Великие узники

Влад Каганов
         Тюремная камера даже в наше время не самое приятное место, не говоря уже о прежних временах. Рассказывают, что как-то недавно один не то писатель не то журналист, чтобы лучше проникнуть в ощущение осуженного, попросил разрешения в киевской Лукьяновской тюрьме, в которой теперь музей, «посидеть» около суток. При этом дверь, хоть и была закрыта, но не заперта, то есть можно было выйти в любое время. И как вы думаете: на сколько  «заключенного» хватило?
         А вобщем далеко ходить и не надо. Однажды известного космонавта спросили: «Что он чувствовал, когда длительное время пребывал на космическом корабле?» и он ответил очень просто: «А вы попробуйте хотя бы месяц не выходить из своей квартиры. То есть не гулять в парке или лесу, не посидеть с друзьями в кафе.»
       Можно только удивляться, как те, о которых пойдет речь, не только пребывали в заключении, но и написали в тюрьме свои гениальные произведения.

 МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА  (1547-1616)
        За свою жизнь он знал удачи и неудачи. Был студентом, не один год служил солдатом в полку морской пехоты Испании, около пяти лет был в алжирском плену. После освобождения из плена служил в Португалии,  потом стал сборщиком налогов у папского посла в Испании. Ему поручают закупать провиант для пополнения продовольственных запасов государственного флота. Собранные средства  он передает знакомому купцу, а тот их растратил и объявил себя банкротом. В 1597 году Сервантеса арестовывают и предъявляют обвинение в растрате казенных денег.
Именно в тюрьме писателя посетила муза, и он начал писать свой знаменитый роман «Дон-Кихот», который был издан в 1604 году.

 О. ГЕНРИ  (настоящее имя Уильям Сидни Портер; 1862 - 1910 )
        В 1891 году Уильям работал кассиром и бухгалтером в Первом национальном банке Остина. Трудно теперь сказать, вёл ли он небрежно бухгалтерские книги или присвоил какие-то средства, но только он был обвинен банком в растрате и уволен. Однако механизм правосудия хоть и медленно, но завертелся. В результате, после проверки банка федеральными аудиторами, он был арестован по обвинению в растрате.
Тесть Портера внес залог, чтобы уберечь его от тюрьмы, но  6 июля 1896 года, когда Уи;льям должен был явиться в суд, на станции он сел  в другой поезд,  бежал сначала в Новый Орлеан, а затем - в Гондурас в Центральной Америке, где скрывался полгода. Узнав, что его жена умирает, 23 января 1897 года  он вернулся в Остин и сдался властям.
17 февраля 1898 года Уильям был признан виновным в хищении 854,08 долларов, приговорен к 5 годам тюрьмы и заключён в тюрьму города Колумбус штата Огайо.
В тюрьме им были написаны 14 рассказов, опубликованных под разными псевдонимами, но самую широкую известность приобрёл псевдоним «О. Генри», впервые появившемся в рассказе «Рождественский чулок Дика-Свистуна» в декабрьском выпуске «Журнала Макклюра» за 1899 год. Друг Портера в Новом Орлеане отправлял эти произведения издателям, скрывая, что сам автор находится в тюрьме.
Портер провёл в заключении 3 года и 4 месяца и 24 июля 1901 года за хорошее поведение был досрочно освобожден.

  НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889)
         Трудно сказать, предвещала ли его юность в нём бунтаря. Три года учился в Саратовской духовной семинарии,  однако перешёл на историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания университетского курса вернулся в родной Саратов и устроился учителем словесности в местную гимназию. Через пару лет вновь отправился в столицу и получил назначение учителем во Второй кадетский корпус, но вскоре из-за конфликтов с начальством и коллегами , оставил службу и полностью сосредоточился на журналистике и общественной деятельности.
С 1854 по 1862 год активно сотрудничает в журнале «Современник», как литературный критик, пишет множество статей на общественно-политические темы, а также философские сочинения. В 1855 году представил свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», и в 1858 году получил степень магистра.
В 1862 году, в разгар реформы по отмене крепостного права,  его арестовывают и обвиняют в разжигании революционных настроений среди крестьян. Поводом для ареста послужила его прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
Чернышевского отправляют в Петропавловскую крепость в одиночную камеру.
Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией.
Между постоянными допросами, 14 декабря 1862 года, в день восстания декабристов на Сенатской площади, он начинает писать роман «Что делать?».  В апреле 1863 года роман был завершен и передан в следственную комиссию, которая никакого «политического подтекста» не обнаружила.Больше того, редактору журнала «Современник»  Николаю Некрасову позволили роман опубликовать.
         Это уже после публикации, когда роман стал своего рода разорвавшеся бомбой среди русской молодёжи и передовой интеллигенции, главный цензор был отстранен от должности, а номера, в которых публиковался роман, были запрещены. Однако, к тому времени произведение Н.Г. Чернышевского разошлось по всей стране, а в 1867 году роман вышел отдельной книгой в Женеве и быстро распространился среди русских эмигрантов.
В 1864 году писателя приговорили к 14 годам каторжных работ и вечной ссылке в Сибирь, но император Александр II высочайшим повелением сократил срок каторги вдвое.

 ЯРОСЛАВ ГАШЕК (1883-1923)
        Благодаря отличной памяти, Ярослав легко окончил начальную школу и успешно поступил в гимназию, но после смерти отца  всё изменилось. В семье начались серьёзные финансовые проблемы,  которые незамедлили сказаться и на мальчике. В третьем классе гимназии ему пришлось перездавать экзамен по математике, а в четвёртом даже остался на второй год.
        После окончания гимназии, много путешествовал и стал писать рассказы, фельетоны  и очерки, которые печатали чешские газеты.
Длительные странствия по Европе сделали его полиглотом. Он хорошо знал венгерский, немецкий, польский, сербский, словацкий и русский языки, мог изъясняться на французском и цыганском.
        Во время Первой мировой войны Гашека, как и тысячи его соотечественников, призвали в армию Австро-Венгрии, но не желая воевать, он сдался в плен русской армии.
        В 1915 году Гашек содержался в лагере под Киевом в Дарнице.
В Киеве, где в те годы было много чехов, и Ярослав сначала становится корреспондентом газеты «Чехослован», а вскоре и её штатным  сотрудником. В газете он публиковал не только сводки с фронта и агитационный материал, но и театральные обзоры, и фельетоны.
При этом вспыльчивый и резкий на язык, он не раз попадает в неприятные переделки.
20 января 1917 года Гашека  в Киеве нашел брат его жены Ярмилы, офицер русской армии- Слава Мейер. Вместе они погуляли по городу, затем на Крещатике зашли в популярное кафе «Самадени».
         В то время, в кафе собирались офицеры, а вход нижним чинам был запрещен. Родственники сел за стол, но Гашек, который уже успел порядком выпить и говорил и смеялся слишком громко, обратил на себя внимание. К тому же имел только чин ефрейтора. Сидевший в кафе генерал потребовал, чтобы Майер вывел своего компаньона. Однако, Гашек не только не подчинился, но и стал вести себя на редкость вызывающе. Не обошлось без полиции. Гашек был задержан и отправлен под арест в Борисполь, где находился чехословацкий запасный батальон.
Благо в камере были бумага и чернила. Из-за решетки Гашек сообщил друзьям: «Сижу здесь в безoпaснoсти и пишу Швейкa. Тo-тo ребятa будут смеяться. »
Ярослав очутился на свободе через 11 дней. Он явился в гостиницу  «Прага», где была редакция газеты с пачкой мелко исписанной бумаги. Это была повесть «Бравый солдат Швейк в плену». Спустя несколько дней повесть вышла в типографии «Чехослована» отдельной книжкой. Ей было далеко до будущего романа, который писатель будет писать, да так и не допишет на родине, но это было первое появление литературного Швейка «на людях».

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)
Конечно, с формальной точки зрения, барский деревяный дом в деревне Болдино, совсем не то, что тюремная камера- ни решетки на окне, ни надсмотрщиков. Ходи куда хочешь. А куда пойти? Погода- то дождь, то снег, а вокруг непролазная грязь.
В письме к Натали такие строки: «В довершение благополучия полил дождь и, разумеется, теперь не прекратится до санного пути.Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров.»
Да и на что смотреть? Всё село всего 119 крестьянских дворов, 485 мужчин и 500 женщин. Только четвертая часть крыты тёсом на два ската и топились «по-белому», а остальные - «подслеповатые курные избёнки, крытые соломой…»

А ведь всё начиналось как забавная поездка для вступления во владение в Нижегородской губернии деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбе на Наталье Гончаровой. Со всеми формальностями он предполагал управиться за несколько недель, ну, как максимум, месяц.
          Однако так вышло,  что в те месяцы в России бушевала эпидемия холеры. Власти решили ограничить передвижение людей между городами, чтобы остановить её распространение. Не только  Болдино, но и Москва, в течение трёх месяцев оказались со всех сторон в карантинном оцеплении. Если кто-то подумает, что ничего страшного, то сильно ошибается. Только по официальным данным, в России было более 466 тысяч заболевших, и почти 200 тысяч человек умерло.

Нам, ещё совсем недавно пережившим страшный короновирус, когда информации о новых заболевших и умерших напоминали сводки с фронта, когда были закрыты школы и университеты, не работали рестораны, кинотеатры и концертные залы, когда не только в магазине, но и на улице нужно было ходить в медицинских масках, это особенно понятно.
Но у нас всё же было телевидение, был интернет, был селлфон, с которым мы не только ели, но и спали.А что у Пушкина?
В эту поездку поэт взял с собой дорожный сундучок, в котором  лежали несколько больших тетрадей с начатыми стихами и набросками произведений да всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиада» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.

Хотел ли он вырваться из своего заточения? Конечно. Несколько раз он предпринимал попытки окольными дорогами вернуться в Москву, но прокружив в коляске целый день, к вечеру снова вынужден был вернуться.

Но именно в эти месяцы, запертый от друзей и любимой карантинами, поэт пишет без остановки стихи, повести, поэму, сказку.
Всего за три месяца в Болдино им написаны: 32 стихотворения, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»(«Барышня-крестьянка»,  «Гробовщик»,  «Станционный смотритель»,  «Выстрел»,  «Метель»);
        «Маленькие трагедии»( «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой  рыцарь»);
         «Сказка о попе и о работнике его Балде»; поэма «Домик в Коломне»,несколько публицистических статей о состоянии критики для «Литературной газеты» Антона Дельвига. Наконец, в Болдине, были дописаны заключительные(8-я, 9-я и 10-я) главы романа в стихах «Евгений Онегин».
  Последнюю, 10 главу «Онегина», в день лицейской годовщины, он сжёг, о чем оставил помету: «19 окт. сожж. Х песнь». Но «рукописи не горят». Почти через 80 лет исследователь творчества поэта П.О.Морозов смог расшифровать колонки строк из чудом сохранившегося листа с отрывком из той самой «сожженной» главы.

        5 декабря 1830 года Пушкин наконец приехал в Москву, где его ждала  хорошая новость: холера не тронула ни его друзей, ни семью Натальи Николаевны Гончаровой.