Кто вы, господин Крылов? часть 2

Наталья Швец
На вопрос: «Кто вы, господин Крылов?» ответа найти сложно. Чем больше об этом пытаюсь найти ответ, тем больше убеждаюсь только в одном — Иван Андреевич был очень неординарный человек. Поэтому решила привести лишь несколько фактов из его биографии, чтобы всем стало понятно: не так уж он был прост, как это казалось со стороны…

В 15 лет Ваня Крылов пробует пишет либретто оперы «Кофейница». Сюжет не оригинальный, чужой, написано  слабовато и явно не поможет подняться на литературный Олимп. Однако ясно: автор талантлив и на него обратили внимание. Следующими произведениями стали драмы «Клеопатра», которая не сохранилась, и сохранившаяся «Филомела». К слову, первый гонорар он получил в виде книг.

Либретто комической оперы «Бешеная семья» вызывает хоть какой-то заметный отклик критиков. Крылов активно использует народные обороты, все теснее сотрудничает с театром, с театральным комитетом.

Параллельно начинают появляться его первые басни: «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осел». Они издаются в журнале «Утренние часы» без подписи и проходят незаметно. Но едкости в них предостаточно.

В комедии «Проказники» юный Крылов осмеливается посмеяться на известным в то время драматургом Яковом Борисовичем Княжниным. Его образ Крылов выводит в лице персонажа Рифмокрада, а его жену – дочь отца-основателя репертуара первого русского театра Александра Петровича Сумарокова – в персонаже Таратора. Вполне понятно, что это рассорило автор с официальными театральными властями и путь в театр был закрыт.

Несостоявшийся драматург, которому едва исполнилось 29 лет, начинает заниматься журнальным делом. Вместе с Иваном Герасимовичем Рахманиновым открывает журнал «Почта духов», где ы эпистолярном жанре – гномы переписываются с волшебником Маликульмульком – высмеиваются пороки русского общества. Журнал просуществовал меньше года.

Выйдя в отставку в молодом возрасте, Крылов приступает к изданию юмористического журнала «Зритель», который конкурирует по популярности с «Московским журналом» Николая Михайловича Карамзина.

В конце 1793 года Крылов покинул Петербург. Чем он занимался почти десять лет неизвестно. Лишь есть информация, да и то особо не подтвержденная, что в 1797 году служил секретарем князя Сергея Федорович Голицына и учителем его детей.

О нём услышали лишь в 1806 году. Крылов возвращается в свет и литературу, переводит басни Лафонтена «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Положительный отзыв поэта и баснописца Ивана Ивановича Дмитриева прокладывает дорогу переводам в  журнал «Московский зритель».

Через 3 года издает 23 произведения. Читатель его признает и теперь уже навсегда. Баснописец устраивается работать в Монетный департамент, затем в Императорскую публичную библиотеку, где работает с 1812 по 1841 гг. Вполне понятно, что туда так просто на службу не принимали.

Еще при его жизни издано почти 80 тысяч экземпляров сборников басен. Его популярность на тот момент можно сравнить только с популярностью Пушкина или Гоголя.

По молодости Крылов был влюблен в дочь брянского священника Анну.  Однако согласия на брак не получил. Девушка очень переживала и родители согласились выдать ее замуж за Крылова. Ему предложили приехать и вновь посвататься,  на что не состоявшийся жених ответил: денег на поездку нет, и попросил привезти девушку к нему в столицу…  Родители оскорбились и брак не состоялся.

Рассказывают, что многие дамы мечтали общения с ним. Где правда, а где выдумка самого Крылова, сказать сложно. Доподлинно известно только одно: в обществе Ее Величества Иван Андреевич появился в дырявом сапоге…

В 40 лет сошелся с домработницей Феней, которая родила ему дочь Сашеньку. На тот момент Крылов был уже известен и по своему статусу признать ребенка не мог. Однако, Когда девочка повзрослела дал ей образование, выдал замуж и нянчил внучку Надежду. Свое имущество отписал зятю и умер на руках близких ему людей

Как ни странно, но его любили оптинские старцы, часто использовали крыловские басни в качестве кратких наставлений и нередко украшали свои проповеди цитатами великого баснописца.

В молодости Иван Крылов был азартным человеком. Однажды из-за  увлечения карточными играми ему даже запретили приезжать в Москву и Санкт-Петербург. Но после сорока лет навсегда оставил карты, как утверждают современники: словно отрезало.

Скончался Иван Андреевич Крылов на 76-м году жизни, 9 ноября 1844 года. В день похорон его друзья и знакомые вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен. На заглавном листе под траурной каймой было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Похороны проходили пышно, при большом стечении народа. Граф Орлов — преемник Бенкендорфа на посту шефа Третьего отделения — отстранил одного из студентов и сам нес гроб до дрог.

В 1848 году Императорская Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента баснописцу. Через 1,5 года, после рассмотрения десятков предоставленных вариантов, комиссия выбрала работу скульптора П. К. Клодта. Мастер работал над памятником более пяти лет. Образ Крылова получился живым, выразительным. Мемориал установили в Санкт-Петербурге, в Летнем саду в 1855 году.