Л. Герш. Эти свободные бабочки. 15. 03. 2023

Ольга Немежикова
МИССИС БЕЙКЕР

Дипломный спектакль студентов 3-го курса СГИИ, театральный факультет: «Эти свободные бабочки» (15.03.2023) по пьесе Л. Герша.
Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

Жизнь героев спектакля можно запросто разделить чертой: до появления миссис Бейкер (Маргарита Турабова) и после. Её жизнь тоже с этого часа переходит в другое измерение.

Положение обязывает: миссис Бейкер — незаурядная женщина. Воспитать слепого с рождения ребёнка так, чтобы его инвалидность не бросалась в глаза, чтобы он не чувствовал себя ущербным, это что-то из ряда вон. Самое большое достижение матери, как бы Дональд (Егор Ворошилов) не комментировал свои впечатления, состоит в том, что он ощущает себя не призраком в этом мире, а человеком, у которого есть не только права, но и обязанности. Безусловно, для всякой новой адаптации ему нужно какое-то время.

Пожалуй, самые ценные качества Дона — стремление к самодостаточности и создание вокруг себя совершенно особенной, нестандартной и творческой атмосферы. Он не устаёт удивлять Джил (Мария Бахарева), в первую очередь, конечно, своим характером. «Помощь инвалидам» в какой бы то ни было форме Дон с негодованием отвергает: что угодно, только не это! Он внимателен ко всему, полон интереса и доброжелательности к окружающим. Он страстно желает не только вписаться в этот мир, но и сказать в нём своё слово — сочинять и исполнять свои песни. Лучшая защита — никакой защиты, это про Дона. Он открыт всему новому, он хочет жить полноценно.

Дональд понимает, скольким обязан матери, как и то, что всему есть предел. К примеру, юноша трезво оценивает свои профессиональные возможности. Это миссис Бейкер до сих пор надеялась, что ничего не изменится, что Донни останется Малышом Донни, Победившим Мрак. Ведь это её благородный крест! Она выдержит, это даёт ей силы и смысл! А дальше лучше не думать!

Но сын так не считает, он не хочет жить под вечной опекой. Преодолевая страх, который никогда не понять зрячим, он учится «плавать» там, где нет дна — где нет мамы. Хотя ему боязно! Мы это чувствуем по рассудительным интонациям, плавным движениям Дона, по его бережному отношению ко всему вокруг, живому и неживому. Это сродни тому, как если бы интраверт захотел стать экстравертом — переделать, ни много ни мало, свою натуру.

Именно приход мамы резко обрывает подготовительный период Дона к самостоятельной жизни, напрямую погружая в травматический опыт.

После холодного душа первых впечатлений, особо в подробности не вдаваясь, миссис Бейкер отдаёт приказ на выход и начинает собирать чемодан. Она твёрдо намерена вывезти сына из этого клоповника и очага разврата. Чисто по-человечески миссис Бейкер можно понять: мать инвалида, насмерть уставшая от переживаний последнего месяца, пока сын живёт неизвестно где. Ей хватило сил выдержать лишь половину оговоренного «испытательного» срока первой попытки сына устроиться самостоятельно.

Но он-то её не ждал! Более того, у него только что завязались потрясающие отношения с потрясающей девушкой, вечером у них ужин… Какое «домой»?!

Сын полон решимости отобрать чемодан. Мать проклятый чемодан закрывает собой. Оба настроены серьёзно, их потасовка совсем не игра, она затянулась, и совсем не чемодан они друг у друга пытаются выхватить. В какой-то момент это до них доходит: ведь не в чемодане дело… И когда оба приходят в себя, обоим неловко от происшедшего… Но что-то в их душах теперь изменилось: сын победил — мать приняла его победу; они тут же, как родные близкие люди, помирились и простили друг друга.

Но вскоре Дон оказался под ледяным душем. Джил опоздала на ужин, более того, заявилась с мужчиной, который должен её увезти. События одного дня выросли до катастрофы.

Внезапная инверсия в поведении сына потрясла миссис Бейкер… Теперь он хочет уехать сейчас и немедленно! В ужасе она понимает, что он может уехать уже навсегда. Ей — прыгать от радости? Да сможет ли он после оправиться? Душевные терзания миссис Бейкер буквально «написаны» на её лице. Это вам не чемодан... Это радикальный выбор между уделом «мать-поводырь» и мать взрослого сына. И миссис Бейкер решительно ставит на то, что она и Линда, а теперь ещё и Джил, успели ему дать. Миссис Бейкер решительно берёт на себя инициативу, от которой, она понимает, зависит будущее её Дональда.

«Ты раньше себя не жалел и не начинай. Не хочу, чтобы мой сын возвращался домой несчастным и побеждённым». И хотя Дона давно трясёт от её детских книжек, мама напомнила ему о его, Донни, первой победе. Это случилось, когда она рассказала ему историю про слепого мальчика, проплывшего семь морей. Да, соглашается миссис Бейкер, эта история была полной чушью, выдумкой, но на следующий день Дон научился плавать и больше утонуть не боялся! Теперь она видит: он стал мужчиной и способен справиться без детских историй.

Впервые мать назвала сына мужчиной. Ей было непросто, она собрала всё своё мужество для признания: не так-то легко смириться с тем, что отныне в тебе не нуждаются. Да, от него ушла девушка, но сколько их ещё будет! У неё один сын, и она не может его терять. В такие моменты никто не думает о благодарности. И как же ей стало легко, когда Дональд сказал: «Мама... Я так рад, что ты пришла».