скалы и наблюдали за метаморфозами озера (цвет воды которого утром был ярко голубым, в обед серо зеленым, а к вечеру стал почти черным с белыми барашками на спинах волн). Мы любовались проходящими в дали парусниками и с тревогой наблюдали за смельчаками на байдарках, проходящих мимо залива в сторону острова Койонсаари.
В этот день было пройдено 21,5 км.

Часть третья. Острова.

   Четвертое августа. 4.20. Рассвет. Небо безоблачно, озеро почти спокойно. Состояние умиротворения, покоя и безмятежности, несмотря на суровую северную природу вокруг.
   Посмотрев прогноз погоды и посовещавшись, принимаем решение долго не засиживаться, а попив чаю, отправиться дальше. В 5.14 стартуем и покидаем залив Кочерга, направляясь обратно мимо мыса Куркиниеми, острова Хепосари, к острову Лапинсало, где останавливаемся на завтрак. На острове Лапинсало совершенно случайно обнаруживаем поляну сыроежек и черничник с крупной спелой черникой. За час набираем литра три ароматной ягоды, завтракаем, пьем чай и отправляемся дальше в глубь шхер. Небо безоблачно, озеро спокойно. Тишина. Только крики чаек и гул моторных лодок нарушают эту звенящую тишину. За островом Вахвасенсари останавливаемся размять ноги на небольшом островке, не имеющем названия на нашей карте. Небольшой островок с пологими берегами, с разбросанными в воде по периметру камнями, покрыт соснами и тонкими березками. Не больше 15 метров в длину и 10 метров в ширину. Ничего особенного. Здесь, на маленьком клочке суши, в большом озере мы нашли поляну с ярко желтыми солнечными лисичками. Остаемся здесь на обед.
   После обеда отправляемся дальше в пролив между островом Кильпола и населенным пунктом Тиурула. Все это время солнце стоит высоко над головой, а в лицо дует сильный встречный ветер, который поднимает волну на озере. Несмотря на это, к вечеру мы преодолеваем изрядное расстояние и останавливаемся на ночевку на южной стороне острова Кильпола в трех с половиной километрах от п.Березово. И снова нам достается прекрасное тихое место на высоком берегу с видом на закат. Остров Кильпола площадью 6 Х 8 км. Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел. Это второй по величине, после Валаама остров на Ладоге. На западе остров связан автомобильным мостом с большой землей. Остров овеян завесой мистических легенд и исторических событий.
   В этот день было пройдено 20 км.
   Пятое августа. Утро. Поскольку до конечной точки маршрута осталось всего три с половиной километра, а впереди у нас еще целых полтора дня, приняли решение отправиться вдоль острова Монтоссаари до горы Руллахденвуори (57м) и сделать радиальный выход на нее. В первый день мы прошли мимо, поскольку время было вечернее и надо было искать стоянку. По пути встретили Дмитрия, который возвращался в Березово. Удивительно, что на таких бескрайних просторах озера среди огромного количества островов можно дважды встретить одного итого же человека с разницей в четыре дня. Мы поднялись на гору, полюбовались видом на залив и отправились дальше. Пройдя еще немного в сторону открытой Ладоги, выбрали небольшой островок и остановились на обед. Долго сидели на берегу и наблюдали за муравьем воришкой, укравшем у нас зернышко вареного риса и, несмотря на то, что зернышко было чуть ли не длиннее самого муравья, тащившем его в свой муравейник, за игрой волн в камнях, за проплывающими между островами парусниками и полетом чаек над волнами…
   Дальше мы решили возвращаться в Березово, пройдя между островами Ягодный и Медвежий. Берега Медвежьего в этом месте заросли камышом. Здесь мы встретили много рыбацких лодок и стоянок. Мы остановились на южной оконечности Ягодного. Здесь у Ягодного можно было не просто быстро искупаться, а даже поплавать. Камень у берега почти сразу переходит в мелкую гальку, которая в свою очередь через пару метров от берега переходит в неглубокие илистые отложения. Озеро, закрытое от волн и ветра с Ладоги высоким берегом острова, почти спокойно и хорошо прогревается. Здесь мы приняли решение вернуться в Березово раньше и посвятить оставшееся время Санкт-Петербургу.
   Поэтому, обогнув остров Белоярский вернулись в Березово в 19.30 пятого августа. В этот день было пройдено 20.21 км.
   За три дня было пройдено расстояние 71,71км.
   Пока мы плутали между островами мне в голову пришла мысль, что острова похожи на людей и как люди каждый из них имеет свой характер.
   Один остров похож на сердитого хмурого дядьку, неприступный своими скалистыми мрачными берегами, с бесноватыми волнами, разбивающимися о его камни, с густыми шапками могучих сосен и темных елей. К такому и подойти-то близко боязно, не то что поздороваться, заговорить и напроситься на ночлег. Он словно грозный страж следит за порядком и одним своим видом говорит людям, что с ним шутки плохи.
   Другой остров похож на седого старика с белыми бровями лишайников и моховой бородой. С морщинистыми щеками складчатых гранитных пород и добродушным взглядом голубых озер во впадинах скал, с затаенной улыбкой смотрящих на проплывающих мимо людей. Он много повидал на своем веку, много знает, но не каждому откроет свои секреты.
   Третий остров похож на доброго крепкого мужика, хозяина с крепкой спиной и широкими плечами, на котором держится вся семья. У него густые волосы-сосны. Кустистые можжевеловые брови и серьезный задумчивый взгляд. Он безразличен к снующим вокруг людям. Ему не до них. Он занят своим, только ему ведомым делом.
   Четвертый остров похож на бравого курсанта. Подтянут, собран, строг, но светел и приветлив с виду. Берега его не очень высоки, но неприступны. Однако он не вызывает страха и опасения, как злой сердитый дядька-остров. Напротив, есть в нем что-то доброе и основательное.
   Пятый остров похож на молодого парнишку–жениха, крепко держащего за руку попутчицу-невесту. Он молод и зелен, светел лицом и чист помыслами. Еще не бравый курсант, но уже и не вихрастый мальчишка. Хотя и может иногда показать свою удаль и силушку, разбрасывая вокруг большие валуны, торчащие из воды.
   Шестой остров похож на мальчишку шалунишку, проказника и безобразника, разбросавшего вокруг себя игрушки-камни, через которые надо пройти внимательно и осторожно, чтобы не переломать ноги. Его берега заросли березой, которая торчит в разные стороны, как взлохмаченные вихры, за которые хочется оттаскать безобразника.
   Седьмой остров похож на маленького беззащитного малыша. Он невелик. Берега его полого спускаются к воде. Молодые тонкие березки, как нежные детские волосики пушатся на его голове. И невольно хочется приласкать его взглядом и улыбнуться, как малому ребенку.
   Восьмой остров похож на дородную матрону, под стать хозяйственному мужику. С широкими плечами, покрытыми моховой шалью. В платке из зеленых елей и платье из можжевельника, с лукошком грибов и туесом ягод в натруженных руках.
Девятый остров похож на седую ворчащую старушку. Морщинистую, сгорбленную и о чем-то спорящую с волнами, омывающими ее скрюченные ноги. В платье из красно-коричневого мха с седыми волосами из лишайников и усталым взглядом.
Десятый остров похож на молодую девушку в березовом платочке, с русой косой и кокетливой челкой, в цветастом сарафане, плетущую кружево из паутинок, сидя у воды и напевая негромкую девичью песню.
   Я еще долго могла бы перечислять характеры и образы в которых предстали мне острова Ладожских шхер, но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать…