Художник

Ирина Жеребина
Мой итальянский друг врун. Вы бы слышали, как он прикидывается, когда ему звонит кто-нибудь из близких знакомых! Каким дребезжащим и старческим становится его голос, каким прерывистым дыхание, какой невнятной речь. При этом рассказывает он исключительно о своих мнимых болячках.
 - Зачем? – спрашиваю я.
 - А чтобы не завидовали моему здоровью! Сглазят!
Мы идём с ним по Палермо праздно, без всякой цели, заглядываясь на витрины. Палермо просто нашпигован неухоженными шедеврами античной архитектуры, жить которым осталось не более, чем нам. Время от времени он останавливается и спрашивает, указывая на капитель какой-нибудь замшелой колонны.
 - Это какого ордена капитель? - Мне нужно угадать один из трёх архитектурных орденов: дорический, ионический или коринфский. На самом деле их пять, но он сам распознаёт только эти три. Я тупо гляжу на прямые или округлые с завитками капители и говорю первое, что приходит на ум.
 - Неверно! – резюмирует он, и мы идём дальше
Вот что-то новенькое попалось нам на глаза. Бронзовая лошадка без ног. Замысел художника мог бы быть уродством, мог бы стать предметом жалости к увечному животному, но нет! Глядя на выразительную скульптуру полулошади, представляешь коня на выпасе, утопающего по брюхо в сочной траве.
А вот там видна ещё картина. Она висит немного в глубине, но каждый прохожий может разглядеть три фигуры, отдалённо напоминающие полубогов с острова Пасхи. Они отрешённо стоят, сложа руки на груди, сосредоточенно разглядывая свой внутренний мир крепко зажмуренными глазами. Охра, сепия и сажа газовая - и более никаких выразительных средств не использовал художник в изображении лаконичных фигур, но тем более ярко проявилась невидимая земному миру духовная связь божеств с вечным Небом.
 - Вас что-то интересует в моём магазине? – заметив наш неподдельный интерес, стройный пожилой мужчина вышел нам на встречу.
 - Если да, то вы можете войти и посмотреть всё, что пожелаете
И тут, наверное от неожиданности вопроса, моего друга понесло
 - Да, мы ищем подарок и хотели бы пробрести что-то отвечающее художественной натуре вот этой женщины, - кивнул он в мою сторону. Она - художница из России. Её работы отличаются оригинальностью и фантазией. Её манера изображения Наив и Графика, Декоративность и Спонтанность. Ей хотелось бы увезти на родину что-нибудь памятное о Сицилии, например, картину Ренато Гуттузо. У вас можно купить его картины?
И хотя наш облик, наши стоптанные башмаки и помятые куртки не свидетельствовали ни о каком достатке, чтобы потратиться на хотя бы маленький эскиз работы палермитанского мастера, вера в счастливый случай «в магазин зашёл состоятельный клиент», способный потратить десятки тысяч на подарок неизвестной художнице, преобразила нашего собеседника, и он воодушевился.
Для начала он провёл нас в закрома и показал нам всё, что там имелось, в том числе работы Гуттузо (к сожалению, литография, а не оригиналы), он показал нам другие работы сицилийского художника, который искал в своём творчестве связь земного и небесного. (К сожалению, картина, которая вам понравилась, уже продана за 15 тысяч евро).
 - А может вы захотите приобрести что-нибудь декоративное?
Перед нами замелькали параболические абажуры всевозможных ламп и парапланетные блюда и тарелки.
 - Ах, - на какое-то время отвлёкся он от показа своих сокровищ, - эта сеньора из России нашла приют в вашем лице?
И тут понесло меня. Хотя я не люблю, когда к моей персоне проявляют интерес, не люблю выпячиваться, но тут я выступила на сколько смогла при весьма ограниченном владении итальянским
 - Да, я бедная и несчастная русская женщина. (Я всем без исключения рассказываю, что я русская). - Говорю это со смешанным чувством боли и мазохизма, как рассказывают о трагической судьбе юной красавицы. - У меня нет дома и мне приходится скитаться по свету в поисках пропитания. Спасибо этому сеньору, что он приютил меня на время. Да, я восхищаюсь работами Гуттузо, с которыми познакомилась в советском детстве. Его тогда часто выставляли в столичных музеях. И хотя мой багаж мал, я готова увести кусочек Сицилии, полотно или литографию великого мастера.
Интерес к нам возрастал с каждой минутой. Мой друг и хозяин магазина с увлечением начали обсуждать политику, а я, беспрепятственно блуждая по уголкам магазина, рассматривала детали декораций
 - Мы подумаем, что нам больше всего подходит для подарка, - сказал друг на прощание, убирая в карман визитную карточку магазина.
С нами прощались хозяин и присоединившаяся к нему жена, с нескрываемой надеждой в глазах заключить удачную сделку.
Мы чувствовали себя великами обманщиками
 - Перешли мне фото картины того художника, что с безликими фигурами, - попросила я на следующий день своего итальянского друга.
 - Фото? Дурацкий телефон взбрыкнул и не сохранил ничего в памяти…