Волшебник занимательной науки

Феликс Сромин
      Многие люди, интересующиеся научными проблемами и достижениями в различных областях, часто получают первичные знания о них из, так называемой, научно-популярной литературы. Особенно это касается детей и юношества, только начинающих познавать окружающий мир. Получив увлекающе изложенные сведения из какой-либо научной области, они не только расширяют свои знания, но иногда  выбирают это направление в качестве своей будущей профессии.
 
   Написать интересное и профессионально правильное научно-популярное произведение, не только книгу, но даже статью или очерк, бывает порой труднее, чем чисто научное. В научном произведении автор излагает и доказывает свою тему с помощью формальных законов, экспериментов и расчётов, понятных ему и специалистам в данной области.

    Автор хорошего научно-популярного произведения должен обладать не только глубоким знанием излагаемой темы, но и широкой эрудицией и литературным талантом. Написанное им должно быть интересно и понятно школьникам, студентам, а также взрослым людям, не являющимися специалистами, но интересующимися научными вопросами.
 
   К особому виду научно-популярной литературы можно отнести литературу, имеющую научно-познавательный и учебный характер. Она, главным образом, предназначена для детей и юношества с целью лучшего понимания и освоения ими изучаемых в школе и других учебных заведениях таких дисциплин, как математика, физика, химия, биология, астрономия и другие естественные науки. Эти науки, познающиеся с помощью логических, исторических, литературных, наглядных и т.п. примеров получили названия «занимательных». Такое название им дал основатель этого метода изучения Яков Перельман.
 
   Думаю, что многие учащиеся различных учебных заведений (во всяком случае, в период учёбы моей и моих детей) с интересом читали такие книги, как «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная механика», «Занимательная астрономия» и др. «занимательные» науки, написанные этим автором.
 
   Я не собираюсь в значительном количестве повторять и разбирать написанное в этих книгах, для этого лучше почитать их самих. Но всё же, приведу несколько примеров из них:

-- Определить высоту какого-либо высотного сооружения без специальных сложных приборов можно, измерив длину отбрасываемой им тени. Таким методом, ещё в древности, греческий мудрец Фалес установил высоту египетских пирамид, дождавшись, когда отбрасываемая им самим тень равнялась бы его росту.

-- Древнегреческий учёный Архимед по просьбе царя выявил нечестность мастера, изготовившего золотую корону, хотя её вес в точности равнялся весу, полученного им золота. Для этого Архимед определил объём короны по вытесненной воде, а затем вычислил удельный вес используемого материала.
 
-- Более ощутимо представить число 1000000 (миллион) можно, исходя из того, что такое количество сложенных друг на друга тетрадных листов (0,1 мм) будет высотой с Исаакиевский собор (100 м).

  Перельман приводил примеры из широко популярных и читаемых книг Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джонатана Свифта («Путешествия Гулливера»), Даниэля Дефо («Робинзон Крузо») и др. Это побуждало перечитывать указанные места в этих книгах и лучше осмысливать там написанное. В своих произведениях он охватил широчайший круг вопросов из самых различных научных и учебных областей: математики, физики, химии, астрономии, природоведении, истории, космологии и космонавтики. Недаром его называли «певцом математики, бардом физики, поэтом астрономии, герольдом космонавтики».
 
   Яков Исидорович Перельман родился 22 ноября (4 декабря) 1882 года в городе Белостоке, входившем тогда в Гродненскую губернию Российской империи (сейчас в Польшу), в еврейской семье. Семья была среднего достатка, отец Исидор Перельман работал счетоводом на фабрике, мать Генриетта Эрлих была учительницей начальных классов и подрабатывала репетиторством.

   Когда Якову не исполнился ещё год, отец умер, и семья оказалась в трудном материальном положении. Владелец фабрики, на которой отец проработал двадцать лет, установил семье скромное месячное пособие. Но этого явно было недостаточно, и мать, дополнительно к репетиторству, будучи высокообразованной женщиной, стала частным образом преподавать немецкий и французский языки. Несмотря на трудности, она приложила все усилия, чтобы дать детям (всего в семье было пятеро детей) хорошее образование.

   Яков окончил (1901) Белостокское реальное училище с отличием (по 11 предметам из 12 у него были пятёрки), и затем поступил в Лесной институт в Петербурге. (Вся дальнейшая жизнь у него проходила в этом городе.) Когда он учился уже на втором курсе, умерла мать (1903) и его материальное положение значительно ухудшилось. Руководство института, учитывая это положение и его успехи в учёбе, установило ему определенные льготы в оплате и получении некоторого пособия.

    Но всё же, для обеспечения более нормальных условий жизни и учёбы, потребовалась подработка. И он, пользуясь своими приобретёнными широкими знаниями, стал писать научно-популярные статьи в различные петербургские журналы. Его статьи оказались весьма интересны для читателей, и он стал получать небольшие гонорары. Правда, подписывал он свои произведения различными псевдонимами, т.к. студентам запрещалось такая деятельность в период учёбы.
 
   Окончил (1909) он Лесной институт также с отличием, блестяще выполнив дипломный проект по реконструкции конкретного лесного хозяйства. Ему предлагали престижные должности или остаться на кафедре для подготовки профессорского звания, но он решил посвятить себя, понравившейся ему журналистской деятельности.
 
   Он уже на постоянной основе стал сотрудничать с несколькими научными и природоведческими журналами, и его статьи пользовались большим успехом. Но ему хотелось написать отдельную книгу. И вот, на базе своих изданных статей и ряда других подготовленных материалов, он осуществил свою мечту. Но несколько издательств, в которые он обращался, не решались её печатать, сомневаясь в успехи продаж. Наконец один из них решился и книга под названием «Занимательная физика» была издана в 1913 году, сравнительно небольшим тиражом. Успех, неожиданно для самого автора и издательства, был ошеломляющим. Все книги были раскуплены моментально, и пришлось значительно увеличить тираж.
 
   Книга понравилась и учёным. Правда, они были удивлены, что такую интересную научную книгу написал не солидный учёный, а тридцатилетний молодой человек, по специальности лесовод, не имеющий каких-либо научных степеней и званий. Но книга, по их мнению, оказалась настолько интересной и полезной, и положительно отличающейся от уже известных по этой тематике, что они  посоветовали ему обязательно продолжить написание подобных книг.
 
   Вдохновенный читательским успехом и положительными отзывами общественности и учёных Перельман в последующем написал в таком же занимательном стиле книги по различным разделам математики, физики, химии, астрономии, космонавтики и др. направлениям.
 
   Перельман одним из первых в России в своих трудах стал писать о возможности космических полётов. Ещё в 1913 году он выступил в Российском обществе любителей мироведения с докладом «О возможности межпланетных сообщений». Семнадцать лет он был основным автором (500 публикаций), а затем и главным редактором научно-популярного журнала «Природа и люди».

   После революции, когда этот журнал, как и многие другие, перестал существовать, он основал и возглавил первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы» и привлёк к сотрудничеству в нём выдающихся учёных того времени.

   Одновременно с активной научно-литературной деятельностью Перельман вёл и научно-педагогическую работу. Разрабатывал новые учебники, учебные пособия и программы по курсам физики, математики, астрономии. Сам преподавал эти предметы в различных учебных заведениях и, в качестве инспектора Наркомпроса, содействовал внедрению новых программ в учебные процессы.
 
   Занимался он и непосредственно научно-исследовательской деятельностью. Работая в ЛенГИРДе, участвовал в разработке первой советской противоградовой ракеты.  Был членом редколлегий различных научных журналов и издательств, участвовал в работе научных конференций, как внутригосударственных, так и международных.
 
   Одним из главных результатов его деятельности можно считать создание в Ленинграде «Дома занимательных наук».  Этот «Дом» стал «Храмом» наук не только для ленинградских школьников, но и для многих детей, приезжающих из разных мест страны. Многие из представленных экспонатов были как бы овеществлением написанному в «занимательных» книгах Перельмана.
 
   И было ещё существенное методологическое отличие экспонирования в данном доме-музее. Если в большинстве музеев около экспонатов располагались предостерегающие надписи, типа «Руками не трогать», «За ограждение не заходить» и т.п., то здесь всё было наоборот. Рекомендовалось любые экспонаты трогать руками и, не только рассматривать со всех сторон, но и действовать с ними, чтобы лучше понять, как они устроены и работают.
 
   Конечно, экспонаты приходилось постоянно обновлять, пополнять и улучшать, но, по мнению Перельмана, это стоило делать ради лучшего понимания и приобщения детей к науке. Он отдавал много творческих и физических сил своему детищу и, соответственно, от детских (и не только) экскурсий не было отбоя.

   Перельман строил планы по расширению «дома», разрабатывал новые экспонаты, договаривался об открытии дополнительных залов. Но началась война, а вскоре и блокада Ленинграда. Перед городом возникли проблемы военного времени, «Дом занимательной науки» закрыли и он перестал существовать, как и погибший в блокаду его создатель.

   Забегая также вперёд, скажу, что и после войны никто не взялся за восстановление «дома». Это только в политике действует принцип, что незаменимых людей нет – там всегда найдутся желающие покомандовать. Для создания и развития любого творческого дела нужна и конкретная творческая личность, с исчезновением которой прекращается и это дело.
 
   Но вернёмся к основной теме моего рассказа. С началом войны жизнь Ленинграда перешла, как говорилось, на «военные рельсы». Город готовился к обороне, укреплялись подходы к городу, укрывались памятники, маскировались блестящие купола соборов и дворцов, вывозились ценности и документация, проводилась эвакуация.
 
   Эвакуации подвергались отдельные оборонные предприятия, научные, учебные, детские и прочие организации, полностью или частично, соответственно, с работниками и семьями. Индивидуальных эвакуаций практически не было, это было возможно только отдельным активным людям.

   Яков Перельман, конечно, мог подсоединится к какой-нибудь организации, и вместе с ней эвакуироваться. Но он, посвятивший свою жизнь повышению научно-образовательного уровня молодого поколения, определяющего будущее страны, остался верен своим принципам. Он посчитал необходимым свои обширные знания использовать для повышения боеспособности армии.

    Его возраст (около 60 лет) не подлежал мобилизации, но он сам пошёл в военкомат своего Петроградского района и предложил учить военнослужащих ориентированию на местности, без специальных приборов. Он объяснял, как определять местоположение, направление движения, время и прочие параметры по звёздам, луне и солнцу. Как вычислить расстояние до объекта и его размеры по зрительным ощущениям. Учил он ещё многим полезным знаниям, которые в боевых и партизанских условиях могли иметь решающее значение.
 
   Курсы, на которых он читал свои лекции, располагались далеко от дома, где он жил. Пока ходил общественный транспорт он основной путь проделывал на трамвае, пешком оставалось пройти только до и от соответствующей трамвайной остановки. Когда же общественный транспорт перестал функционировать, он некоторое время, с большим трудом, ещё проделывал весь путь пешком. Но от длительного недоедания он настолько ослабел, что был уже не в состоянии проделывать такой путь. К тому же, положение усугубилось наступившими сильными морозами.
 
   Правда, благодаря наличия домашнего телефона, он мог проводить консультации и отвечать на возникающие на курсах вопросы. Кстати, хочу отметить, что подавляющее количество домашних телефонов у населения с началом войны были отключены и изъяты. (Также как были изъяты фотоаппараты и коротковолновые приемники). У Перельмана, по распоряжению военного начальства, телефонная линия не была отключена из-за необходимости быстрой связи с ним.
 
   Яков Перельман жил вдвоём с женой. Их двадцатидвухлетний сын, блестяще закончивший Ленинградский университет и подающий большие надежды, как учёный, в самом начале войны был мобилизован, и вскоре погиб на фронте. Жена, Анна Давидовна Каминская-Перельман, врач по профессии пошла работать в военный госпиталь, располагавшийся сравнительно недалеко от их дома, и ходила туда на соответствующие дежурства. В середине января 1942 года, во время очередного дежурства в госпитале она скончалась от истощения.

   Свыше четверти века они прожили вместе, поддерживая друг друга физически и морально. Особенно важна была такая поддержка в тяжёлое блокадное время. Оставшись один, без какой-либо посторонней помощи, человек был обречён. Дело в том, что даже за положенной скудной порцией хлеба надо было дойти до булочной, а за необходимой питьевой водой – до речной проруби или другого источника. Чтобы нагреть стакан кипятка на керосинке, надо принести порцию керосина из соответствующего магазина. А в квартире холодина, дует из заткнутого одеялом выбитого оконного стекла. Чтобы хоть как-то согреться надо время от времени протапливать «буржуйку», а для этого найти какие-либо деревяшки или сломать что-нибудь из мебели.
 
   Когда семья из нескольких (хотя бы из двух) человек, то вышеописанные дела распределялись между ними, или производились вместе. Одному же, причем  обессиленному, человеку выполнять все жизненно необходимые дела практически невозможно. Яков Перельман сумел пережить жену только на два месяца и умер 16 марта 1942 года, мучительной смертью.

   Человек, так много сделавший для повышения знаний юношества и, соответственно, качественного преобразования общества, умер от голода, холода и одиночества. А ещё точнее – от недоедания, переохлаждения и отсутствия какой-либо помощи. К величайшему сожалению, по этим причинам во время блокады (особенно в период зимы-весны 1941-42 годов) умерли многие представители культурной элиты, составивших славу Российского государства.

   Из них можно назвать таких, как: Павел Филонов (ум. 03.12.1941), художник, лидер русского авангарда, картины которого находятся в лучших музеях мира; Иван Билибин (ум. весной 1942), художник, лучший иллюстратор русских сказок и былин; Дина Бродская (ум. 03.01.1942), чудесная детская писательница; Иосиф Кшесинский (ум. весной 1942), танцовщик и балетмейстер Мариинского театра, брат знаменитой балерины Матильды Кшесинской; Даниил Хармс (ум. в феврале 1942), известный писатель, поэт, драматург и мн. др. Только в моей картотеке подобных людей (писателей, поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, артистов, учёных т.п.) несколько сотен. Если хватит времени и сил, постараюсь написать о некоторых более подробно.

   Изучив в последующем ряд материалов, я пришёл к выводу, что государственные органы имели возможность минимально поддержать этих людей, чтобы уберечь их от голодной смерти, но не сделало этого. В данной статье я не хочу углубляться по этому вопросу, которому желательно посвятить отдельную статью.

   Но вернёмся к основному герою этой статьи – Якову Исидоровичу Перельману. Что же сделал он полезного для своей страны и всего человечества?

    Написал такие книги, как: «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная астрономия», «Занимательная механика», «Занимательный космос», «Межпланетные путешествия», «Занимательные задачи и опыты», «Фокусы и развлечения», «Быстрый счёт» и многие другие, всего свыше 100 наименований.
 
   Эти книги издавались и переиздавались только в России и Советском Союзе свыше 500 раз, общим тиражом более 15 миллионов экземпляров. Притом, не только на русском, но и на свыше 20 языках народов СССР. Многие из этих книг также издавались и переиздавались свыше 120 раз более чем в 20 странах на национальных языках (немецком, французском, английском, итальянском, испанском, португальском, чешском, японском и др.).  Кроме этого им написано и опубликовано свыше 1000 статей в различных журналах и других изданиях.

   Эти книги издаются, переиздаются и продаются и в настоящее время, принося их издателям немалые дивиденды. Некоторые авторы даже пользуются в своих подобных произведениях некоторым плагиатом из его книг. Но, думаю, Перельман не возражал бы против этого, т.к. его целью было расширение знаний среди как можно большего числа людей.
 
   Он создал «Дом занимательных наук», который формально относился к категории технических музеев, но во многом отличался от них. В нём можно было не только смотреть на экспонат, а брать его в руки, разбирать, собирать, и даже, случайно поломать. А, как известно, только в таких случаях лучше всё запоминается. К сожалению, после войны и гибели автора не нашлось энтузиаста, продолжившего существование этого «музея».

   Много сил он отдавал и педагогической деятельности. Разработал новые школьные программы по математике, физике и астрономии, написал 18 учебников и учебных пособий по этим предметам, помогал учителям и сам преподавал в школах и других учебных заведениях.
 
   Один из первых в России, занялся разработкой вопросов космонавтики. Выступал с научными докладами и написал замечательные книги по данной тематике: «Межпланетные путешествия», «Ракетой на Луну», «Увлекательно о космосе» и др. Будущие выдающиеся разработчики космических кораблей Королёв и Глушко, замечательные космонавты Феоктистов, Егоров и Гречко с благодарностью отзывались о Перельмане, и говорили, что во многом они занялись космонавтикой под влиянием его книг.

   С начала войны и блокады Ленинграда он до последних сил помогал армии в получении и освоении знаний, способствующих улучшению её боеспособности.

   К сожалению, памятников и присвоения имени ЯКОВА ПЕРЕЛЬМАНА чему-либо (кроме кратера с обратной стороны Луны) нет. Нет даже отдельного надгробия, т.к. похоронен он в общей братской могиле. Но, пока издаются и читаются его замечательные книги, благодаря которым дети будут стремиться к научным познаниям, имя ВОЛШЕБНИКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ не забудется.