Не то дворяне, не то крестьяне

Татьяна Михайловна Полякова
В своё время, я не избежала заблуждений начинающего родоведа в том, что находка , к которой ты так долго стремишься, удовлетворит любопытство и ответит на все вопросы .

На какие-то вопросы, конечно, ответит...вот только подкинет ещё больше.

Несколько лет назад, получив в руки подворную карточку с/х переписи 1917 года на семью своего прадеда, я увидела, что переселились мои Ельчаниновы в Сибирь из Рязанской губернии.
Какие у меня были шансы найти точное место выхода и продолжить изучение дальше?

Минимальные:

- метрические книги Томской губернии, в которых первые годы поселения на новом месте, указывалось предыдущее место жительства...
При личном посещении архива в 2015 г. мне удалось просмотреть почти все МК за 20 век - информации не было. Необходимо было посмотреть конец 19 века, но для этого надо было ехать в родную Сибирь, и без гарантированного результата;

- я знала , что прадед родился в 1879 году. Был вариант посмотреть метрические книги за этот год по всем приходам Рязанской губернии. Это ближе и дешевле. Но даже попытка посчитать по фондам - сколько могло бы быть таких МК повергла меня в ужас.

К счастью, случился технический прогресс и мой любимый , шагающий в ногу со временем, Новосибирский архив оцифровал МК и выложил их в свободный доступ на своем сайте.

И закипела работа...

Я таки нашла! Запись в метрической книге за 1896 год подтверждает, что действительно, губерния выхода Рязанская, уезд Раненбургский , село Колыбельское.

Долгожданная находка удивила, так удивила...

Исходя из того, что я успела поверхностно почитать про новую (старую) родину моих предков - я понимаю, что с высокой долей вероятности - они были однодворцами. Прямо скажем неожиданно...
Это малоизученное, достаточно обособленное сословие - остатки бывшего военно-служилого населения Засечной черты и как говорили про них в 19 веке "не то дворяне, не то крестьяне".
Почему, имея в собственности землю, они всем кланов пошли в Сибирь?

Ещё более неожиданным оказался национальный костюм этого села. Он уникален и кардинальным образом отличается от женской одежды соседних сел и уездов, удивительно похож на литовский национальный костюм .
Где юг Рязанской губернии, а где Литва?

По мнению Мерцаловой М.Н. искусствоведа и автора книги 'Поэзия народного костюма", далекие предки жителей этого села в конце 16-го начале 17-го века переселились с берегов Балтии, с течением времени обрусели, но сохранили основные элементы литовской национальной культуры.

И, наконец, еще один штрих - из текста в МК видно, что мой юный прадед Петр Александрович крестил сына своего родного дяди. Восприемницей же указана некая Ирина Филипповна Ефремова.

А уже через 5 лет, в 1901 г., он женится на моей прабабушке Ксении Ефремовой.
Если исходить из того, что раньше к выбору восприемников подходили очень строго и чужих не брали, то можно предположить, что Ельчаниновы и Ефремовы могли быть друг для друга людьми знАчимыми (крепкие друзья или земляками), а брак детей, совершённый по сговору, служил укреплению этих отношений.

Когда я беседовала с девятой, самой младшей их дочкой, последней оставшейся в живых из того поколения - я много её расспрашивала именно о том, чего невозможно найти ни в одном архиве: про быт, про взаимоотношения, характер, привычки.
Это то, что очень сильно раскрашивает картину и наполняет жизнью сухие даты и цифры.

На мой вопрос:
—- Какие отношения были между родителями?
Старенькая и трогательная баба Маруся мгновенно расплылась в улыбке:
—- Любилися.

Вот вам и брак "по сговору"..

P.S. на фото: жительница села Колыбельское 70-е годы 20 века.