Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 5

Андрей Грачев 2
Глава четвёртая: мясорубка в небе Ржева. Продолжение.

10 августа был сбит во время атак на Пе-2 фельдфебель Рихард Бранд из 10 отряда, имевший 8 побед на счету, ранен и спасся на парашюте. Его сбили стрелки Пе-2. Они в этот день стреляли очень успешно и сбили сразу двух немецких асов. Кроме Бранда, был сбит хауптман Карл Саттиг, командир 6 отряда JG54, имевший 53 победы на счету, и погиб.

13 августа эскадра потеряла одного из своих лучших асов. Был сбит лейтенант Эрнст Вайсманн из 12 отряда, он имел 69 побед на счету. Он спасся с парашютом, но в часть уже не вернулся. Утром ас отправился на охоту, ведомым был Курт Танцер. Была встречена пятёрка ЛаГГов из 5-го гиап, немцы атаковали, но советские пилоты были начеку, встретили немцев достойно. Завязался ожесточённый бой. Вели его советские пилоты грамотно: отрезали немцам путь на вертикаль и заставили вести бой на виражах, что давало советским пилотам преимущество. В итоге удалось в этом маневренном бою сбить одного из бф-109. Это и был самолёт Вайсманна. Сбил его Караев Александр Акимович, весьма опытный пилот.

А 14 августа в районе Слободки немцы потеряли ещё одного яркого аса: был сбит и погиб фельдфебель Рихард Кванте из 6 отряда. Он имел 49 побед на счету. Бой протекал так. В указанный район на сопровождение "Илов" ушла четверка 523-го иап, ведущим был комэск капитан Харченко Степан Иванович. В районе цели была обнаружена группа ю-88 и бф-109. Харченко в соответствии с инструкциями, которые предписывали атаковать вражеские бомбардировщики, даже если основное задание было по сопровождению, в паре с Еличевым Александром Фёдоровичем провел атаку по ним, а пара Симонова осталась прикрывать штурмовики. К ю-88 прорваться не удалось, завязался сложнейший бой с истребителями сопровождения. И, хотя на аэродром Харченко и Еличев вернулись в потрепанном состоянии, самолёты их получили многочисленные пробоины, бой они выиграли: в этом бою пара сбила немецкого аса Кванте. Меньше повезло Симонову, который при сопровождении "Илов" был подбит огнём ЗА и совершил вынужденную посадку, на который самолёт был разбит.

23 августа в очередной раз был сбит оберлейтенант Карл-хайнц Шнелль, командир 5 отряда. В тот день он в районе Ульяново атаковал группу "Илов", успел сбить один из них. Но сам попал под атаку группы "Яков" 519-го иап. Лётчики этого полка совершали обычный вылет на патрулирование, заметили, как немцы атакуют "Илы", которые шли, судя по всему, без прикрытия. И тут же атаковали их. С первой же атаки пилот Тузов Николай Борисович отправил к земле самолет Шнелля. Тот успел воспользоваться парашютом. На тот момент немецкий ас имел 62 победы на счету.

Строго говоря, к тому времени география боев JG51 расширилась, эскадра действовала уже и в Калужской, и в Смоленской области, а отнюдь не только в районе Ржева. Однако эти бои мы рассматриваем в одной главе, так как они являются частью единого воздушного сражения, и противостояли пилотам JG51 те же пилоты 1-й и 3-й ВА.

Силы эскадры таяли. Самолётов почти не осталось. Советские лётчики периодически устраивали визиты на аэродром Дугино, уничтожая больше количество самолётов на земле. К сентябрю эскадра уже нуждалась в отдыхе и восполнении потерь.

3 сентября эскадра понесла последние потери в асах в рамках этих боев. Был сбит и ранен Карл-Хайнц Вебер, уже упомянутый нами ас. Он как раз отражал очередной налет на аэродром Дугино. На земле погиб пилот Готфрид Гассен, два самолёта были непоправимо повреждены. Сбили его стрелки Пе-2 204-й бад.

Если в целом подвести итоги, то мы видим, что бои в небе Ржева эскадре стоили слишком дорого. Она лишилась ряда опытных лётчиков. Советские пилоты показали себя очень достойно. Прежде всего, многие советские полки научились вести слаженный групповой бой, используя самое лучшее построение - четвёрку. Особенно хороши были 5-й гиап и 21-й иап. Кроме того, в ряде случаев советские лётчики заставали немцев врасплох своими атаками.

Почти все потери асы понесли в боях с ЛаГГами, а не с Яками. Эти бои ярко опровергают миф о том, что ЛаГГ уступал Яку. Для успешных боев с немецкими асами "Як" был слишком неживуч и непрочен. Формально он был маневреннее ЛаГГа, но низкое качество сборки приводило к тому, что Як попросту не выдерживал бой на крутых виражах. Кроме того, ЛаГГ хоть как-то мог бороться с бф-109 на вертикалях, Як же уступал безнадежно. Опять же, тут играли роль не формальные характеристики, а реальная ситуация: ЛаГГ был попросту прочнее и мог работать на предельных режимах. На ЛаГГе было проще проводить резкие и внезапные атаки, так как лёгкий "Як" плохо пикировал.

К хорошим качествам эскадры стоит отнести объективность в оценках успехов. В небе Ржева лётчики эскадры весьма точно оценивали нанесённый противнику урон. Эта объективность была такой же визитной карточкой эскадры, как и необъективность в описании причин потерь своих асов. Мы уже видели и увидим не раз, что пилоты эскадры любили списывать на огонь ЗА и на другие случайные причины потери своих ведущих пилотов.

Ещё одним качеством эскадры было умение бороться с советскими бомбардировщиками и штурмовиками. Это качество делало эскадру особо опасным противником. В то же время, это всегда давало шансы как истребителям сопровождения, так и воздушным стрелкам. Для сравнения: ведущие асы JG52 Баркхорн, Хартманн, Липферт и Ралль весьма редко атаковали штурмовики, избавляя себя от риска.