О рассказе Варлама Шаламова На представку

Шестакова Елена Аркадьевна
СТРАШНА БЕЗДУШНАЯ ОБЫДЕННОСТЬ ГУЛАГА…

Рассказ Варлама Шаламова «На представку» написан в 1956 году, то есть уже во времена хрущёвской «оттепели», когда было снято табу с темы ГУЛАГА и сталинских репрессий. Сразу же появились произведения об этом страшном периоде нашей истории и о судьбах людей, прошедших через лагеря.
Этот небольшое по объёму произведение входит в знаменитый цикл «Колымских рассказов» и знакомит читателя с лагерным бытом, нравами и особенностями поведения зэков тех времён. Автор знает обо всём не понаслышке: он сам провёл в лагерях почти два десятилетия – за «политику».

В рассказе «На представку» Шаламов ярко, в деталях описывает обитателей барака, где живут «коногоны» - уголовники, которым человеческие законы не писаны: у них есть свои «понятия», которые не предусматривают ни жалости к ближнему, ни помощи  слабому, ни элементарной честности. Страшно, когда в эту среду попадают «политические», то есть люди, осуждённые по печально известной 58 статье – за «государственные преступления и контрреволюционную деятельность». Хотя администрация лагерей признавала, что «контрреволюционеры» - это «лучшие, заботливейшие рабочие», но часто подталкивала политических к вынужденному общению с блатными.

Рассказывая о бараке, Шаламов описывает  самые разные приспособления, изобретённые зэками для своего удобства. Становится понятно, как своими руками изготавливают лампочку-«колымку» на бензиновом паре, как рисуют самодельные колоды карт, как готовят чифирь. Так подробно описать быт зэков мог только человек, который сам всё это наблюдал долгие годы. Всё вроде бы обыденно, на первый взгляд не страшно, даже скучно. Но в этой обыденности кроется ужас подневольного существования и нечеловеческих законов для тех, кто попал сюда случайно или за дело.

 Вот и двум героям рассказа – политическим заключённым  -  пришлось после тяжёлого рабочего дня пилить и колоть дрова для «коногонов». Потом их позвали в барак поесть, и они из своего дальнего угла наблюдали обычную для уголовников картину –  азартную игру в карты - любимое развлечение блатных. Автор во всех подробностях описывает эту игру и её участников - весьма колоритных малых, которые прекрасно знают, что выигрывает здесь самый хитрый, наглый и бессовестный, тот, кто умеет нечестным путём присвоить себе победу. «Честная воровская игра - это и есть игра на обман: следи и уличай партнёра, это твоё право, умей обмануть сам, умей отспорить сомнительный выигрыш».
Игра в карты – это, пожалуй, главное развлечение на зоне, так как она даёт видимость полноты жизни – интереса, азарта, сильных эмоций. Иногда она приводит к настоящим трагедиям, как в этом рассказе. Но и подобные трагедии кажутся обыденными, так как жизнь человеческая здесь не ценится и не является неприкосновенной, ведь обитатели лагерей лишены любых прав, в том числе – права на жизнь.

Шулеру Севочке дозволено всё: он не стеснён моральными нормами, его цель – обобрать ближнего, унизить и растоптать слабого при хорошей мине – то есть, досконально зная  все волчьи нравы и обычаи блатных: что в этой среде допустимо, а что осуждается. Играть в карты можно на одежду, на подушки и матрацы, «на представку» - то есть в долг. Но если кто-то не вписывается в правила, то выходит, что игра идёт на его жизнь…

У многих «политических» остались человеческие чувства, личное достоинство, не все они сломлены и смяты лагерями. Автор подчёркивает, что именно к таким людям он чувствует уважение. Но ведь им очень трудно выжить здесь. Среди голода и холода, на изнурительной работе, при вынужденном общении с уголовниками. И потому многие рассказы Шаламова завершаются трагически. Финал рассказа «На представку» тоже заканчивается гибелью одного из героев – из-за игры в карты, хотя играл в них вовсе не он…