Мое отношение к творчеству Ахматовой. Часть первая

Наталья Скорнякова
В Ленинграде прошли мои студенческие годы. В общежитии я жила в комнате с Верой Кулагиной, которая очень любила Ахматову и сумела этой любовью поделиться со мной. Она много рассказывала мне о жизни поэтессы, читала ее стихи.

Поэзия Анны Ахматовой мне по душе - всё о любви в широком, а не ограниченном смысле этого слова. Во всех её стихах прослеживается нелёгкая судьба и несчастливая личная жизнь. Особый пессимизм и тихая грусть.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке,  под Одессой 23 июня 1889 году. Отец был красивым мужчиной, пользовался успехом у женщин, любил жизнь. Женился 3 раза. От первой жены у него двое сыновей. Вторая супруга — мама Анны, урожденная Стогова. Очень добрая, красивая, немного рассеянная женщина. Это был ее тоже второй брак. От Андрея Антоновича она родила 6 детей. Старшая дочь Инна, старший сын Андрей, дочери Анна, Ирина, Ия, младший сын Виктор.

Через год после рождения Ани семья переехала в Царское Село. В доме почти не было книг, но мать знала множество стихов и читала их наизусть.

Семья родителей Ахматовой - жили неустроенно. Мать Анны, была женщиной не от мира сего, не умела поставить дом, поэтому даже получила прозвище «Инна Несуразовна». Она была из прогрессивных женщин, бестужевка когда-то. Очень милая, добрая, но без стержня. Гувернантки в доме менялись постоянно.

Общаясь со старшими детьми, Анна довольно рано начала читать и говорить по-французски.

10-летнюю Анну одолела тяжелая болезнь. В течение недели она лежала без сознания. Родители готовились к худшему, но будущая поэтесса пошла на поправку.
В какой-то момент Анну сразил таинственный недуг - у неё на несколько дней отключился слух. Однако позднее слух вернулся. После этого Анна написала первое в жизни стихотворение. Ей было 11 лет.

На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.

Стихотворение девическое, слабое, развернутая метафора его выстроена просто и непритязательно, здесь проступает нечто даже фольклорное, в духе шотландских баллад, и, конечно, в нем совсем не ощущается та совершенно особая осанка стиха, которая будет характеризовать Ахматову на протяжении всего ее пути. Все вышесказанное, разумеется, не помешало Гумилеву опубликовать стихотворение любимой девушки в журнале «Сириус», выходившем в то время в Париже.

Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.

«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

До своих 16 лет Аня жила в прекрасном и сказочном мире, а потом случился его крах – родители развелись, и девушке пришлось уехать с матерью из столь любимого ею Петербурга. Образование Анна заканчивала в Киеве, где потом стала студенткой юридического факультета Высших женских курсов. Однако очень скоро она поняла, что юриспруденция ей скучна, и перешла на историко-литературные курсы, вернувшись в Санкт-Петербург. 
Одно оставалось неизменным – поэзия. 

Летом 1905 отец ушел из семьи, решил связать свою жизнь с другой женщиной, а маму Анны с детьми отправил в Евпаторию, так как свирепствовал туберкулез, особенно страдали  дети. От туберкулеза в возрасте 21 года скончалась старшая сестра Инна, младшие сестры Ирина в возрасте четырех лет и Ия в возрасте 22 лет. Эта болезнь начала развиваться и в организме Анны, но Крымский климат спас ее.
 
Аня не одобряла уход отца из семьи, но когда тот заболел, ухаживала за ним вместе с его женой. Отец скончался в 1915 году в возрасте 67 лет. Его похоронили на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Могила не сохранилась.

http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl