Череповец-1973. Главный экономист. Черновик

Александр Зельцер 2
Автор не собирается сравнивать методы руководства до и после приватизации. Каждому времени – свои методики и технологии. А самое главное – настроения людей и менталитет тогда были другие. Отвлечения на общие темы мне понадобились, чтобы оттенить позицию отца, главного экономиста Череповецкого метзавода в 1962-1980гг.как я её понимаю.

     Я получил этот текст (3) в конце 90-х, но по-настоящему вник в содержание только в 2022 г. На 19-ти страницах машинописи без 2-х первых страниц и без последней. Судя по тексту дата создания документа-1-й квартал 1973 г.  Пометки отца и вставки чернилами.

Сначала я принял текст за конспект выступления отца перед цеховыми экономистами Череповецкого  металлургического комбината. Возможно, это был черновик его выступления на партхозактиве по итогам 1972 года (или на экономической конференции). Без сомнения его содержание было известно руководству завода и парткома.

I. Непорядки в мартене.
 Из этого документа наибольшую ценность, на мой взгляд, представляют сведения  о нарушениях учета металлошихты и недостоверности информации по расходу материалов в мартеновском цехе, что не могло не беспокоить его как главного экономиста комбината. Публикаций этого материала  я пока не обнаружил. Скорее всего эти мысли отца так и не были опубликованы.
Такие вещи обсуждались в узком кругу, в СМИ они не попадали.
Мне эти проблемы были хорошо известны, как работнику цеха в 1963-1976 гг.
                ***
Г.З.
«Металлом принимается в цех без проверки правильности взвешивания, без контроля возвратов. Подается к печам по заведомо неправильному весу, что ухудшает качество шихтовки, это снижает вес плавки. Никто за учет шихты не отвечает, хотя имеется помощник начальника цеха по шихте и бригадиры, зав. конторой и др.»
                ***
«Расход шихты систематически увеличивается, а возврат отходов ( по документам-ред. авт.) уменьшается (далее приписка рукой отца): «Разговор у директора 5 февраля 1973г - насчитали минимум 400т (?) в месяц прямых потерь».
                ***
       «Вечны жалобы, что доменщики дают повышенное количество шлака, нет правильного веса и никто, как правило, не занимается устранением этого несоответствия».
                ***
«Установили, например, весы с датчиками (тензометрические) для взвешивания обрези. А они стоят себе спокойно и никому «не мешают»(т.е не используются- прим. автора.) и пользы не дают – нет потребности проверить, какой выход годного, какие отходы по плавкам, в зависимости от того, кто работает в данной смене».
                ***

«Можно сколько угодно говорить, но пока не будут созданы условия для правильного взвешивания сырья, для контроля количества отходов – управлять себестоимостью в цехе нельзя.
Нужно организовать дело, чтобы все рычаги управлении экономикой были в руках тех, кто призван направлять работу цеха»
                ***
 «…Но в МЦ на все имеются отговорки.
Ссылки на отсутствие учета, хотя организовать достоверный учет должны сами работники цеха.
Ссылки на отсутствие достоверного учета приняли массовый характер, некоторые даже убедили завком профсоюза, что это препятствие к внедрению лицевых счетов».
                ***
«За каждым расходом должны быть ответственные, отвечающие за соблюдением плановой нормы расхода и за обеспечение экономии. Речь идет о руководителях производства, помощниках по оборудованию, помощниках по электрической части, мастерах, бригадирах.
 Да и рабочий, зная, на чем нужно экономить, больше уделял бы этим вопросам внимание».
                ***
А.З.
 Другие доводы .(Взгляд из цеха).
Мартен- только зеркало советской экономики, которая к тому времени показывала  затухание темпов, но  медленно двигалась вперед без кризисов и безработицы. Раскрученный до предела цех только за  15 лет увеличил производство  почти в 4 раза  (от 1,6млн.т до 6.0 млн.т)! Увеличение числа печей, их садки, интенсификация технологии (природный газ, кислород), увеличение расхода жидкого чугуна против проекта, наконец пуск и освоение «мастодонта»-«стационарного конвертера»-двухванной печи все это сделало производство малоуправляемым.  Была проделана колоссальная работа по расшивке узких мест в мартене и в смежных цехах, но цех все равно работал рывками, для штурма и спасения плана в конце месяца закрывали глаза на нарушение технологии, правил эксплуатации печей, экологию и конечно…на экономику. Экономика было «какая получится», а если нужно потом подогнать под министерские нормы- «конторские нарисуют как надо» (за то они и деньги получают!"). С началом следующего месяца картина как правило повторялась. Такая же картина наблюдалась на других заводах(25).
Парадокс был в том, что  в на заводе сложилась очень сильная команда руководителей- сталеплавильщиков, в цехе- мастеров и сталеваров. Их достижения в увеличении производства были впечатляющие,  успехи в производстве  так необходимого стране сверхпланового металла звучали на всю страну, многие имели правительственные награды и заслуженный карьерный рост..
  Изменить сложившуюся описанную выше ситуацию было не возможно. Главная причина-работа цеха на пределе возможностей, отсутствие резервных мощностей.  Сбои запланированного суточного графика выпусков плавок зачастую не зависели от работы сталеваров и мастеров. Средство выправить график и наверстать упущенное было одно- организовать проведении скоростных плавок, способов для этого было немного:  перераспределить тяжеловесную шихту, форсировать режим кислородной продувки и заменить сложную марку стали на простую, закрыть глаза на нарушения технологии и правил эксплуатации оборудования.
       ***
А.З.Те же кадры в 80-х годах после сокращения производства, оптимизации структуры цеха и сооружение установки доводки металла (УДМ) кардинально улучшили показатели цеха по заказам и качеству стали. Недаром популярная ранее тема соревнования- кто даст больше стали сверх плана в… сменилась  на более  актуальную: выплавлять каждую плавку строго по заказам.
               ***
Что касается гектаров шлаковых отвалов, где были похоронены тысячи тонн металлических отходов(скрапа) и «козлов» из шлаковых чаш, то их быстро вычистили и пустили в переплав в 90-е годы, когда  в стране возникли проблемы с металлоломом,  заодно собрали все бесхозные отходы с территории Череповецкого района.
              ***
А.З.Относительно возможности индивидуальных счетов экономии для сталеваров я не согласен с позицией отца. Тут его идущее от 30-х годов стремление сделать каждого  рабочего рачительным хозяином нуждается в поправке.  При массовом поточном   полунепрерывном  производстве сталевар полностью зависит от обеспечения его ломом и чугуном, от организации производства и от качества этих материалов. Несомненно, его роль высока и значима чтобы например снизить величину брака или прямых потерь металла, выплавить плавку строг по заказам, предотвратить аварию, но не более.
Сталевар и мастер могли реально сократить величину отходов и брака,  но в цехе не было условия обеспечить печи: а) стандартным составом лома (по весу и структуре),б) стандартную продолжительность завалки, г) стандартное качество жидкого чугуна. В этих условиях организовывать лицевые счета действительно не было смысла.
                ***

           ***
А.З.
Ровный и спокойный (эпический) тон доклада сменяется упреками, порой отчаянием. Он бессилен переломить ситуацию. Его служба не имеет исходных данных для расчета экономического эффекта от реконструкции агрегатов, от внедрения новой техники, для корректировки норм в связи с изменением сортамента. Результаты исследований лаборатории НОТ используются для оптимизации штатов, а вот достоверные данные(?) созданной им лаборатории экономического анализа никому не интересны. Завод дает стране большую прибыль, но результаты уходят как всегда «в закром Родины» на поддержку убыточных предприятий, очень много-на оборону, на развитие химии и энергетики, на помощь друзьям во всем мире… К идеям "косыгинской" реформы Политбюро после 1968г. охладело. Казалось, что поток нефтедолларов поможет решить любые проблемы…
                ***
А.З.
Безусловно на непорядок в учете могло повлиять особое обстоятельство. На комбинате, соревнуясь с ММК, успешно шло освоение двухванных сталеплавильных печей. Фактически это был гигантский эксперимент в действующем цехе. Инициаторы –оптимисты писали, что этот  высокопроизводительный агрегат нового типа хорошо вписывается в габариты существующих мартенов, он соединяет  в себе преимущества как конвертера, так и мартеновской печи. Критики проекта зло шутили, что эта печь соединяет в себе как недостатки мартена, так и конвертера.  После пуска первого агрегата на ММК прошло уже 8 лет, а министерство  до 1972г. не торопилось принимать решение о тиражировании «двухванок» на другие заводы. При высокой производительности последних имели место большие выбросы пыли с дымовыми газами,  перерасход металлошихты и чугуна против нормы. Над этими проблемами работали заводы ,проектанты и НИИ, многие проблемы были сняты, но законы физической химии не обойдешь: повышенные потери железа на плавке были неминуемы из-за интенсивной продувки жидкого металла в печи.
Окончательное решении по этой проблеме было принято Министром в 1973г.*, в этом же году в Череповце соорудили вторую двухванку. В 1975г. группе специалистов, в т.ч . череповчанам за разработку и внедрение агрегата нового типа была присуждена Государственная премия. Сошлись на том, что это временное решение позволило без особых затрат увеличить выплавку стали в действующих печах, пока на то время у государства не было средств строить современные конвертерные цехи с непрерывной разливкой стали.
                ***
 Объективная оперативная информация по расходу металлошихты в течение месяца  была закрыта от «конторы» (управления комбината). После окончания очередного месяца для бухгалтеров и экономистов цеха наступала особо ответственная пора-оформление месячного отчета. Показатели работы по экономике подгоняли под установленные сверху нормы, активно работая с цехами- смежниками. Всех уловок и приемов, взятые на вооружение со старых заводов и рожденных в Череповце я естественно раскрывать не стану. Скажу только что здесь не было ни коррупции не тем более  упаси Бог вредительства. Это был рожденный   коллективной практикой единственно реальный способ в условиях жесткого планирования сверху сделать план и нормально заплатить рабочим и инженерам, т.е. «поддержать здоровый климат в коллективе».

  Чем же была оправданы такая практика?
В масштабах государства- стремлением победить Запад в холодной войне. В масштабах комбината- увеличением производства  при тех же фондах (рост фондоотдачи), а также- увеличением производства дефицитного (а значит высокоприбыльного проката). Расходовали сырья и топлива на тонну  больше передовых стран, отравляли природу, хищнически тратили ископаемые, залезая в долги перед потомками,  вперед двигались медленнее чем хотелось, но устойчиво.
    Хорошо усвоив на собственной шкуре, что в случае чего номенклатура не дрогнув выставит его «козлом отпущения», отец был вынужден был критиковать  бесхозяйственность, т.е. сотрясать воздух, но в конце месяца под нажимом сверху соглашаться на выплату цехам премии вопреки действующему положению о премировании. Что мог, он сделал, но больше было не в его власти.
                ***
  В выступлениях на партактиве завода (дата?) и экономической конференции (дата?) тема учета в мартене естественно отсутствовала. Все  предложенные мероприятия мартеновцев на текущий год приняты к внедрению(  ).               


                ***
А.З.Ш. Позиция отца.
5. Он был членом корпоративной команды и подчиняться правилам игры, но приписки вранье ему был органически неприятны. Он болезненно реагировал на шёпот за спиной, клевету и несправедливость в свой адрес. Это случалось редко, но, увы, было. Мать по вечерам выслушивала его обиды. Как могла, сглаживала, чаще рекомендовала «наплевать и забыть». На не выплаченную по положению премию на него как и в конце 40-х на КМК шли жаловаться в партком, иногда партийные активисты поддакивали «обиженным»: «Да, мол, Зельцеру что - бумажки на столе перебирать, нет чтобы помочь коллективу» (т.е. разрешить получить не заработанную премию (прим. авт.).
Груз перенесенного в 50-х, я полагаю, давил на него. Ведь в 70-е наша пропаганда, исходя из геополитических интересов, представляла израильтян (сионистов) «фашистами и агрессорами», а террористов арабов – жертвами. В конце 70-х  они с матерью решили съездить в турпоездку в Румынию это была их первая попытка выехать на отдых за границу, но представив что  перед выездом проверяющие поднимут его дело 1952-го года и в беседе «проверят его на вшивость»(А как вы относитесь к сионизму?), он отказался от поездки. Его возмутил сам факт недоверия к нему. Мать вынуждена была уехать без него, так же случилось с планами поехать в Югославию.
       Во время его командировки отца мать нечаянно застала парторга завода в его кабинете, когда тот рылся в его столе.
 И опять, равнодушно принимая лесть и неискренние похвалы, он не мог не вспомнить 1950 г., когда его «легко сдали на заклание бывшие партийные друзья».
                ***
Стиль его работы- лично охватывать все вопросы экономики, организации труда и производства. Тщательно подобранные экономисты- его помощники по его заданию подбирали информацию по конкретным вопросам, которую он лично подвергал анализу. Годы напряженной работы ответственной (умственной) работы, тревоги и стрессы в следственной тюрьме и в лагере не могли не сказаться на его здоровье. Первые «звонки» от организма появились в конце 70-х. Он стал забывать фамилии  нужные цифры (раньше он гордился своею памятью). Несколько раз он лежал в неврологическом стационаре заводской больницы, но заболевание нервной системы прогрессировало. В 1975г его торжественно проводили на пенсию, он еще год приходил в плановый отдел, интересовался заводскими новостями, посещал партийные собрания, собирал материал для книги. Потом увлекся рыбалкой, приобрел деревянную лодку с мотором, друзья помогли построить катер, купил старый дом на границе Дарвинского заповедника, где под присмотром бабушки три года отдыхали внуки. В 1979г болезнь обострилась, он потерял речь, в его угасающем мозгу продолжала биться сознание, что пока ты ходишь-живешь.  В деревне он  упорно продолжал до наступления темноты ходить вокруг дачи,  скончался в августе 1980-го в своей квартире, с почестями похоронен на старом кладбище города.
***

А.З.Семейные споры
Редко (раза четыре в году) мы собирались с детьми за столом у родителей. Мы – это моя семья и семья зятя – он работал в теплотехнической службе мартена, потом перешел на партийную работу. Во время встречи отец – как всегда мельком? – упоминал мартеновцев, которые не укладываются в установленные нормы. Мы вдвоем (больше зять) горячо защищали родной цех, утверждая, что «вы там в конторе на понимаете наших проблем».
Ничего доказать без документов и с нашим узким кругозором ему было невозможно. Тут одна правда противостояла другой. Спор гасила мудрая мама, приглашая всех к столу.
(продолжение следует)
                ***
В бумагах отца остался черновик незаконченной книги  о его работе в качестве экономиста на ЧерМЗ. Более 200 страниц машинописного текста переполнены цифрами и таблицами, но отсутствуют живые люди, споры и проблемы, конфликты и радость удач.
Что он хотел оставить в памяти людей? Не смог? Не захотел? Не решился?...
В памяти остались его слова: «Не важно если тебя в чем-то обошли. Плохо, когда тебя не понимают, когда в коллективе ты чужой…»

Источники.
1. Тезисы к экономической конференции. Газета «Череповецкий металлург» от 4 января 1973г
 2.Н.Байбаков.  От Сталина до Ельцына. Воспоминания.
3. Машинописный текст (фрагмент). Выступление(?) Г.Ш.Зельцера перед цеховыми экономистами ЧерМК накануне комбинатской эконом. конференции в 1973г. Череповец. Архив автора.
4.С.М.Левин и др. Техническое нормирование в черной металлургии. Харьков.  Металлургиздат.1949г.
5.Егор Гайдар. Гибель империи. М. Аст. 2012
6. Восхождение. История череповецкого ордена Ленина металлургического завода имени 50-летия СССР. СЗКИ. Архангельск. 1980
7. Экономия материальных ресурсов в черной металлургии. М. Металлургия. 1979. с.101
8. Технический прогресс в черной металлургии СССР. М. Металлургия. 1974
9. Доклад директора  В.И.Ванчикова на партхозактиве ЧерМК в янв. 1973г. Газета ЧМ от…
10. Газета «Череповецкий металлург» № 22-48 за 1973г.
11.Архипов Н.А. Исповедь эколога. Череповец. Порт-Апрель. 2019г.
12.   Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. Мир России. 2022. No 3166
13. Л.И.Абалкин. Диалектика социалистической экономики. М. «Мысль»,1981.
14. Г.И.Ханин. Экономическая история России в новейшее время.т.1 Экономика СССР в конце 30-х годов-1987г. Новосибирск. НГТУ, 2008г.
15.М.Кудрявцев, А.Миров, Р.Скрипкин. Стать Америкой, оставаясь Россией: путь к процветанию. Алгоритм-В. М.2006
16. Н.Рыжков. Трагедия великой страны. М. «Вече». 2007
17. Мартеновскому цеху 40 лет. 1958-1998. Юбилейный сборник.Составители Б.В Челноков и Ю.Д.Журжин.1998г.Череповец.
18.Мартеновский цех. 45 лет. События, люди, награды. Юбилейный сборник. 2003.
19.Мартеновский цех. 50 лет. Юбилейный сборник. Череповец. 2008.
20. Копровый цех-50. Юбилейный сборник. 2008г. «Издательский дом Череповец». Отв. за выпуск А.Г.Зельцер и А.Д.Катасонов.
21. Школа жизни. Вчера, сегодня, завтра. Публицистическая история профсоюзной организации ОАО «Северсталь»-первичной организации горно-металлургического профсоюза России. Череповец. 2002.
22.  «Эконом. газета» №7 (1973г).
23. Череповец-город металлургов. 60 лет первичной профсоюзной организации ОАО «Северсталь» 2012г. Отв. за выпуск А.Афанасьев.
24.Пережитое. Проза.ру.
http://proza.ru/2014/01/11/1770
25. Н.К Марьин.Повышение роли бухгалтерского учета в рациональном исползовании выделенных прдприятиям государственных средст. (в сб.Технический прогресс в черной металлургии СССР.М."металлургия", 1974г.
26. В.В.Лемпицкий.Основные направления технического прогресса в черной металлургии.Там. же. с.35
27. Директор. Сост. В.Е.Пронькин. -К.: Логос,2004.
28. Б.В Челноков. Северная сталь.Череповец. 2004г.

Примечания, цитаты и заготовки.
1. Г.З.-Григорий Шмулевич Зельцер.
2. А.З.-Александр Григорьевич Зельцер.
3. Обрезь- отходы при обрезке раската на прокатном стане, используется сталеплавами как тяжеловесная шихта.
4."...Для некоторых действующих относительно новых мартеновских цехов перестройка мартеновских печей на двухванные является промежуточным,но эффективным решением вопроса". (26)
5.В 1962г. и.о.директора КМК А.И.Бородулин отчитывался в Новокузнецке пред премьером СССР А.Н.Косыгиным.До этого он был вынужден для пользы дела нарушить инструкцию-взять без разрешения сверху  400 тн металла для ремонта.
Цитата: "Алексей Николаевич, решение правительства о стопроцентном выполнении месячных заказов поставило руководство крупных предприятий пред сложной дилеммой:
чтобы получить месячную премию,надо идти на откровенное жульничество. Трудно попасть в яблочко. А отсутствие материальных стимулов неизбежно порождает апатию у рабочих,  и тогда уже не ждите от них нужных результатов. Я счиатаю,что регулярная выплата премий является главным условием производительного труда"(27,с.20)
6.На выбор завода в пользу второй "двухванки" безусловно влиял также вопрос сбалансированности производства: нужно было предусмотреть 100-процентное потребление чугуна от  новой сверхмощной доменной печи(27,с.93).