Как стать генералом

Марта Ларина
Художественно-документальная пьеса
для иммерсивного спектакля.

Действующие лица.

КИРА Симова, ведущая цикла программ о военнослужащих – героях нашего времени на телевизионном канале РА.
КИРИЛЛ Шпак, оператор телевизионного канала РА, закоренелый холостяк.
МИХАИЛ Потапов, режиссёр телевизионного канала РА, разведённый свободный человек.
ЮЛИЯ Бесфамильнова, редактор телевизионного канала РА, девушка на выданье.
ЖОРИН Юрий Юрьевич, лётчик-истребитель, генерал-майор.
СЛИЗСКАЯ, супруга Жорина.
ЗРИТЕЛИ, зрители в зрительном зале.
ГОЛОС, из телефонной трубки голос Дани, сына Киры.

Главные герои пьесы вымышленные, но рассказывают они о реальных военнослужащих. Видеорепортажи и фотографии героев передач предлагаю взять из интернета.

ВИДЕОРЕПОРТАЖИ:
о герое Советского Союза генерал-лейтенанте Кравцове Борисе Васильевиче,
о герое Советского Союза генерал-лейтенанте Очирове Валерии Николаевиче,
о герое Российской Федерации генерал-майоре Боташеве Канамате Хусеевиче.
ФОТОГРАФИИ:
героя Советского Союза Капшука Виктора Дмитриевича,
министра обороны ДНР Кононова Владимира Петровича.

При постановке спектакля театры могут представлять своих героев – земляков, приглашать их на спектакли.


                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
               
                Сцена первая.

    Кабинет редакции патриотических программ телевизионного канала РА.
На заднике расположен экран, на который предполагается проецировать фото и видеоматериалы о героях передач.
В комнате стоят письменные столы, на них компьютеры, книги, альбомы и прочее.
За одним из столов перед монитором сидит МИХАИЛ, сосредоточенно смотрит
на экран.
Входит КИРИЛЛ.

КИРИЛЛ. О, Михайло Потапыч, вернулся… Привет! (Проходит к своему столу.) Ну, что, свободен?
МИХАИЛ (не отрывая взгляда от экрана). Свободен.
КИРИЛЛ. И что?
МИХАИЛ (раздражённо). Что: что?
КИРИЛЛ. А чего это ты такой напряжённый? Подумаешь, развод… Не ты первый, не ты последний. Да и о чём жалеть? Не готовила, не убиралась, детей не хотела – на фига такая? Вот лучше на Юленьку нашу теперь посмотри повнимательней – умница, красавица. Замуж хочет. Детей кучу вмиг тебе нарожает.
МИХАИЛ (перебивает). Слушай, Кирилл, достал ты меня уже своей Юленькой! Себе её бери.
КИРИЛЛ. Ну, мне нельзя – я закоренелый холостяк.
МИХАИЛ. Вот и я теперь закоренелый! И не доставай меня больше!
КИРИЛЛ. Да, ладно, ладно, успокойся. Это я ж так… Чтоб обстановку разрядить. Поддержать. Напомнить, что много девушек хороших. А жизнь только начинается – вот только теперь и начинается! И столько всего интересного впереди! Кстати, ведь, и правда, интересного невпроворот: мы же утверждены в новом проекте, что про генералов. Я ж только что с летучки. 
МИХАИЛ. Знаю.
КИРИЛЛ. Да что ты знаешь? То были слухи. А сегодня хозяева нам представили автора новой программы – он же ведущий… То есть, ведущая. Та самая победительница конкурса, о которой тут было столько разговоров. И нас ей представили. Поимённо. А потом долго рассказывали, что и как…
МИХАИЛ. Про что?
КИРИЛЛ. Так про задачи, возможности, перспективы…  Правда, очень при этом жалели, что отсутствует наш самый опытный с невероятным творческим подходом режиссёр Михаил Потапов!  Но заверили, что по уважительной причине. Жаль, не сообщили, по какой, а то бы твой рейтинг вообще подскочил до небес! Потому что народ интересовался, народ хотел знать правду… От этого теперь ко всем достоинствам представленного отсутствующего добавилась ещё и загадочность.
МИХАИЛ. А тебя как представили?  Как ещё более опытного и с ещё более творческим подходом оператора, не обременённого семейным долгом, а потому круглосуточно исполняющего служебные обязанности?
КИРИЛЛ. Почти. Что, опять кстати, и есть истина. И завидовать моему успеху и злиться тут нечего. К тому же, у нас разные поля деятельности.
МИХАИЛ. Но дополняющие друг друга. И никто не злится. Не перегибай.
КИРИЛЛ. Не перегибаю. Но тебя понимаю. Хотя никогда в твоём положении не был…
 Да, кстати, а Юленька теперь – наш редактор.
МИХАИЛ (устало). Опять?!
КИРИЛЛ. Да не психуй ты уже – никто же в твоём горе не виноват! Не переживай...
МИХАИЛ (перебивает). Да кто переживает?! Отвяжись уже! Это ты всё переживаешь о своей Юленьке.
КИРИЛЛ. Юленька не моя, но переживаю, ты прав: девушке давно замуж пора, а ты теперь прекрасная кандидатура.
МИХАИЛ. Найдёшь ей другого достойного мужика. И не какого-то там разведённого режиссёра – а самого что ни на есть генерала! Теперь ведь у нас их будет – пруд пруди.
КИРИЛЛ. Слушай, а мы тогда тебе сосватаем нашу новую ведущую! Слух прошёл, что она, вроде, тоже холостая.
МИХАИЛ. Кирилл, да ты отвяжешься от меня, наконец, или нет? 
КИРИЛЛ. Ну, а что? Что плохого? Красивая одинокая и очень талантливая женщина! Вон в каком конкурсе победила! «Как стать генералом»… Хм, многообещающая тема. Я слышал, что участников в этом конкурсе было около сотни. И как ей удалось? Респект… Правда, хромая. А, может, показалось.
МИХАИЛ. Так, может, это какой-то генерал слово за неё замолвил?
КИРИЛЛ. Не знаю… Она, говорят, откуда-то из провинции – вряд ли там генералы обитают.
МИХАИЛ. Да? Однако, тему же такую она почему-то придумала.
КИРИЛЛ. Может, именно потому и придумала, что там их не было.
МИХАИЛ. А ей очень хотелось именно с такими общаться?
КИРИЛЛ. Точно! И не просто общаться, а даже заиметь в качестве супруга, например.
МИХАИЛ. Ты, что, не смотрел фильм «Москва слезам не верит»? Чтобы стать генеральшей, надо выходить замуж за лейтенанта. А то даже и за курсанта. Поездить по гарнизонам…

В кабинет входит КИРА.

КИРА. И совсем даже не обязательно. (Кивает.) Здравствуйте! (Продолжает.) Зачем же так банально рассуждать? Замуж можно выйти уже за готового генерала. (Рассмеявшись, представляется.)  Кира Симова.
МИХАИЛ. Херосимова?
КИРИЛЛ. Керосинова, Михайло Потапыч. Плохо слышишь, сам себе на ухо наступил? (Смеётся.)
КИРА (протягивая руку МИХАИЛУ). Вот и славно, Михаил Потапыч, вот и познакомились.
МИХАИЛ. Я Михаил Иванович. А фамилия Потапов.
КИРА. Что вы говорите? (Рассмеялась.) Я ведь… как бы… тоже не Керосинова.  А Кира. Симова.
МИХАИЛ. Акира? Какое интересное имя. Какое-то прямо-таки японское… Хокку пишете? Нет? А имя вот прямо-таки для того, чтобы только хокку и писать.
КИРИЛЛ. Потапыч! Хорош на невинном человеке злобу свою вымещать и…
МИХАИЛ (перебивает). Какую злобу?!
КИРИЛЛ. Ой, прости, горе…
КИРА. У вас горе?
МИХАИЛ (КИРИЛЛУ возмущённо). Какое ещё горе?!
КИРИЛЛ. Да что это со мной! Давно не повторял синонимов… А, досаду!
МИХАИЛ (усмехаясь). Да иди ты!
КИРИЛЛ (кланяется КИРЕ) Кирилл.
КИРА. Я помню. Вас же представляли только что…
КИРИЛЛ. Запомнили меня? Это приятно. Очень. 
КИРА. Так мы же, можно сказать, тёзки – что тут запоминать?
КИРИЛЛ (протягивает руку КИРЕ). Тогда позвольте поцеловать вашу ручку… (Пародирует героя фильма «Неуловимые мстители».)
КИРА (театрально отмахивается.) Ах, оставьте! Ах, оставьте! Всё слова, слова, слова…

КИРИЛЛ и МИХАИЛ смеются и, переглядываясь и незаметно для КИРЫ показывая друг другу большой палец, одобрительно кивают.


Сцена вторая.

Телестудия канала РА.
           На одной из боковых стен дверь и окно в аппаратную, в противоположной стороне - дверь, в которую должны будут входить герои передач.
В центре стоит телекамера на штативе, столик и стулья
Входят КИРА, КИРИЛЛ, МИХАИЛ с ноутбуком и ЮЛИЯ с папкой в руках. КИРИЛЛ сразу подходит к камере, МИХАИЛ к окну аппаратной, КИРА и ЮЛИЯ поворачиваются к залу.

КИРА. Получается, что зрители у нас внизу?

ЮЛИЯ спускается в зал.  КИРИЛЛ включает камеру. На экране появляется изображение ЮЛИИ и зрителей, находящихся в зале.

ЮЛИЯ. Ну, что?
КИРИЛЛ. Да нормально. Картинка приличная.
КИРА (смотрит на экран).  А экран не большеват? Головы героев не будут заслонять его? (ЮЛИИ.) Юля, ну, как оттуда смотрится? Хорошо видно?
ЮЛИЯ. Отлично. (Обращается к зрителям.) Вам всё видно?.. (Поднимается на сцену.)
КИРА. Ладно. А куда стол ставить будем? Или уже здесь оставим? Как-то тесновато…
МИХАИЛ. Да, не студия, а каменный век…
КИРИЛЛ. Ну, поначалу всегда так. А вот когда раскрутимся…
МИХАИЛ. А чего переживать о зрителях? Камера у нас пока одна, поэтому зрителей брать будем по две секунды только при встрече героев и при прощании с ними. Так что, вполне нормально.
КИРА. Да никто и не переживает. А зрителей камера будет брать гораздо чаще, ведь на первом ряду будут сидеть родные и друзья наших героев – их обязательно надо показывать.
КИРИЛЛ. Покажем, покажем, Кира Константиновна. Камеру будем вертеть по кругу. (Смеётся.) Не переживайте.
КИРА. Да не переживаю я! Просто надо наладить сейчас всё так, чтоб потом уже без сучка и задоринки.
КИРИЛЛ. Так без сучка с задоринкой и будет – это же не наш профиль… Про это в другой студии.

Все смеются.

КИРА. Шутник… А до нашего проекта ты в какой редакции работал, Кирилл?
КИРИЛЛ. В Новостях. А в новостях, сами понимаете, чего только не насмотришься.
КИРА. А я уж подумала…
КИРИЛЛ. Нет, в Новостях.

МИХАИЛ идёт в аппаратную, включает микрофон.

МИХАИЛ (по громкой связи). Раз, два, три… Аллё, аллё! Как слышите меня?

Все показывают большой палец.

Хорошо. Кирюх, надевай наушники.

КИРИЛЛ надевает наушники.

КИРИЛЛ. Слушаю тебя, Потапыч.
МИХАИЛ (голос в наушниках). Так, слышу нормально. А ты как слышишь меня?
КИРИЛЛ. Если не будешь орать, то тоже нормально.
МИХАЛ. А чего я должен орать?
КИРИЛЛ. Да мало ли…
КИРА. Юля, отнеси папку Потапычу.

ЮЛИЯ идёт в аппаратную.

КИРИЛЛ. Камеру-то выключить?
КИРА. Давно пора. Так… (В окно МИХАИЛУ.) Потапыч, давай изображение.

На экране появляется фотография Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Кравцова Бориса Васильевича.

Знакомьтесь: Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кравцов Борис Васильевич.
МИХАИЛ (из аппаратной по громкой связи). О, я знаю этого человека! Ветеран Великой Отечественной. Потрясающий мужик! Ему сто лет уже. Красава!
ЮЛИЯ (из аппаратной по громкой связи). Потапов, тебе не стыдно? Такого заслуженного человека обзывать красавой? (Выходит из аппаратной.)
МИХАИЛ (из аппаратной по громкой связи). Юленька, «красава» – это значит супер, круто…
КИРИЛЛ. «Отлично» ещё подходит.
МИХАИЛ (из аппаратной по громкой связи). Можно…
ЮЛИЯ. А… Ну… да… «Красава»… В аппаратной такой звук какой-то… искажённый… Мне не то послышалось.
КИРИЛЛ. А я Кравцова снимал. Недавно совсем. Ему же вручали орден «За заслуги перед Отечеством». Я тогда как раз в Новостях пахал, а...
ЮЛИЯ (перебивает). Медаль ордена имеешь в виду?
КИРИЛЛ. Ему вручали орден.
ЮЛИЯ. Послушай, нет такой награды! Есть медаль ордена. Одному моему… ну, не моему… папиному… знакомому вручали. Называется «Медаль ордена».
КИРИЛЛ. Может «нетвоему» знакомому и вручали медаль ордена, а Борису Васильевичу - орден.
ЮЛИЯ. Да нет такой награды!
КИРА. Есть и орден, и медаль ордена.
КИРИЛЛ. Я это знаю.
ЮЛИЯ. То есть, как?
КИРА. Всё зависит от ранга награждаемого.
КИРИЛЛ. Именно! Он же Герой Советского Союза. Поэтому орден.
КИРА. Да. Но Борис Васильевич Кравцов ещё и Министр Юстиции СССР.
ЮЛИЯ. Так он министр?
МИХАИЛ. Юленька, министр Юстиции СССР.
КИРА. А в декабре 2022 года ему исполнилось уже сто лет. Поэтому… мы не знаем, сможет ли он быть на прямом эфире…
МИХАИЛ. И не страшно! Можно же по скайпу... Тот же самый прямой эфир.
КИРА. Конечно, если он будет хорошо себя чувствовать...
КИРИЛЛ. Ну, а если что, то о нём уже столько всего отснято. Даже в моей видеотеке есть.
КИРА. Очень хорошо! Это достойнейший человек, о нём непременно надо рассказать!  Только нам же надо строго по теме: как стать генералом.
КИРИЛЛ. Так у меня всё по теме и есть! Кстати, он, к тому же, так прост в общении. Без патриотического пафоса, без апломба.
МИХАИЛ (выходит из аппаратной). Я видел его по телевизору: героя Советского Союза он получил за то, что во время Великой Отечественной вызвал огонь на себя.
КИРИЛЛ. Именно. Но рассказывал об этом совсем не как о героическом поступке. Говорит, прикинул так: попасть в плен к немцам – это стопроцентная смерть. Да и позорно. А если наши ударят по позициям, где мы сейчас находимся, то немец убежит точно, а у нас будет шанс спастись.
МИХАИЛ (проникновенно). А первый его бой был на Днепре.

Коллеги склоняют головы над аппаратурой.
На экране транслируется видеоролик с коротким эпизодом из интервью с Б.В. Кравцовым, где он рассказывает о том, что всё детство провёл в Кремле, потому что там была квартира их семьи. Б.В. Кравцов считает, что это очень повлияло на его жизненные установки.

Сцена третья.

 Кабинет редакции патриотических программ канала РА.
КИРА, КИРИЛЛ, МИХАИЛ и ЮЛИЯ пьют кофе.

КИРА. Жаль, что на обед не успели… И, как назло, так есть хочется.
ЮЛИЯ. И мне.
КИРА. А я видела у Кирилла сушки в столе.
ЮЛИЯ. А у Потапова полный ящик шоколада.
КИРА. Да? Так чего мы ждём? А, ребята?
МИХАИЛ (изображая недовольство). А в чём дело? Это мы должны вас кормить, что ли? Это женщины всегда кормят мужчин!
КИРИЛЛ (игриво). Вот именно! Какая наглость! А вы нам что предложите?
ЮЛИЯ. А у нас ничего нет. Нам, девушкам, такое есть нельзя.
КИРИЛЛ, Ага, есть нельзя, а если чужое, то можно?
КИРА. Да не мелочитесь уже, уважаемый господин Шпак! Доставайте!
МИХАИЛ (КИРИЛЛУ). Доставай… (Вынимает из ящика стола шоколад.) Не будем переживать, дружище, им же углеводов много нельзя. Ну, съедят по сушке да по дольке шоколада – не убудет.

КИРИЛЛ и МИХАИЛ кладут на стол свои запасы. Девушки беззастенчиво угощаются.

КИРА. Первый наш выпуск скорее всего будет не совсем по утверждённому формату… Ну, потому что это первая передача – то есть, как бы вступление. Расскажем о целях, о задачах, о том, кто будет героями программ. Поговорим о географии – какие регионы охватывать? Только Россию? Или… и бывшие наши регионы? Посоветуемся со зрителями.
КИРИЛЛ. Сначала самим надо решить.
МИХАИЛ. А что решать? Если брать, например, ветеранов Великой Отечественной… Да и афганцев… Они же где угодно после распада СССР могли оказаться, но ведь они всё равно наши ветераны!
КИРА. Наши.
МИХАИЛ. Ну, вот. На одной только Украине их сколько. Эх, Украина…
ЮЛИЯ. Ты так вздохнул, словно прям свою родину вспомнил.
МИХАИЛ. Так и есть: родину…
ЮЛИЯ (разочарованно). Так ты не москвич?
МИХАИЛ. Я-то москвич, а вот предки мои казаки на Дон с Херсонщины переселились.
КИРА. Надо же, как интересно… А мои предки из Тверской губернии, с Западной Двины. Хотя прапрабабка из Риги.
ЮЛИЯ. Латышка?
КИРИЛЛ. А чего это сразу «латышка»? В Риге только латыши живут, что ли? Тем более, в то время, когда там находилась прапрабабка Киры… Тогда Рига была городом Российской империи.
МИХАИЛ. На задворках империи…
КИРИЛЛ. Это дела не меняет.
КИРА. А фамилия у неё была Клыковская.
КИРИЛЛ. Так вот в кого ты такая клыкастая. (Смеётся.) А как же потом родичи оказались в Тверской?
КИРА. Прапрадед Иван Михайлович Плюско увёз. Приехал в Ригу с картузами, а уехал уже с Анной Георгиевной.
МИХАИЛ. Торговцем был?
КИРА. Портным. Картузы шил. И модифицировал их – потому и славился. У нас бы он сейчас назывался художник-модельер. Вот периодически в Ригу на ярмарку попиариться и ездил.
ЮЛИЯ. И как? Успешно?
КИРА. Поначалу. А в последнюю поездку сбежал оттуда, в чём был. Но уже с женой. После тайного венчания.
ЮЛИЯ. А почему тайного? От кого?
КИРА. От родителей Анюты. Они в том отважном портном Иване Плюско достойного жениха не увидели.
МИХАИЛ. Так дед твой Иван украинцем был, что ли? Плюско.
КИРА. А не знаю... Из Тверской губернии. Ничего другого не слышала.
МИХАИЛ. Так наверняка украинец. Раз фамилия такая.
КИРИЛЛ. Ну и при чём тут фамилия?
МИХАИЛ. Ничего себе! Фамилия – это же не просто факт, а факт с историей. (КИРЕ.) Так что, давай руку. (Пожимает смеющейся КИРЕ руку.)
ЮЛИЯ. Надо же, как интересно. А вот мои предки…
МИХАИЛ (перебивает). Стоп! Давай угадаю: и твои предки были земляками моих. А? Ты ж така гарна дивчина! Прямо писня! (Поёт.)
«Знов калина чарує мої сонячні дні.
Знов дівчина дарує своє серце мені.»
КИРИЛЛ (пародируя кучера Маргадона из фильма «Формула любви»). «Я так и думал, господа. Я так и думал.»
МИХАИЛ. Чего ты думал-то?
КИРИЛЛ (многозначительно подмигивает МИХАИЛУ). Так… про Юленьку. «Знов дівчина дарує своє серце мені.»
ЮЛИЯ (не обращая внимания на намёк КИРИЛЛА). А вот ничего подобного! Все мои предки были из Крыма.
КИРИЛЛ. А, так вот почему така чернява – татарка.
ЮЛИЯ. Какая я татарка?
КИРИЛЛ. Крымская.
МИХАИЛ. Да какая она татарка? Ты видел татарок? Это же такие красавицы точёные!.. Она украинка.
КИРА. А украинки не красавицы?!
ЮЛИЯ. Да при чём тут украинки? Гомера не читали? «Одиссею» и «Иллиаду». Или уже не помните ничего? Коренным народом Крыма  были киммерийцы. А украинским он стал уже при щедром Хрущёве. 
КИРИЛЛ. Так Гомер про наш Крым писал? Круто.
ЮЛИЯ. А ты не знал?!
КИРИЛЛ. Может и знал. Но забыл… А может и не знал…
ЮЛИЯ (КИРИЛЛУ). И так прямо об этом говоришь?
КИРИЛЛ. А чего скрывать-то? Все свои.
ЮЛИЯ.  Так вот моим прапрадедом был греческий консул.
МИХАИЛ. Да ты что? А прапрабабка? Киммерийка?
ЮЛИЯ. Нет, русская. Она работала в консульстве... Правда, не знаю кем. Там и нашла его. Дед страшно влюбился в неё и… Ну и у них… (Ищет слово.)
МИХАИЛ. Понятно, понятно… И что дальше?
ЮЛИЯ. А дальше очень грустно: ревущие двадцатые, формирование нового миропорядка… Прапрадед с любимой рванул на свою родину в Грецию, но на границе прапрабабка начала рожать… Что ему оставалось делать? Пришлось её оставить, а самому бежать из революционной страны. Думали же, что соединятся позже. А потом границу просто закрыли... Так появился на свет мой прадед Борис.
КИРА. А через много-много лет они встретились…
ЮЛИЯ. Нет, уже не встретились.
КИРА. Почему? Я знаю несколько подобных историй, но с хорошим концом! Там все добились разрешения на воссоединение семей.
ЮЛИЯ (грустно вздохнув). Так… не было семьи. Их брак не был оформлен. Не успели.
КИРА. Печальная история.
КИРИЛЛ. Так вот откуда твоя фамилия, Юлия Бесфамильная. Наверняка про консула прапрабабка твоя всё выдумала, чтоб не осуждали, что в подоле принесла. И чтоб даже вроде… красиво было.
ЮЛИЯ (возмущённо). Да ты что! Как такое вообще можно было придумать?! Это чистая правда!
КИРИЛЛ. Да какая правда... Многие тогда так поступали – придумывали всякие романтические небылицы. И ныне так поступают. Даже профессии такие есть, где всё выдумывают… Да, Потапыч?
МИХАИЛ (смеясь). Попрошу без грубых параллелей.
КИРА. А я тоже думаю, что это всё правда! Посмотрите хотя бы на Юлин профиль – греческий! Сто процентов!
МИХАИЛ. Ну, это не доказательство… Где документы?
ЮЛИЯ. А у тебя есть документы, что твои предки из херсонских казаков?
МИХАИЛ. Документов нету, но на Херсонщине есть одно селение…
(Театрально встаёт из-за стола.) А вот ответьте мне, как на Руси образовывались фамилии?
КИРА. По имени отца. Иванов, Потапов. (Показывает на МИХАИЛА.) Или матери – Патрикеев, Ульянов. Или ещё по профессии – Кузнецов, Гончаров, Плотников.
МИХАИЛ. Верно. А ещё?
ЮЛИЯ. По месту, где проживали.
МИХАИЛ. Правильно, Юленька. Или откуда приехали. Так вот когда мои предки переселились на Дон, местные стали спрашивать: «А это ещё чьи перекочевали?»
ЮЛИЯ. Аааа! Я поняла! И как же тогда называлось то селение на Херсонщине, из которого твои предки уехали?
МИХАИЛ. Как и сейчас. Великая Лепетиха. И стали всех переселившихся из того мicта величать… (Обращается ко всем.) Как?  А?
КИРА. Сейчас подумаем…
МИХАИЛ. Думайте, думайте. И вот уже прапрадеды мои заимели фамилию вполне теперь распространённую среди донских казаков.
ЮЛИЯ. Великилепетихинские!
КИРИЛЛ. Нет, это слишком сложно произносить. Скорее просто Лепетихины… Или… (Вспоминает.) О! Лепетухины! Я вспомнил: на российском телевидении был спортивный комментатор по фамилии Лепетухин. Когда я ещё маленьким был.
ЮЛИЯ. А может, всё-таки Лепетихин? Ведь Великая Лепетиха…
КИРА. А я знала лётчика… вертолётчика… с фамилией Лепетюха. В Чите. Представляете?
МИХАИЛ. Ничего себе… Я знал, что фамилия моего деда Михаила вполне себе распространённая, но даже не думал, что настолько… Одна буковка только и бегает туда-сюда… Так вот деда моего звали Лепетюхин Михаил Григорьевич. Вот вам и Великая Лепетиха… Эх, летом точно рвану туда. Решено.
ЮЛИЯ (КИРИЛЛУ). А откуда твои предки, Кирилл Сергеевич? Ты тут всех всполошил, всё про нас вызнал, а сам?
КИРИЛЛ. С Алтая. Я же рассказывал.
ЮЛИЯ. А до Алтая?
КИРИЛЛ. Из Владимирской области.
ЮЛИЯ. А до Владимирской?
КИРИЛЛ. Не знаю. Из Владимирской, наверное, и пошли все.
ЮЛИЯ. И это с фамилией Шпак?
МИХАИЛ. Так во Владимирскую, скорее всего, из Малороссии переселили. Наверняка! Так что, ты-то у нас уж точно украинец.
КИРИЛЛ. Да какой же я украинец, если до шестого колена знаю, что русские все.
МИХАИЛ. А фамилия? Ты хоть знаешь, что шпак по-украински – это воробей?
КИРА (МИХАИЛУ). Ой, молчи уже… «Знаток украинского». Воробей – это горобець. А шпак – это скворец.
МИХАИЛ. А, точно, точно! (КИРИЛЛУ.) Так знаешь?
КИРИЛЛ. Знаю. И что?
КИРА. А и правда! Какая разница?  Ведь тогда это всё была Россия. Это, во-первых. А во-вторых, шпак - это скворец ещё и по-белорусски, и по-польски. Так что, может, он белорус.
МИХАИЛ (иронично). Или поляк.
КИРИЛЛ. Послушайте, может, вы уже оставите меня с моей национальностью в покое?
КИРА. Вот именно! Мы все тут так перемешаны, что если даже грек и киммерийка породили русского Бесфамильного, то что говорить про других. (Смеётся.) Ладно, поговорили о предках, вспомнили – значит, им там на Небесах светлее стало…
Пошли работать.


Сцена четвёртая.

Кабинет редакции патриотических программ канала РА.
КИРИЛЛ, МИХАИЛ и ЮЛИЯ работают на своих местах.
   
ЮЛИЯ. Не понимаю, вот зачем этот формат?! Ну, зачем? Почему нельзя было сразу смонтировать весь сюжет – и не заморачиваться потом с прямым эфиром?
КИРИЛЛ. Формат был обозначен в проекте – все с ним согласились.
ЮЛИЯ (раздражённо). Зачем?! Ну, вот для чего?!
МИХАИЛ. Для обратной связи. Кира же объясняла: добрые слова нашим героям в бегущей строке, вопросы, напутствия – это всё объединяющие факторы.
КИРИЛЛ. И эффект присутствия опять-таки.
ЮЛИЯ. Что за чепуха?! Вот какой замечательный был выпуск с Кравцовым! Всё чинно-гладко, никаких сюрпризов, никаких погрешностей.
МИХАИЛ. Послушай, ну, Кира же всё…
ЮЛИЯ (перебивает). Кира, Кира! Только и слышу… Как приговор, как… Как кара! Вот кара она и есть. А не Кира. 
КИРИЛЛ. Юля, а что это ты завелась? Мне кажется, ты должна быть рада, что оказалась в проекте – такая возможность выбирать.
ЮЛИЯ. Что выбирать?
КИРИЛЛ. Кого. Генерала. У нас их теперь будет пруд пруди.
ЮЛИЯ. Ты серьёзно?! Я, что, ненормальная, обращать внимание на старцев? Чтобы стать кухаркой и нянькой для высокопоставленных?
КИРИЛЛ. Но у нас же будут не только генералы – главное, чтобы они были настоящими офицерами, а звание неважно! Хотя и молодые бывают генералами. И мы их непременно найдём. И именно ради тебя!
МИХАИЛ. Молодые генералы уже имеют своих генеральш.
КИРИЛЛ. Подумаешь… Они как увидят нашу Юленьку, так сразу забудут про своих. Что, генералы не разводятся, что ли?
МИХАИЛ. Кстати, да. Мама моей подруги, генеральша в прошлом, сама ушла от своего супруга.
ЮЛИЯ. От генералов уходят?!
МИХАИЛ. Уходят от невыносимого человека.
КИРИЛЛ. Да, тут не поспоришь: у тебя опыт.

Входит КИРА.

КИРА. Ну, что, коллеги, хочу нас всех поздравить: самый высокий рейтинг за этот месяц - у наших передач!
КИРИЛЛ. Предлагаю вечером это дело обмыть!
КИРА. Кирилл!
КИРИЛЛ. А что я такого сказал? Наверняка все об этом подумали. (Обращается ко всем.) Быстро отвечайте: все так подумали?
МИХАИЛ (протягивая КИРИЛЛУ руку). Давай пять. (Смеясь, пожимают друг другу руки.)
ЮЛИЯ. Да уж, давно пора отдохнуть – пашем как лошади. Я уже и забыла, когда хоть с кем-то встречалась.
КИРИЛЛ.  Что ты говоришь? Значит, надо идти в ресторан: кабинет - не вариант.  Надо, чтобы Юленька хоть с кем-то повстречалась.

Все смеются. ЮЛИЯ грозит КИРИЛЛУ кулаком.

КИРА. Ну, что ж, на самом деле хорошая идея. Но вечером. А сейчас за работу. Наш новый герой - генерал-лейтенант. Лётчик. Герой Советского Союза. Афганец… Сейчас покажу… Вот он и его супруга, смотрите.

На экране появляются фотографии героя Советского Союза Очирова Валерия Николаевича и Очировой Александры Васильевны.

ЮЛИЯ. Какой красивый мужчина! И супруга превосходна.
КИРА. Да, правда… Так вот этого красавца- героя, каких ещё поискать надо, зовут Очиров Валерий Николаевич. Юля, вот здесь коротко о нём. (Подаёт ЮЛИИ листы бумаги.)
ЮЛИЯ (читает). Родился в Казахстане в Кызыл-Ординской области в посёлке Арасулфат… Интересное название.
МИХАИЛ. Интересное. И что-то мне напоминает даже…
ЮЛИЯ. Арасулфат? Это же, наверное, что-то значит по-казахски?
КИРИЛЛ. Это что-то значит по-русски: Арал-сульфат.
ЮЛИЯ. Да?
МИХАИЛ (смеётся). О, точно! А я думаю, что оно мне напоминает?
ЮЛИЯ. А я думала, что это что-то казахское…
МИХАИЛ. Даже если бы и казахское – оно же было написано русскими буквами. Надо просто внимательно читать. И не вводить людей в заблуждение.
КИРИЛЛ. Кстати, а я знаю этого генерал-лейтенанта, героя Советского Союза.
МИХАИЛ (пародируя волка из мультфильма). «Шо, опять?» (Смеётся.) И его снимал?
КИРИЛЛ. Нет. Сосед-афганец рассказывал как-то… За рюмкой чая… И, к тому же, Очиров совсем даже не казах, хотя родился в Казахстане. Он калмык. Да, бравый – ничего не скажешь. Кстати, этот лётчик совершил чуть ли не тысячу боевых вылетов.
МИХАИЛ. Да брось…
КИРА. Ну, далеко за восемьсот. Это точно. И проявил он себя не только в Афгане -  ещё обеспечивал ввод миротворческих войск в зону грузинско-абхазского конфликта в девяносто втором. Помните, был такой конфликт? Ну, Юля помнить не может, она тогда ещё и не родилась.
ЮЛИЯ. Я читала об этом.
КИРИЛЛ. Похвально.
КИРА. А ещё Валерий Очиров принимал участие в организации обеспечения миссии ООН в Анголе и Камбодже. В девяносто четвёртом. Представляете масштабы?  И в разработке Договора ОСВ-1 тоже участвовал. Это в 1991. Посмотрите, что я в ютюбе нашла.

На экране появляется кусочек из видеоролика «Искусство летать».

КИРА. Так вот Валерий Николаевич в своих интервью подчёркивает, что характер – это главное…
ЮЛИЯ (перебивает). Вот только и слышу: характер, характер… А ведь рохля – это тоже характер.
КИРА. Да, тоже. Но мы говорим о героях. Поэтому в данном случае имеется в виду ум, смекалка, сила воли, упорство…
МИХАИЛ (со вздохом). Даааа…
КИРИЛЛ. Что такое, Потапыч?
МИХАИЛ. Да вот думаю, что не так уж и просто стать генералом… А особенно ещё и героем своего Отечества… А вот если стал героем, то что потом?
КИРА. А что потом? Что ты имеешь в виду? Льготы?
МИХАИЛ. Ну, к примеру…
КИРА. В принципе, льготы неплохие: стопроцентное повышение всех видов пенсий и освобождение от уплаты налогов. Бесплатное лечение.
КИРИЛЛ. Лекарства. Санаторий.
ЮЛИЯ. За квартиру они не платят.
МИХАИЛ. Это хорошо. А как у тех, кто из наших бывших республик? Как у них там сейчас? То, что они совершили во времена СССР, считается подвигом?
КИРА. Где-то, наверное, считается. В Белоруссии, например… А вот на Украине, думаю, наоборот – как бы во враги не записали.
МИХАИЛ. Вот и я о том же.
КИРИЛЛ. Вот и я о том же… Сосед мой, который афганец - я вам только что говорил про него – просил узнать про своего сослуживца, тоже героя Советского Союза. На Украине он. Связь с ним потеряна.
КИРА. И как мы это можем узнать? Если у них связь прекратилась, значит, кто-то из них не хочет её поддерживать.
МИХАИЛ. Даже понятно, кто.
КИРИЛЛ. Ну, тут всё не так просто. Может, ему нельзя теперь общаться с бывшими сослуживцами… Даже точно нельзя. К тому же, он может быть под колпаком.
ЮЛИЯ. А он какой-то важный человек? К государственным секретам доступ имеет? Кто он?
КИРИЛЛ. Капшук Виктор Дмитриевич. (Наклоняется к компьютеру, открывает файл.)

На экране появляется фотография улыбающегося полковника Капшука Виктора Дмитриевича, на груди которого сверкает орденская планка в несколько рядов.

МИХАИЛ. Бравый. Украинец?
КИРИЛЛ. Из-под Киева. Сейчас живёт в самом Киеве. Герой из героев. После Афгана закончил наш Пограничный институт, что в Одинцове, служил в Среднеазиатском пограничном округе. Ну, а потом, естественно, потянуло на Родину. Получил назначение на должность командира взвода охраны КПП «Киев-аэропорт» Западного пограничного округа.
МИХАИЛ (присвистнув). Ого! Хорошая должность.
КИРИЛЛ. Хорошая. Но тут вскоре развал Союза… Он принял присягу.
КИРА. Понятно, он же местный. Наверняка уже никуда не собирался переезжать.
МИХАИЛ. Конечно. С такой-то должности.
ЮЛИЯ. Так это когда было! Тридцать лет назад. А что теперь?
КИРИЛЛ. Сосед знает, что ближе к пенсии Виктор Дмитриевич стал офицером Управления воспитательной работы Главного командования Пограничных войск Украины. Правда, не знает, в каком он тогда уже был звании. К тому времени они и перестали общаться. Вот как ему с афганским «багажом» живётся там сейчас?!
МИХАИЛ. Да… И как он, интересно, всё это время воспитывал украинскую молодёжь?
КИРА. С таким человеком, конечно, очень бы хотелось встретиться. Для нас-то Виктор Дмитриевич Капшук герой!
МИХАИЛ. Но сие, увы, невозможно. Даже по скайпу. А было бы, да, интересно… Для нас он герой.
КИРИЛЛ. Да, для нас он герой. Во всяком случае, был. А для них?



ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

        Сцена пятая.

Кабинет редакции патриотических программ канала РА.
За столом сидит взъерошенный МИХАИЛ и напряжённо смотрит в телефон.

ГОЛОС В.В. ПУТИНА (слышится из телефона).  Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи. В связи с этим в соответствии со статьей 51 части 7 устава ООН с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции.

Входит КИРИЛЛ. МИХАИЛ выключает телефон.

КИРИЛЛ. Ну, что?
МИХАИЛ. Что: что?
КИРИЛЛ. Смонтировали?
МИХАИЛ. Что?
КИРИЛЛ. Ночную съёмку.
МИХАИЛ. Не начинали ещё.
КИРИЛЛ. Хороши дела! А что ж я тогда до полуночи терзал бедного генерала и его терпеливую супругу? С каких ракурсов только не снимал. Кира ж сама вопила: «Срочно, надо срочно…». А, кстати, где она?
МИХАИЛ. Здесь. Но занята. Всё утро на телефоне.
КИРИЛЛ. А чего тогда меня так рано подняли?! Я ж всю ночь не спал!
МИХАИЛ. Потому что полдень уже.
КИРИЛЛ. И что?! Я домой только к утру добрался. А, понятно: отосплюсь на том свете… Так если так пойдёт, то уже скоро.
МИХАИЛ. Ты, что, ничего не знаешь?
КИРИЛЛ. А что я должен знать? 
МИХАИЛ. Последние новости.
КИРИЛЛ. А когда бы я их слушал? Ты ж своим звонком как ворон налетел: на работу, на работу. Я и позавтракать-то не успел. Да и не люблю я ТВ с их новостями. Я только нашу передачу и смотрю. В повторах.
МИХАИЛ (вздыхая). И никто ничего тебе не сказал? Ты ж тут уже кого-то наверняка встретил…
КИРИЛЛ (встревоженно). А что случилось? Кто-то на нас обиделся? Закрыли проект?!

Входит КИРА, сухо кивает. Слышится звонок телефона. КИРА смотрит на телефон, быстро подносит его к уху.

КИРА (в трубку). Да! Да! Да! Слушаю!

КИРА снова выходит, закрыв за собой дверь, но она тут же открывается. КИРА нервно ходит по коридору, периодически её видно в проёме двери.
Слышится так же приглушённый, но чёткий мужской голос в трубке КИРЫ.

ГОЛОС. Ну, что случилось, Кира Константиновна?! Мне передали, что вы полдня уже меня разыскиваете, в консульстве всех на ноги поставили.
КИРА. А что же это вы телефон отключаете?
ГОЛОС. На переговорах, потому что…
КИРА. Вы там уже всё знаете?
ГОЛОС. Так у нас же время на два с половиной часа вперёд. Так что, раньше вас обо всём узнали.
КИРА. Даня, мне не до шуток: я в панике – это всё очень серьёзно! Дорогой мой, я места себе не нахожу!
МИХАИЛ (шёпотом КИРИЛЛУ). «Дорогой»…

КИРИЛЛ и МИХАИЛ, переглянувшись, понимающе кивают головами, разочарованно вздыхают.

ГОЛОС. Бери себя в руки и находи. Я, к сожалению, далеко.
МИХАИЛ (шёпотом КИРИЛЛУ). Он далеко.

КИРИЛЛ и МИХАИЛ вновь переглядываются, довольно кивают.

КИРА. Сыночек, мир так враждебно настроен к России – постарайся поменьше бывать в городе!

КИРИЛЛ (шёпотом МИХАИЛУ). Сыночек…

КИРИЛЛ и МИХАИЛ радостно пожимают друг другу руки.

ГОЛОС. Не переживай, здесь к нам относятся хорошо.
КИРА. А… А как отец?

КИРИЛЛ и МИХАИЛ тут же внимательно прислушиваются.

МИХАИЛ. Отец есть.
КИРИЛЛ. Естессьно… Раз сын…

КИРИЛЛ и МИХАИЛ подходят ближе к двери.

ГОЛОС. Как отец? Мама, я в Индии.
МИХАИЛ. Он в Индии…
КИРА. И что? Ты же общаешься с ним.
ГОЛОС. Не общаюсь.
КИРА (растерянно). То есть, как?!
ГОЛОС. Как и ты.
КИРИЛЛ (МИХАИЛУ). Не общается.
КИРА. Но он же твой отец! Мало ли, что там произошло между нами… Разве я запрещала…
ГОЛОС. А разве мне нужен твой запрет?
КИРА. Сынок, ты же знаешь, какой он. Ты же знаешь, что он сейчас сделает! Он же непременно туда рванёт…
ГОЛОС. Знаю.
КИРА. Вот! И как без бабушкиного благословения?! Пожалуйста, пришли мне его телефон.
ГОЛОС. Ты стала слишком суеверна.
КИРА. Лётчики все суеверны.
ГОЛОС. Ты не лётчик.
КИРА. Я супруга лётчика… То есть…

КИРИЛЛ и МИХАИЛ вскидывают брови и тут же одновременно подходят ближе к двери, прислушиваются.

МИХАИЛ. Супруга!
КИРИЛЛ (отрицательно мотая головой). «То есть…»

МИХАИЛ соглашается, ещё ближе придвигается к двери.

ГОЛОС. Именно, что – «то есть»… У меня нет его телефона!
КИРА. Но ты же сын!
ГОЛОС. Я сын. А он отец. И у него есть мой телефон. Но он, сменив свой номер, мне об этом не сообщил. И я больше не хочу говорить на эту тему.
КИРА (тихо). Значит, ты не знаешь, где он… Ну, что ж… Значит, ничего не поделать.
МИХАИЛ (удивлённо). Сын не знает, где отец.
КИРИЛЛ (довольно). Она тоже не знает.
КИРА. Сыночек, ты… береги себя, пожалуйста! У меня ведь больше никого нет.
МИХАИЛ. У неё больше никого нет.
КИРИЛЛ. Свободна, значит.

КИРИЛЛ и МИХАИЛ быстро возвращаются на свои места.
КИРА стремительно заходит в кабинет, кивнув, молча садится за стол.

МИХАИЛ. Кира, а что это ты уселась? Пошли в монтажную – работа ждёт.
КИРА. В монтажную? Словно ничего не произошло?
КИРИЛЛ. Да что произошло-то?! Мне кто-нибудь скажет, или нет?! В конце-то концов.
МИХАИЛ (КИРИЛЛУ). Кирюх, не ори. И без тебя тошно. Сейчас скину тебе на вотсап – сам слушай.
КИРИЛЛ. А я и не ору. Давай. (КИРЕ.) Так всё-таки что-то случилось?
МИХАИЛ (копается в телефоне, что-то отправляет). Кира, пусть он пока смотрит, а мы пошли работать - рабочий день никто не отменял. (КИРИЛЛУ). Потом присоединяйся.

КИРИЛЛ надевает наушники, смотрит в телефон.
КИРА молча собирает бумаги.

КИРИЛЛ (потрясённо вскакивает). Что?! (Обессиленно опускается на стул.) Этого следовало ожидать… Предел мыслимого допустимого наступил.
МИХАИЛ. Да. Другого выхода нет. Пошли работать.

В кабинет вбегает ЮЛИЯ.

ЮЛИЯ (негодующе). Война! Вы слышали?! Боже, что делать?! Что теперь делать?!
МИХАИЛ. Работать пошли.
ЮЛИЯ. Что?! Что ты несёшь, Потапыч?!
КИРИЛЛ. Не надо так верещать, Юля.
ЮЛИЯ. Верещать?! Конечно, это же не твой город бомбят!
МИХАИЛ. И не твой.
ЮЛИЯ. И не мой! Спасибо, Господи! Но ведь там, куда падают бомбы, люди! И они погибают!
КИРИЛЛ. Нанесли удар только по военным объектам ВСУ, а это ПВО, военные базы, склады, пункты управления.
ЮЛИЯ. Но там же люди!
КИРИЛЛ. Блин… А на Донбассе кто?! Работать пошли.
ЮЛИЯ. Работать?! Как теперь работать?!
МИХАИЛ. Ещё лучше, чем прежде.
ЮЛИЯ. Но ведь гибнут люди!
КИРИЛЛ. Именно. И уже очень давно. Владимир Петрович Кононов, министр обороны ДНР, в нашей же с вами передаче рассказывал о том, как живут-выживают донбасцы. Напомнить? (Наклоняется к компьютеру.)

На экране появляется фотография Владимира Петровича Кононова.

ЮЛИЯ. Я прекрасно всё помню, Кирилл, но как можно сравнивать такое вообще!?
КИРА. Даже так? А что именно для тебя несравнимо, Юлия? Люди? Или бомбы? Или смерть?
МИХАИЛ (примиряюще). Это она по младости-наивности и сгоряча. Не подумала.
ЮЛИЯ. Я подумала! Нельзя за смерть отвечать смертью! Я за мир!
КИРА. Мы все за мир, Юля, но они враги...
ЮЛИЯ. Но у нас же отменена смертная казнь!
МИХАИЛ. Юля, остановись - ты запуталась.
ЮЛИЯ. Я не запуталась! Я против войны!
КИРИЛЛ. Даже если нас начнут убивать?
ЮЛИЯ. Но нас же никто не убивает! Кто тебя убивает? Или Киру? Или Мишу? Мы себе живём, работаем как обычно…
КИРИЛЛ (перебивает). А если тебя начнут убивать, то тогда уже можно будет нам тоже стрелять?
ЮЛИЯ. Но… это же другое…
МИХАИЛ. Вон оно как… Выходит, донбасцев пусть убивают… А ты за мир. А вот если в тебя начнут стрелять, то ты уже за мир не будешь. Я правильно понял?
ЮЛИЯ. Нет, не так! Конечно, надо и сейчас принимать меры.
МИХАИЛ. Какие?
ЮЛИЯ. Укрепить границу, вести переговоры… Но не нападать же на страну!
КИРИЛЛ. Так укрепили. Но их снаряды спокойно перелетают через эту укреплённую границу.
ЮЛИЯ. Вот для этого и нужен мир! Для того, чтобы не перелетали. Надо вести переговоры...
КИРА. Так вели уже. Столько лет...
ЮЛИЯ. Значит, неправильно вели! Неумело. Надо было так говорить, чтобы после этого можно было на самом деле установить мир.
КИРИЛЛ. Ну, ты посмотри, как её заклинило. Ну и как этот мир установить, умная?! Пойди, скажи дядям, что по ту сторону границы: «Не стреляйте! Мы хотим мир установить». Так?
ЮЛИЯ. Не так. На уровне правительств нужно разговаривать. И договариваться.
МИХАИЛ. Опять двадцать пять! А до этого что делали - не договаривались?
КИРА. Или, может, наше правительство не знает, как договариваться?
ЮЛИЯ. Может и не знает.
КИРИЛЛ. А ты знаешь!
ЮЛИЯ (упрямо). А я знаю!
КИРИЛЛ. Так, а чего ж ты тут сидишь? Иди в приёмную президента, заяви, что знаешь! И начинай переговариваться.
ЮЛИЯ. Да вы хоть представляете, что такое война!
КИРА (тихо, но категорично). Представляем. И не дай Бог тебе это представлять так же… (Всем.) Коллеги, пойдёмте работать. Времени у нас немного, так как я завтра уезжаю на несколько дней… По семейным обстоятельствам… Субботний эфир будет вести Юля. (ЮЛИИ.) Юля, ты сможешь. Там всё уже готово, надо только выучить имена. (Резко разворачивается, уходит.)
ЮЛИЯ. Даже так?! Я смогу? Подумать только, какой пассаж! Я-то смогу, а вот как она может ехать в отпуск по личным вопросам, когда такое творится?!
МИХАИЛ. Юля, ты предупредила наших очередных героев о съёмке? Послезавтра к ним едем. Ты всё согласовала?
ЮЛИЯ. Согласовала.
МИХАИЛ. Замечательно. А сейчас – работаем.
ЮЛИЯ. Так она же ушла.
КИРИЛЛ. Так работать она и ушла.


Сцена шестая.

Кабинет редакции патриотических программ канала РА.
КИРИЛЛ и ЮЛИЯ работают на своих местах.
Входит МИХАИЛ.

МИХАИЛ. Так вы знаете, куда умчалась наша Кира?
ЮЛИЯ. К очередному генералу, естественно. Только что так срочно?
КИРИЛЛ. Она уехала в ДНР.
МИХАИЛ. Ты знал?!
КИРИЛЛ. Знал.
МИХАИЛ. Ууу, какой осведомлённый.
ЮЛИЯ. В ДНР? Но она же сказала, что по семейным. Странно… И что ей там надо… Судя по происходящему, генералов на поле боя нет. Хотя… от полковника до генерала ведь один шаг. А на поверку выходит выпендрёж чистой воды. Наверное, хочется пропиариться. (Усмехается.) «По семейным»…
КИРИЛЛ. Она и поехала по семейным. Она же из Донецка.
ЮЛИЯ. Вот это да! А как же она тогда нам пела про Филёвский парк, где прошло её детство! Я от умиления даже слезу пускала, когда она рассказывала, как однажды во время дождя бежала с берега Москвы-реки домой и не могла забраться на кручу, как цеплялась за траву, чтобы не скатиться назад в реку и всё-таки скатилась.
КИРИЛЛ. Что тебе не понравилось в её рассказе? Её родители переехали в Москву, когда ей был всего месяц. Потому и провела она своё детство на улице Минской в доме, что через дорогу от Филёвского парка.
ЮЛИЯ. О, какие интимные подробности! Это когда же она тебе об этом успела рассказать?
МИХАИЛ. Юля, сглотни слюну. Не надо так откровенно завидовать.
ЮЛИЯ. Что?! Чему это завидовать? Тому, что она постоянно что-то нашёптывает Шпаку? Что вешает ему лапшу на уши?!
КИРИЛЛ. Ого!
МИХАИЛ. Надо же… А я думал, ты завидуешь тому, что она детство своё провела на природе. Что же касается этих «интимных» сведений, Юленька, то и я о них знаю. Мы за чаем обо всём говорим. Ты же не ходишь с нами пить чай – ты же в курилку бегаешь.
ЮЛИЯ. Лучше сигарета, чем эти ваши пироженки.
МИХАИЛ. Конечно, брутальные курильщики куда лучше... Ладно, пошли покурим.
КИРИЛЛ. А работать вы будете сегодня, или нет?
МИХАИЛ. Да мы быстро. К тому же, у нас смонтировано материала уже на две передачи вперёд.

Сцена седьмая.

Кабинет редакции патриотических программ канала РА.
КИРИЛЛ с телефоном у уха мечется по комнате.
Входит КИРА.

КИРИЛЛ. Кира! Какое счастье! (Радостно бежит к ней.) Ты вернулась! Глазам не верю! (Обнимает её.)
КИРА (болезненно отстраняется). Это что такое сейчас было?
КИРИЛЛ. Радость.
КИРА. С чего бы?
КИРИЛЛ. Так эфир же!
КИРА. И что?
КИРИЛЛ. А ты успела. Дай-ка я на тебя посмотрю… (Обходит вокруг КИРЫ.) Вполне! Ну, разве что немножко румян…
КИРА. Зачем?
КИРИЛЛ (смотрит на часы). Чтоб ещё красивше быть!
КИРА. Я и так красивая.
КИРИЛЛ. Это так и есть, но на экране будешь выглядеть бледновато. Ничего, до эфира ещё полчаса – вполне успеешь.
КИРА. Не понял… Зрителем меня хочешь подсадить? Что, пустой зал? Так меня же сразу узнают!
КИРИЛЛ. Именно! Узнают. Тебя давно уже все знают. И сегодня будут рады снова видеть. (Ещё раз осматривает КИРУ.) А то, что в джинсах – так это даже хорошо: ты же только что вернулась оттуда.
КИРА. Откуда?
КИРИЛЛ. Из горячих мест.
КИРА. А ты откуда знаешь?!
КИРИЛЛ. Догадался.
КИРА. А где Юля?
КИРИЛЛ. Юля... Её нет. Забилась в гардеробе в угол и не реагирует ни на что. Наша психологиня объяснила, что что-либо делать с ней сейчас бесполезно: паническая атака, в норму придёт не скоро.
КИРА. Так ты хочешь сказать, что…
КИРИЛЛ. Именно это я и хочу сказать: она не выйдет. А тебе хоть с листа, хоть с налёта – всё равно прекрасно проведёшь эфир. Потому что опыта - хоть… этим самым местом жуй. Ой, прости, прости. Но я же прав? Давай в гримёрку, а я сейчас принесу бумаги. Там всё как обычно, всё по схеме… (Убегает.)


Сцена восьмая.

Студия патриотических программ канала РА.
  КИРА с бумагами в руках стоит у монитора, наблюдает, за зрителями в зрительном зале. Вбегает КИРИЛЛ.

КИРА. Слушай, а зрителей сегодня – полная коробочка! (Показывает на зрительный зал.) Прям, как никогда.
КИРИЛЛ (запыхавшись). Именно. Ну, ты как? Потапыч там в аппаратной места себе не находит.
КИРА. Да ладно, всякое бывает. Начнём - все успокоятся. Героя я хорошо знаю…
КИРИЛЛ. Как, знаешь? Ты, что, ещё не заглядывала в сценарий?
КИРА. А чего мне заглядывать, если я сама его писала. И сама… то есть, уже с тобой… снимала и монтировала.
КИРИЛЛ. Кира! Срочно читай – у нас ведь совсем другой герой! Молодой генерал.
КИРА. Какой молодой? Сегодня по расписанию – герой Первой Чеченской!
КИРИЛЛ. У героя Первой Чеченской корона, он в больнице! Вчера ночью увезли. Поэтому срочно нашли замену. Текст я быстренько подправил, а там уж – всё как ты умеешь…
КИРА (вытаращив глаза). Да вы что! Тогда надо было взять того, кто следовал за ним – героя Сирийской войны. Мы же такой славный репортаж смонтировали.
КИРИЛЛ. И его нет. Этого героя. Он добровольцем отправился на Донбасс…
КИРА. Как?!
КИРИЛЛ. Да вот так - СВО. Но ты не переживай! Этот, сегодняшний, тоже – упасть не встать – высшая ступень. Элита. Истребитель с афганским, чеченским и сирийским опытом.
КИРА. Ничего себе! Генерал?
КИРИЛЛ. Да генерал, генерал. Юленька наша откопала.
КИРА (недоверчиво). И с афганским, и с чеченским, и с сирийским? Не может быть… И сюжет с ним отсняли?
КИРИЛЛ. Да когда б успели... Нет ничего. Поэтому придётся выкручиваться. Тебе придётся. Но у тебя, слава Богу, опыт…
КИРА (перебивает). Слышала уже! Кошмар. Ну, хотя бы фотки из его прошлой жизни есть?
КИРИЛЛ. Фотки он принёс, но на них только самолёт, он сам, парочка друзей да десяток уже сегодняшних курсантов.
КИРА. А семейные? У нас же это обязательно!
КИРИЛЛ. Говорит, не подумал… Но он пришёл с женой, не переживай – что-нибудь расскажут. Так, всё: на старт - пошли.


Сцена девятая.

Студия патриотических программ канала РА.
Звучит музыка, раздаются аплодисменты зрителей.
В зал с папкой в руках входит КИРА, обращается к зрителям.
КИРИЛЛ наводит на неё камеру.

КИРА (в зал). Здравствуйте, дорогие мои друзья! Я, Кира Симова, снова с вами. У нас сегодня будет не совсем обычный эфир, наверное, немного сумбурный, но, думаю, вы нас поймёте и простите, потому что заявленный гость - герой Первой Чеченской волны генерал-лейтенант Винников заболел ковидом – дай Бог ему скорейшего выздоровления, а следующий за ним по очереди генерал-майор Лыков два дня назад отправился добровольцем на Донбасс. Но достойных генералов у нас в стране немало, поэтому сегодня вы познакомитесь с доблестным лётчиком – истребителем, с героем афганской, чеченской и сирийской войн. Пока он вместе с женой идёт к нашей студии, я с вашего позволения загляну в материалы дела, поскольку, как и вы, ещё не знакома с нашим гостем - только что с поезда. Я была… даже не знаю, нужно ли в этом вам признаваться… Короче, я была на Донбассе. Но была там не в командировке, а по личным причинам – мне необходимо было найти человека… Но это уже не по теме нашей программы, к тому же, режиссёр мне говорит, что гости уже подошли к дверям студии… Итак – встречаем!

Звучит музыка, аплодисменты. КИРА поворачивается ко входу. Раздаётся голос диктора.

ГОЛОС ДИКТОРА. Генерал-майор Жорин Юрий Юрьевич со своей верной спутницей, с супругой Слизской Людмилой Владимировной.

КИРА замирает, роняет папку. Листы веером рассыпаются по полу, но КИРА не реагирует. КИРИЛЛ из-за камеры пытается как-то привлечь её внимание, машет руками, почти прыгает, но КИРА не сводит глаз с проёма дверей. КИРИЛЛ принимает решение вмешаться и, чтобы не попасть в камеру, осторожно продвигает её к двери, а сам начинает быстро собирать листы.
  В студию входят ЖОРИН с супругой.


Сцена десятая.

Студия патриотических программ канала РА.
В окне аппаратной мечется МИХАИЛ. Размахивая руками, он в микрофон даёт указания КИРИЛЛУ. КИРИЛЛ слышит его голос в своих наушниках.

МИХАИЛ (голос в наушниках). Кирюха, что ты делаешь?! Отлипни уже от неё… (Яростно.) Не снимай, говорю! На зрителей наводи!.. Да что ж за день сегодня такой: одна в гардеробе сидит, другая в студии рожи корчит… Что это с ней сегодня, а? И генерал какой-то странный…
КИРИЛЛ (шёпотом). Да не ори ты мне в ухо! Успокойся уже. Устала она просто. И генерал, видимо, устал. Тебе его супруги мало? Вон как фонтанирует...
КИРА (ЖОРИНУ). Юрий Юрьевич! Вот вы прошли Афган, Чечню, Сирию… (С подчёркнутым удивлением.) А не принесли ни одной фотографии – ведь снимки, порой, рассказывают даже больше, чем слова…
СЛИЗСКАЯ. А фотографий нет. Потому что мой супруг не любит вспоминать войну. И я это понимаю. И понимаю теперь, почему наши отцы и деды, ветераны Великой Отечественной, тоже не слишком любили говорить об этом… Поймите и вы. Но мы показали вам фотографии с курсантами и нынешними сослуживцами. Юрий Юрьевич очень любит общаться с молодёжью. Он делится с ними не только своим опытом, но и отдаёт им всю свою душу.
КИРА. С курсантами – это замечательно, а есть ещё молодые лётчики на Донбассе! Вот кому вы, Юрий Юрьевич, сейчас нужны!
СЛИЗСКАЯ (экспрессивно). Кира…

  ЖОРИН незаметно одёргивает супругу.

Конечно, вы правы… (Говорит уже не так уверенно.) Но... 

ЖОРИН опять одёргивает супругу.

Юрий Юрьевич и сам не раз об этом говорил, но… Вот это самое «но»… Но есть возраст.
КИРА. Юрий Юрьевич, у вас есть возраст? Невозможно поверить…

ЖОРИН вспыхивает, но берёт себя в руки.

ЖОРИН (пытается показать, что шутит). Вот сам удивляюсь, но, оказывается, у меня он есть. (Извиняясь, поднимается). Простите, что не так много уделил времени вашей уважаемой передаче, но я заранее предупреждал, что мне нужно будет уйти.
КИРА. Конечно, конечно, мы понимаем. Не могу вас задерживать, уважаемый генерал-майор - время нынче сложное. Но с нами останется ваша замечательная супруга – она справится. Всего доброго вам. И удачи.

КИРА поворачивается к зрителям и предлагает проводить героя.
  ЖОРИН, буркнув что-то невнятное, выходит из студии под аплодисменты зрителей.

КИРА. Людмила Владимировна, наши зрители уже убедились, что вы самоотверженная любящая супруга… Думаю, что не один мужчина сейчас позавидовал Юрию Юрьевичу.
СЛИЗСКАЯ. Так у нас вся семья такая - большая любящая. Правда, дети уже живут отдельно. У нас двое сыновей. Они уже взрослые.
КИРА. Что вы говорите?!
СЛИЗСКАЯ. Да. Врачи. (Запинается, поясняет.) В смысле, я хотела сказать, что врачей двое. А сыновей трое. Просто… старший в Индии. Он дипломат. Далеко.
КИРА. Что вы говорите?! Да, Индия далеко… Но как я вас понимаю: у меня ведь сын тоже в Индии.
СЛИЗСКАЯ. Подумать только, какие совпадения.
КИРА. Да. Совпадения… Что ж, так устроена жизнь: приходит время, и сыновья нас покидают. А жёны, прилепившись к мужу, как их половинки, следуют за ними и в огонь, и в воду… «Да прилепится жена к мужу своему и будут двое одна плоть»…
СЛИЗСКАЯ. Вы правы. Мы с мужем неразлучны. Так было и будет всегда!
КИРА. Скажите, а не сложно вам быть генеральшей?
СЛИЗСКАЯ. Нет, что вы – это очень почётно! Хотя и ответственно, конечно. Когда все знают, что твой муж генерал…
КИРА (перебивает). А все знают, что ваш муж генерал?.. Ну, это я к тому, что у вас ведь фамилии разные: он Жорин, вы Слизская.
СЛИЗСКАЯ. И даже хорошо, что разные…   
КИРА. Да. Это точно. Вот и здесь я вас понимаю. Я, например, просто счастлива, что и у меня с мужем разные фамилии… (Тихо.) Теперь тоже…
СЛИЗСКАЯ. Но мы венчаны.
КИРА (потрясённо). Что вы говорите?
СЛИЗСКАЯ. Да! Это было моё условие. И ради меня он на это пошёл!
КИРА. Тогда это любовь…


Сцена одиннадцатая.

Студия патриотических программ.
КИРА продолжает неподвижно стоять в опустевшей студии. КИРИЛЛ молча осматривает камеру, делает вид, что что-то поправляет.
Входит ЖОРИН.

КИРА. Ты зачем пришёл?
ЖОРИН. Меня пригласили на передачу – я не мог отказать.
КИРА. В мою программу?
ЖОРИН. Я не знал, что Кира Симова – это ты.
КИРА. Так ты ни разу не видел этой передачи? Она уже полгода идёт.
ЖОРИН.  Не видел. Не смотрю ваш канал.
КИРА. Ты теперь в штабе?
ЖОРИН. А ты теперь здесь?
КИРА. Опытнейший боевой лётчик…
ЖОРИН. О карьере вдруг озаботилась… (С досадой.) Славы захотелось.
КИРА. А какая теперь тебе разница? 
ЖОРИН (иронично). Ах, ну, конечно, это же я виноват.
КИРА. А, что, я?
ЖОРИН. Я отбыл в командировку, а…
КИРА. Нет, не «а», а «и»… И отбыл туда на прогулочном корабле.
ЖОРИН. Ну, на корабле, и что?
КИРА. С дамой.
ЖОРИН. И что?! Она – моя подчинённая.
КИРА. Всего лишь?
ЖОРИН. Всего лишь!
КИРА. А что это я сегодня видела?
ЖОРИН (с досадой).  Так не надо было тогда в позу становиться…
КИРА (перебивает). Всё, достаточно.
ЖОРИН. Помнишь, когда я приехал знакомиться с твоими родными четверть века назад, твой дядя Коля, лётчик-истребитель, сказал…
КИРА. …что истребитель - это сокол, преданно любящий своё гнездо. Я помню.
ЖОРИН. Да, любящий гнездо, но не клетку. Сокол – не попугай! Ему нужна свобода: полёты, охота… Истребитель – это, по сути, охотник.
КИРА. Да, я всё помню. И помнила все эти годы. И отпускала тебя летать с пируэтами на бешеной скорости в тёплые края, чтобы ты мог повеселиться и устроить в своём воздушном пространстве настоящее шоу... Но в тёплые края у соколов летает только молодёжь, зрелые же особи остаются уже в своём гнезде. А оказалось, бывают случаи, когда зрелые соколы иногда всё же вылетают из своего гнезда… чтобы понежиться ещё в чьих-то чужих просторных гнёздах…
ЖОРИН. Ну, что ты сейчас несёшь!
КИРА. Загляни в интернет – там всё подробно... И посмотри потом в повторе этот наш выпуск.
ЖОРИН. А я ещё помню, как мы договаривались не устраивать из-за какой-то чепухи или нелепости друг другу скандалы. Договаривались, что будем доверять друг другу, иначе какой тогда смысл быть вместе?
КИРА. И я доверяла. Мне все вокруг говорили, а я доверяла. Сама уже видела, но доверяла! Это был какой-то мазохизм. Понимала, но упорно продолжала и продолжала доверять... Пока, наконец... (Вздыхает.)
ЮРА (с досадой). Что «наконец»?
КИРА. Юра, иди уже, тебя ждут.
ЖОРИН (медлит). А… как твоё колено? Я ведь… переживал, что ты не сможешь ходить. Но врачи, видимо, ошиблись.
КИРА. Обалдеть!
ЖОРИН. Я искренне…
КИРА. Товарищ генерал-майор, передача закончена. Всего вам доброго.
ЖОРИН. Я теперь Главном штабе. 
КИРА. Слышала. А я всегда думала, что самые опытные нужны прежде всего там, где бой! И даже не для того, чтобы в самый огонь, а для того, чтобы быть с ребятами, которые воюют! Чтобы передать им свой опыт, чтобы рассказать, что такое война! И для поднятия их духа!..   Я ведь… сейчас вернулась оттуда… Потому что думала, что ты там. Даже не сомневалась. Помчалась к тебе с бабушкиным оберегом… Он ведь остался у меня… то есть у Дани в квартире. (Достаёт из кармана маленькую плоскую коробочку.)
ЖОРИН (радостно). Так он у него был? А я всё свои коробки переворошил… (Протягивает руку, чтобы взять.)
КИРА (медля). Да. У него… (Решительно отдаёт.) Теперь у тебя. А почему ты не принёс фотографии? Семь альбомов!
ЖОРИН. Так альбомы же у тебя.
КИРА. Нет. Зачем бы я их брала с собой? Они остались в квартире. Так ты туда не возвращался, что ли?!
ЖОРИН. Не понял… А ты? Ты, что, как тогда уехала, так тоже не…
КИРА. Тоже не... Вот как? Что ж, понятно. Теперь окончательно всё понятно… (Едва сдерживает слёзы.)

КИРИЛЛ поворачивается к ним и видит, что КИРА делает вид, что поправляет чёлку, а сама прикрывает рукой глаза, чтобы не видели её слёз. КИРИЛЛ подходит к КИРЕ, обнимает её за талию.

КИРИЛЛ. Господин генерал-майор, всего доброго… Эту передачу мы можете найти в повторе на «Смотрим.ру».
ЖОРИН. Извините, но мне надо ещё договорить с женой… Ээээ… С бывшей женой.
КИРИЛЛ. Извините, но мы с женой очень спешим. С нынешней женой…
ЖОРИН (потрясённо). Даже?! Так быстро?
КИРИЛЛ. Да не так уж и быстро. Если сравнивать с вами. Повенчаться ещё не успели.

ЖОРИН резко разворачивается и уходит.
КИРА отстраняется от КИРИЛЛА.

КИРА (вытирая слёзы). Да ты что, Кирилл?!
КИРИЛЛ. Что?
КИРА. Зачем?
КИРИЛЛ. Ну, а чего он… Ещё генералом называется.
КИРА. Знаешь, на самом деле он… Он… Он ас! Сокол…
КИРИЛЛ. Да слышал уже.
КИРА. Он лётчик с большой буквы. Бесстрашный. Оттачивал своё мастерство и в Афгане, совсем ещё молодым… И в Чечне, и в Сирии. Понимаешь?! Был дважды ранен. Слава Богу, врачи спасли.
КИРИЛЛ. Я об этом сегодня уже тоже слышал. Да, прошлое у него героическое. Но это уже прошлое.
КИРА. Но это прошлое позволяет гордиться и ему самому, и мне... Ведь его прошлое – это и моё. Ровно на половину.
КИРИЛЛ (смеясь). Ну, да – это ведь и ты была в Афгане, Чечне и Сирии.
КИРА (кивая). Да… И я.
КИРИЛЛ. И ты?!
КИРА. И я. В восемьдесят восьмом летом отправилась с мужем Афган как медсестра. Закончила шестимесячные медицинские курсы и взяла в университете академ…
КИРИЛЛ. В тот самый последний афганский год?
КИРА. Да. Он как раз закончил училище и без раздумий рванул туда… А в Чечне я была уже как журналист.
КИРИЛЛ. А в Сирии?
КИРА. В Сирии с благотворительной миссией.
КИРИЛЛ. А теперь?
КИРА. А теперь я стала старой… И он, оказывается, тоже… Странные ощущения.
КИРИЛЛ. Но ты ведь туда сейчас ездила.
КИРА. Ездила. Думала, он там. Понимаешь, лётчики очень суеверны, а его оберег остался в квартире у сына. Юра его случайно однажды там забыл. Бабушкин оберег. Она подарила ему незадолго до своего ухода. Мы тогда только поженились, а Юра…
КИРИЛЛ (перебивает). Зачем же ты отдала его этой… женщине?
КИРА. Я никому его не отдавала, я просто вычеркнула его из своей жизни.
КИРИЛЛ. Но почему?!
КИРА. Он позволил ей смеяться надо мной. Разве такое можно простить?
КИРИЛЛ (берёт КИРУ за руку). Как же я рад, что ты оказалась вдруг здесь, в моём городе, а я - в твоём проекте. (Приобнимает КИРУ за плечи, она морщится.) Ты так морщишься, словно тебя сейчас не нормальный мужик обнимает, а зажимает какой-то там Кащей Бессмертный…
КИРА (рассмеявшись). Откуда такая параллель с Кащеем? Я ж не Василиса Прекрасная.
КИРИЛЛ (обиженно). Ты Василиса Премудрая.
КИРА. А-ха-ха! Ну и насмешил… А на самом деле, дорогой мой коллега, мне просто больно… Понимаешь, когда я была вот сейчас в Донецке, в моём родном городе, то вела себя очень неосторожно… Потому что никак не могла понять, что в моём прекрасном   Кировском районе, где я однажды родилась, сейчас война… Когда случился очередной прилёт, я шла к школе… Вот тут в школу и залетел снаряд… Я была на противоположной стороне улицы, поэтому до меня долетел только совсем небольшой осколок – небольшой, но очень острый. И впился он в моё предплечье. И довольно-таки глубоко. Но, слава Богу, в левое. Его извлекли, всё нормально, но прикасаться пока больно…
КИРИЛЛ (тут же отдёрнув руки). Кира! Прости меня!
КИРА. Ой, перестань – ты же не знал.
КИРИЛЛ. Не знал. И ещё не знал, как тебе сказать о своём решении ехать на передовую, чтобы снять репортаж для нашей передачи… Всё думал, как сказать тебе об этом, чтобы ты не рванула туда тоже. Но теперь, конечно, об этом не может быть и речи! Ты уже там побывала. Теперь уже точно мы с Потапычем сами...
КИРА. Кирилл, я, конечно же, много чего наснимала, но на свою камеру и только в городе – вы, естественно, сделаете всё профессионально и… и не только в городе.

В студию возвращается взволнованный ЖОРИН, но увидев КИРУ с КИРИЛЛОМ, резко останавливается.

КИРИЛЛ. И на передовой. Ну, насколько нас пустят.
КИРА (обнимает его). Но там война.
КИРИЛЛ. Я знаю. И, кстати, я служил.
КИРА. Кирилл, «я служил» - это почти игра в сравнении с тем, что сейчас там!
КИРИЛЛ. Я понимаю.
КИРА. Пока сам не увидишь – не поймёшь… Война – это когда пятьдесят на пятьдесят. Это когда смерть рядом. Это когда грохот орудий, от которых можно просто оглохнуть. Это сила воли ради торжества справедливости. Это когда и дождь, и грязь, и палящее солнце. И это когда страшно! Очень страшно! Но это и когда желание победить выше всех желаний – вот, что такое война.
КИРИЛЛ. Мы вернёмся.
КИРА. Вы вернётесь! Я буду очень ждать. (Обнимает КИРИЛЛА.)

ЖОРИН, с досадой сжав кулаки, резко разворачивается и уходит.
КИРИЛЛ очень осторожно ещё раз обнимает КИРУ за плечи.
Входит МИХАИЛ.

МИХАИЛ (лукаво). Да хватит врать – обнимает он её теперь. Сам же говорил, что она хромая.
КИРИЛЛ. Что?! Это когда ещё?
МИХАИЛ (пряча усмешку). Забыл уже?! Вспоминай. Когда говорил, что жениха среди генералов ей не найти.
КИРА (неожиданно задорно рассмеявшись). А-а-а-ха-ха-ха! Так я хромая и есть. Колено-то моё почти не гнётся. Память о Сирии.
МИХАИЛ. Ты была в Сирии? Ранение?!
КИРА. Да нет, что ты! Что ты! Так… оступилась.
МИХАИЛ. Для этого надо было ехать именно в Сирию?
КИРИЛЛ. Угу… Всего лишь оступилась, а шрам на полноги…
КИРА. А ты откуда это знаешь?!
КИРИЛЛ. Подглядел…
КИРА. Ничего себе!
МИХАИЛ. Да ты мерзавец!
КИРИЛЛ. Только один раз. Когда ручка упала и закатилась под стол… (КИРЕ.)  Да ты же видела, что я туда полез, но продолжала сидеть, закинув ногу на ногу…
КИРА. Видела, что полез. Но даже представить себе не могла, что ты будешь рассматривать мои ноги! Это же кошмар!
КИРИЛЛ. Что ты! Не такой уж и кошмар – вполне сносные ноги… Только вот, по-моему, кривоваты немного, а? (Хохочет.)
 КИРА. Что?
КИРИЛЛ. Я хотел сказать, что… вот если бы не этот жуткий рубец… Мне прям страшно стало.
КИРА (смеясь). Ну, раз уж это случилось, раз уж это стало обнародованным фактом, то опровергать смысла нет - придётся смириться. Конечно, какой-такой мне теперь жених! И мечтать не надо! Кто ж меня кривоногую хромую возьмёт?
КИРИЛЛ. Я.
КИРА. Ты?!
МИХАИЛ. Что?! Ты ж закоренелый!
КИРИЛЛ. А что делать… Если её теперь ни к кому больше не пристроить, то... Я ж обнародовал – мне и ответ держать. Гражданская ответственность. Да и, корпоративная этика, в конце концов – мы же друг за друга в ответе…

Смеясь, КИРА И КИРИЛЛ уходят.
Вбегает гневная ЮЛИЯ.

ЮЛИЯ. Это что сейчас такое было?! Она что себе позволяет?!
МИХАИЛ. Юленька, это ты?! Пришла в себя?
ЮЛИЯ. Прекрати немедленно!
МИХАИЛ. Даже так? Тогда… кто бы говорил! Или это она виновата, что тот, кто готовился к эфиру, ударился в бега и притворился гардеробной стойкой, прислонённой к уголочку?
ЮЛИЯ. При чём тут это?! Я не про эфир! Хотя и эфир – полный отстой. Позор! Такого у нас ещё не было! Она же просто охаяла их! И ничего толком не рассказала о подвигах этого человека! А он ас! Он превосходен! Он интеллектуал! Он… Он…
МИХАИЛ. Такое ощущение, что что-то подобное про данного достойного человека я уже слышал… Только говорилось всё гораздо спокойнее… И тем самым, убедительнее.
А где ты его нашла?
ЮЛИЯ. Не твоё дело.
МИХАИЛ. О, как! Но с его семьёй всё же как-то неловко получилось…
ЮЛИЯ. Ты про то, что у него вторая жена? И что? Имеет право столько их иметь, сколько захочет.
МИХАИЛ. Так она ему, вроде, как и не жена даже.
ЮЛИЯ. Ну, официально не жена… Но они венчаны.
МИХАИЛ. Слушай, такая мысль сейчас меня посетила! А не придумать ли нам ещё цикл передач под названием «Как стать генеральшей»?! Тема – супер просто! Говоришь, венчаны… А разве можно венчаться, если официально в другом браке?
ЮЛИЯ. Ну, мало ли почему он не развёлся официально, может, бывшая развода не даёт… Знал бы ты его первую! Юрий Юрьевич с ней так намаялся, что никому не пожелаешь.
МИХАИЛ. Ты её знала?!
ЮЛИЯ. Я знаю мать Юрия, она мне всё про его бывшую рассказала!
МИХАИЛ. Мать в семейных вопросах сына, к сожалению, необъективный свидетель.
ЮЛИЯ. А мне и сестра его подтвердила, что первая жена у него была ещё та гопница! Ей во что бы то ни стало надо было самоутвердиться! И способы для этого она выбирала такие, что Юрий только и делал, что вызволял её из всяких ситуаций! Она втягивала его в такие передряги, что не дай Бог! Никому такой жены не пожелаешь!
МИХАИЛ. А эта хорошая?
ЮЛИЯ. Да тоже не подарок. Несёт себя… Бедный Юра.
МИХАИЛ. Уже даже Юра?
ЮЛИЯ. Не твоё дело.
МИХАИЛ. Ну, да. Ну, да... Значит, эфиром ты недовольна. А чем ещё? Ты же хотела что-то другое мне рассказать?
ЮЛИЯ. Да видела и слышала, как вы тут беседовали… И как она хвостом перед Кириллом вертела. Замуж захотелось. Старая и хромая, а всё туда же… Столько достойных девчонок, а эти старух обхаживают.
МИХАИЛ. А эти – это кто?
 ЮЛИЯ. Да мужики. И чем только думают?
МИХАИЛ. Ну, да. Ну, да. И чем они думают… Вот представляешь, я ж недавно только развёлся и ещё помню, что думал головой, а теперь вот сам удивляюсь – чем думаю? Вот если б ни такие достойные соперники, то… То и я неизвестно чем сейчас начал бы думать.
ЮЛИЯ. Миша…
МИХАИЛ (удивлённо). Да…
ЮЛИЯ. Миша…
МИХАИЛ (встревоженно). Что случилось?!
ЮЛИЯ. Миша, только не отказывай сразу! Сначала подумай…
МИХАИЛ. Да что такое, Юля?
ЮЛИЯ. Миша, возьмите меня с собой. Я… Я тоже хочу поехать…
МИХАИЛ. Куда?
ЮЛИЯ. На войну.


Сцена двенадцатая.

Студия патриотических программ.
На экране видеоролик о подвиге генерал-майора Канамата Хусеевича Боташева под песню «Если в небе ты живёшь, генерал».

КИРА. Вот так получилось в этот раз – репортаж с очередным героем мы снять не успели… И он к нам приехать не успел… Генерал-майор, герой России Канамат Хусеевич Боташев – наш современный Валерий Чкалов… Он был отчаянным и любящим риск, и он не мог жить без неба. Как сокол… Да, порою талантливые и склонные к риску люди идут наперекор инструкциям, но именно такие личности больше всех готовы к подвигу и самопожертвованию. И никто не откажет им в праве называться истинными патриотами Отечества. Вечная память герою России Канамату Боташеву, вечная память всем, погибшим за освобождение Украины от нацизма!

Раздаётся звук метронома. КИРА жестом предлагает зрителям подняться.

Почтим память погибших минутой молчания…

Метроном, отстучав минуту, затихает. КИРА жестом предлагает всем сесть.

 Дорогие зрители, телезрители, прощаясь, мы, как всегда, показываем вам фотографии участников наших программ. Дорогие наши воины, защитники, возвращайтесь с победой!

  Под аплодисменты КИРА отходит в сторону, кому-то звонит.
На заднике проецируются фотографии героев, которые принимали участие в передачах, среди них и фотография ЖОРИНА.

ГОЛОС. Наконец-то! Почему ты не отвечала, мама?
КИРА (в телефон). Сынок, у меня же был эфир! Что случилось?
ГОЛОС. Мне сегодня звонил отец. 
КИРА. Отец?!
ГОЛОС. Да. Он… он на фронте.
КИРА. Как, на фронте? Когда же он успел? Он только вот на днях был у нас…
ГОЛОС. «На днях»… Две недели уже прошло.
КИРА. Да?! Не могу поверить.
ГОЛОС. Мама, я тут вдруг вспомнил, что его оберег ведь у меня! То есть, в моей ростовской квартире…
КИРА.  Нет, сын, он уже у отца. Отдала ему после эфира. Я же в Донецк через Ростов ездила… Забрала.
ГОЛОС. Я рад.
КИРА. Я тоже…
ГОЛОС. Но… Почему он мне позвонил? Почти год молчал.
КИРА. Чтобы сказать, как он тебя любит.
ГОЛОС. Но он этого не сказал.
КИРА. Но ведь ты же это понял.
ГОЛОС. Мама, знаешь… я горжусь своим отцом.
КИРА. Я тоже горжусь… твоим отцом…

Начинает звучать патриотическая музыка. Актёры выходят на поклоны.