Спасибо, институт

Виктор Калашников2
        В мае этого года исполнится 40 лет как я окончил Литературный институт  им. А. М. Горького. К этому юбилею, к сожалению, мало кого уже осталось в живых из тех, с кем на курсе был знаком лично, как-то общался, друзей. Давно не стало на белом свете Пети Великого, Коли Мантрова... Недавно умер Володя Харьковский... О судьбе многих просто не знаю в силу жизненных обстоятельств и бывает приятно, если вдруг увижу в печати знакомую фамилию однокурсника. Кроме того, из интернета знаю, например, что Владимир Киселёв стал известным в области краеведом, радеющим о выживании деревень своей малой родины, а Александр Акишин — увы, вынужденным эмигрантом,..

Но главное, есть пока кому отметить этот наш юбилей!..

Предлагаемый текст был опубликован в сборнике «Воспоминание о Литературном институте» Книга вторая. Москва. 2008г.


     С П А С И Б О,  И Н С Т И Т У Т

Мне довелось учиться в Литинституте заочно с 1977 по 83 г. г. Поступил я, это важно отметить, только с третьей попытки: в 74-м году написал на двойку сочинение, в 75-м не набрал нужного для зачисления количества баллов — многие из абитуриентов поступали, уже имея высшее, хотя часто и техническое, образование, а у меня за плечами была лишь вечерняя школа. В 77-м мне повезло ещё и тем, что проходной бал для не имеющих высшее образование снизили.

Систематическое обучение меня привлекало, поэтому учился я с интересом, хотя и трудно, в основном на «удавчики» сдавал экзамены на сессиях. А послушать тогда в институте было кого, несмотря на мощный идеологический пресс. Как представления с подтекстом воспринимали мы лекции М. П. Ерёмина, В. Богданова, В. Гусева, К. Кедрова, Карабутенко... На каждом, наверное, курсе рассказывали об их выходках истории-анекдоты. Кто-то здесь в своих воспоминаниях, возможно, воспроизведёт некоторые. Для меня же они остались самыми светлыми впечатлениями от институтских занятий. Исподволь внушаемые ими скрытые смыслы в произведениях классиков воспринимались не только необычайно глубокими, но для того времени и опасно смелыми. Задним числом подозреваю, что у этих талантливых преподавателей были проблемы с КГБ — стукачей среди студентов, да и, видимо, среди преподавателей-ортодоксов в те годы было немало. Интересно было видеть и слушать  лекции авторов учебников, старенькую Тахо-Годи по античной литературе и Артамонова по зарубежной. А курс по киноискусству нам читал сам Л. Трауберг... 

Вообще-то, преподаватели к нашему слабому знанию предметов относились снисходительно и редко кого топили на экзаменах и зачётах. Прочесть все предлагаемые задания заочнику было нереально. Но были и принципиальные, так, например, по милости Морозовой, преподавателя немецкого языка, и от нашего курса отстал поэт Александр Ерёменко.

Добрым словом хочется вспомнить и работников деканата, организовывавшим заочникам во время сессии автобусные поездки по Золотому кольцу. Благодаря этому, я, например, побывал в Суздале и на Бородинском поле.

Ректором тогда был В. Пименов, деканом заочного обучения Таран-Зайченко. Впрочем, на моей памяти, если и отчисляли тогда кого, то лишь за кутежи в общежитии.

Семинар наш примечателен был тем, что это был первый набор Андрея Битова. Разбор творений семинаристов, мне приятно это помнить, Битов предложил начать с моего рассказа, присланного ещё на творческий конкурс...

Послушать его набивались полные аудитории. Воспоминания об этом уже появлялись в печати, повторяться не буду. Тем более, что продолжалось это не долго. В 1979 году, после публикации на Западе неподцензурного «Метрополя» среди авторов которого был и он, Битову предложили уйти из института. Мы с частью семинара, в знак поддержки, подарили ему Памятный адрес с благодарно-тёплыми словами...

Руководителем семинара назначили незнакомого нам  Ф.Колунцева, интерес к творческому семинару таким образом снизился. Но мы на сессиях компенсировали это усердным чтением ксерокопий запрещённых тогда в стране В. Набокова, М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, Н. Бердяева... Систематическое обучение, чтение напечатанных за границей произведений  расширяло кругозор не только мой, но и тех, кто был образован получше меня.

Почти все годы обучения в общежитие на ул. Добролюбова нам удавалось селиться одной сложившейся компанией. Кроме меня, это Слава Дорошенко из Киева, Володя Харьковский из Еткуля, Челябинской обл. и Серёжа Яковлев тогда аспирант из Ленинграда. По жизни  очень разные мы до сих пор поддерживаем контакты, а то и бываем друг у друга в гостях.

После окончания института я какое-то время работал (до начала 90-х) в Бюро пропаганды художественной литературы при Краснодарском краевом Союзе писателей. Организовывал выступления местных писателей и поэтов по районам края. Однако, выпустить свою книжку так и не получилось, хотя рукопись в 10 а. л. долгое время лежала в Краевом издательстве, пока его не приватизировали. Кое-что в советское время удалось напечатать лишь в коллективном сборнике «Живу, люблю» и альманахе «Кубань».

В девяностые годы пришлось зарабатывать на жизнь далёким от литературы трудом. Но не писать не мог и были публикации злободневных (в духе того времени) рассказов в краевых газетах.

Теперь я уже на пенсии и пишу лишь для души или о том, что задевает. Из недавнего на бумаге было опубликовано два рассказа в московском журнале «Коростель», №1 за 2007 год, остальное в основном на страницах местных газет, ну и в интернете на сайте «Проза. ру».