Пояснительная записка к альбому

Вера Ильина 3
Портрет, читаем в БСЭ, изображение или описание какого-то конкретного че-ловека или группы людей, в котором воссоздаётся облик определённой человеческой индивидуальности. Портреты чрезвычайно разнообразны: по количеству изображаемых лиц различаются портреты одиночные, парные, групповые. По характеру П. де-лятся на шаржевые, парадные, интимные, сатирические, реалистические и пр.
Вот, пожалуй, остановимся на реалистическом. В задачи реалистического П. входит не только достижение портретного сходства, точная передача внешнего облика, характерных поз, жестов и т.д., но и правдивое раскрытие психологии, духовного мира, характера портретируемых лиц.
О портрете в советском искусстве сказано примерно следующее: успешно решает важнейшую задачу – создание героических, жизнеутверждающих образов лучших представителей народа.
По способу изображения П. тоже очень разнообразны: скульптурные, графические, живописные. Могут исполняться с натуры, по документальным материалам или по воображению. К сожалению, не обнаружила характеристику словесного портрета. А ведь именно в этом жанре преуспело человечество. Так разрисуют… Попытаемся и мы, не злоупотребляя и не приукрашивая, то есть в духе реализма, написать портреты… в тёплых словах. Но тёплые тона становятся отчётливее, ярче, значительнее, если оттеняются ахроматическими штрихами. Так что, если обнаружите некоторые чёрно-белые вкрапления, не обессудьте – всё по законам жанра.

Для кого и для чего написана книга?
У писательницы А. Марининой в романе «Чувство льда» есть интересное объяснение этого чувства – неуверенности, неумелых попыток преодолеть страх  невозможности научиться двигаться так, чтобы движение приносило удовольствие самому и приводило в восторг других. Тренер там говорит: «Я не могу решить за вас все ваши проблемы, это можете сделать только вы сами. Но я могу предложить вам разные варианты, разные подходы, которые вы попробуете применить, и, возможно, какой-то из них вам поможет. А возможно, вы сами потом придумаете что-то своё, то, что ещё никто не делал».
Думается, что нет необходимости проводить параллели – они очевидны. Задачи автора проекта, как и задача тренера, показать, как это делали другие, как можно де-лать.
Тренеры, учителя, родители, священнослужители, казаки, военные - словом, взрослые люди, общающиеся с молодёжью – носители традиций и проводники знаний. Сами дети не могут себе помочь. Чувство уверенности в себе у подростков появ-ляется только тогда, когда у них есть хорошие тренеры – взрослые. И эту книгу сами читать едва ли будут – не тот жанр. Значит, познакомить с уникальным опытом каждого, с кого написан «портрет», должны мы, взрослые. В семейном кругу, на классных часах, на вечерах встреч с интересными людьми. Серьёзно или в игровой форме. По типу телешоу «Наедине со всеми» или «Мой герой» - как подскажут обстоятельства и фантазия. Главное, чтобы это запомнилось и пригодилось.