Хорошие люди Дерсу Узала и Андрей Чамбайшин

Евгений Суздальцев
На минувшей неделе Анучинский район отметил свой 88-ой день рождения. История муниципалитета богата событиями, насыщена человеческой деятельностью, у каждого поколения, сменяющего предыдущее, свои собственные оценки и жизненные устремления. Люди меняются и в то же время остаются прежними. Нам, ныне живущим, порой кажется, что все, кто нас окружает – соседи, коллеги, родственники, просто посторонние люди со знакомыми лицами - все наши современники одним словом - и есть прямые наследники наших предков, населявших местность, которую мы привыкли считать своей родиной. Однако причины для такого глубокого чувства исторической наследственности, если и могут присутствовать у русского человека, то лишь у того, кто проживает на западе нашей огромной страны, в местностях, имеющих многовековую национальную историю. Нам же, дальневосточникам, не стоит забывать, что мы - приморцы, хабаровчане, сахалинцы - стали местными жителями не так уж и давно – всего лишь каких нибудь полтора века назад. А настоящие местные народности – уссурийские тазы и гольды, амурские удэгейцы и нанайцы, сахалинские нивхи и айны, сегодня всё с большим трудом сохраняют свою самобытность и составляют лишь мизерную часть от общего населения Дальнего Востока. Они исчезают, попросту растворяются в огромном, бурлящем котле современного человечества, Что ж, этнографические и демографические процессы развиваются на разных временных этапах согласно историческим факторам глобального масштаба. И как знать, не приобретёт ли облик славянского дальневосточника спустя пару столетий ярко выраженные китайские черты…

В Анучинском округе коренных дальневосточников, имеющих право похвастаться принадлежностью к местному этносу, осталось совсем немного – на пальцах одной руки можно пересчитать. Один из таких достойных людей – Андрей Михайлович Чамбайшин. Он – чистокровный гольд, корни его принадлежат тому же племени, сыном которого был Дерсу Узала. Трудно найти человека, не знакомого с Андреем Михайловичем. Он чрезвычайно обаятелен, очень тактичен и вежлив, умён и рассудителен, а самое главное – неизменно дружелюбен к окружающим. Общаясь с ним, постоянно ловишь себя на мысли о его схожести с героем В.К.Арсеньева. Может быть, автор сумел в своих трудах создать некий обобщающий образ человека, живущего в полном единении с родной природой, но скорее всего, Владимиру Клавдиевичу и придумывать ничего не пришлось. Ведь гольды – это люди, для которых тайга – дом родной. И это не просто оборот речи, это – факт. Так или иначе, убеждён на все сто: если желаете своими глазами увидеть Дерсу Узала, пообщаться с ним, поговорите с Андреем Михайловичем Чамбайшином. Единственное его отличие от своего соплеменника, жившего более века назад, это правильный и без акцента русский язык. Хотя некоторое своеобразие в тембре голоса, особенности ритма речи всё же имеются.
- Гольды – охотники, а тазы, нанайцы – рыболовы, - рассказывает Андрей Михайлович, - мой отец тоже занимался пушным промыслом. Получал за пушнину деньги, провиант. Он был 1893 года рождения. По его рассказам, гольды жили стойбищами и очень много в то время болели, умирали.  Оспа. Уже тогда бок о бок с местными народностями проживали русские. Очень много было староверов – целые деревни. Позже стали прибывать переселенцы, главным образом с Украины. У гольдов было и племенное и социальное разделение - родовые кланы побогаче и победнее. Чамбайшин, Фуньсун, Кынцын. Но родственные связи устанавливались и между представителями различных фамилий, и между народностями – часто гольды брали в жёны, в мужья из  народности тазов и наоборот. А в советское время этот процесс смешения национальностей  только увеличивался. И язык становился всё более смешанным. Но мои мама и папа оба были из коренных  гольдов. Я родился в 1949 году. В семье нас было пятеро братьев и четыре сестры. Сегодня мы остались вдвоём со старшим братом Владимиром. Родились мы в Чугуевском районе, было там, на реке Сыдагоу, небольшое национальное поселение -село с таким же названием. А когда мне исполнилось всего четыре месяца от рождения, нас со всего Приморья всех переселили для компактного проживания – часть в Пожарский район, часть в Ольгинский район, в село Михайловку. Там, в Михайловке, я жил, вырос и школу там окончил. В нашем классе было примерно поровну гольдов, тазов и русских. А в Сыдагоу я первый раз приехал на мотоцикле, когда уже взрослым стал – интересно было взглянуть на родную деревню. Но её уже не было. Речка стала называться Извилинка, а деревня – домов двадцать - перебралась на другой берег. Ни гольдов, ни тазов в ней уже не было.

Андрей Михайлович внешне невозмутим. Он спокойно и размеренно повествует о своей жизни в современном мире, передаёт слова отца, рассказывавшего о прежней жизни. Отец – таёжник, охотник-промысловик. Сын – шофёр, начальник районной Госавтоинспекции, майор милиции-дежурный в РОВД. Но и охотник – пусть и любитель, не зарабатывающий промыслом на жизнь. Внук – начальник уголовного розыска в одном из городов Приморья, подполковник. На охоту бегать некогда. Цивилизация изменила жизнь рода со скоростью и мощью тайфуна. Всего лишь три поколения и всё – гольд современный узнаёт о жизни предков из литературы и кинофильмов.

Но однажды судьба дала всё же Андрею Михайловичу шанс вернуться во времена молодости своего отца и даже окунуться с головой в атмосферу тревоги и радостного ожидания перемен к лучшему, характерную для эпохи слома устоев. Русские принесли в глубинку свежий ветер перемен. Они активно осваивали дальневосточные окраины огромной страны, дали местным народам шанс выбраться из многовековой ямы нищеты. Они приструнили местных разбойников-хунхузов. Двадцатишестилетний Андрей Чамбайшин три дня жил этой жизнью… в 1907 году. Такая вот волшебная сила искусства. Вернее – киноискусства.

Заинтригованы? Тогда спешу объяснить. В 1975 году японский кинорежиссёр Акиро Куросава снимал фильм «Дерсу Узала». Съёмки обеспечивал наш «Мосфильм», задействованы были советские актёры, использовались площадки в разных уголках Приморского края, в том числе и Анучинского района, где к тому моменту проживал Андрей Чамбайшин со своей семьёй. Как представитель народности гольдов, он был приглашён для съёмок в сцене встречи отряда самообороны от хунхузов с отрядом Арсеньева. С Андреем вместе снимались его земляки из Ольгинского района. Вот как он сам сегодня вспоминает о тех днях: - Да, мне довелось в массовке сниматься в фильме Дерсу Узала. Нашу сцену снимали три дня на Пьяном ключе – это по лесной дороге от Новогордеевки до Муравейки. А вот следующую сцену, где спасали утопавшего в бурной речке Дерсу, это уже в Яковлевском районе снимали.

Я лично общался со многими людьми из съёмочной группы, и с Акиро Куросавой, и с Соломиным, и с Мунзуком…  Все они показались мне хорошими и добрыми людьми. Они приходили ко мне домой, в гости – им ведь интересно было узнать, как я живу, что в моей жизни осталось характерного для гольдов. Национальные особенности искали, наверное. Им же невдомёк было, что к тому моменту гольды от русских отличались практически только своим обликом, а по образу жизни уже никаких отличий не было. Я даже в то время проживал в благоустроенной квартире, «на этажах».  Просили всё меня, чтобы я им в тайге элеутерококк показал – почему то он им казался таким же легендарным растением, как и женьшень. Может, они считали, что гольд - дитя природы, лучше других посвящён в её тайны. Пришлось открыть им глаза и объяснить, что каждый раз, когда страшно ругаются, вытаскивая из всех своих частей тела колючие занозы, они имеют дело с тем самым загадочным растением,  которое им так хотелось увидеть…

Куросава был во время работы на съёмках очень строгим и требовательным, а в общении – доступным, не заносчивым. В разговоре участвовал переводчик. Японский режиссёр был со своей женой, сам он был худощавый, высокий, а жена – маленькая. Мунзук, актёр, исполнивший главную роль, по национальности - тувинец. Был он профессиональным актёром, хоть и мало снимался. В лесу нас кормили во время съёмок – походная кухня была, кашу варили. По сценарию казаки сопровождали Арсеньева и специально для съёмок из цирка лошадей привезли.

 Вообще, конечно, я понял, что съёмки большого настоящего кино – дело очень сложное и увлекательное. Мне запомнились на всю жизнь эти три съёмочных дня, итогом которых стало моё трёхсекундное участие в фильме, получившем премию Оскара. В шеренге отряда самообороны, двигающейся на встречу с отрядом Арсеньева, я – в центре.

Последний из могикан, последний из удэге… Андрей Михайлович Чамбайшин. Последний из гольдов. Что и говорить, от аналогии удержаться трудно. Да он и сам всё понимает и воспринимает сложившуюся ситуацию спокойно, как неизбежность. А куда деваться, если в своём племени не осталось людей для продолжения рода! Не оставаться же вовсе без наследства! Жизнь продолжается и не так уж важна чистота этнической составляющей твоих внуков и правнуков. А вот по какому поводу действительно нужно переживать, как считает Андрей Михайлович, это разрушение той среды обитания, которая всегда являлась родной для гольдов и должна была стать такой для всех поселившихся на Дальнем Востоке за последние полтора столетия людей – каких бы национальностей и вероисповеданий они ни были. Стала ли? Смогли мы или нет в двадцать первом веке избавиться, наконец, от психологии временщика? Ответ, к сожалению, очевиден… Когда мы перестанем относиться к тайге и рекам, к горам и болотам лишь как к неисчерпаемым кладовым? Неужели только когда всё таки растратим все драгоценные запасы? А ведь эти запасы – не только ценные ресурсы для нас, людей. Они ещё и дом родной для рыб и змей, для птиц и, конечно, для амбы. Одним словом, для всех живых существ, которые – тоже люди… Хорошие люди… Так говорил Дерсу Узала, помните?

А что касается фильма Акиро Куросавы, он прекрасен! Жаль только, что гольд Андрей Чамбайшин сыграл в нём лишь трёхсекундную роль. Молод был. А вот сейчас он как раз в возрасте Дерсу Узала, каким он был во времена экспедиций Арсеньева. И в главной роли смотрелся бы просто идеально! По крайней мере, лично у меня, после прочтения книг Арсеньева, сложился образ Дерсу Узала в точности похожий на Чамбайшина. Мне и раньше казалось, что проводник великого путешественника был именно таким. А после личного общения с Андреем Михайловичем, я просто в этом убеждён!