Ранняя Груша. Часть первая, глава двенадцатая

Владимир Цвиркун
               
  Денис стоял внутри своего ларька и, от нечего делать, поправлял ценники на товарах. От волнения сигареты одна за другой появлялись у него на губах. Полдня прошло, а он продал только две пачки печенья и одну шоколадку.

– Привет, бизнесмен, – поздоровался, улыбнувшись, Лёха. – Как торговля?
– Скучаю, друг. Только подходят и спрашивают: это почём, то почём.
– Так везде. Не волнуйся.  У тебя спрашивают почём колбаса, а ты отвечай, мол, для тебя, красавица, уступлю в цене. Или, сударыня, бери, продам подешевле. Иногда конкуренты интересуются, почём ты продаёшь товар. Приглядывайся к людям, хитри по обстоятельствам.

– Почём колбаса, ребята? – вдруг раздался басистый голос мужчины.
– Если возьмёшь больше кило, то уступим в цене,– вдруг нашёлся Лёха.
– Да мне на свадьбу, милок. А у вас, случаем, водка есть? – продолжил озабоченно покупатель. – А то в нашем сельпо хоть шаром покати: ничего нет.
– Для тебя, дружище, найдём, что пожелаешь. Подгоняй машину.
– Я счас. Тута со мной племянник на «Жигулях». А вы не обманете?
– Будем, отец, считать вместе. Подъезжай.

– Ну, Лёха, с тобой мне фартит. Смотри на сколько продал, – сжимая в руках толстую пачку денег, радостно произнёс Денис.
– Это, друг, дело случая. А, может, и ты под счастливой звездой родился. А?
– Нет, ты смотри: только подошёл, и сразу такая выручка.
– Эй, братва, бухалово есть? – спросил не бритый мужик.
– Чего и сколько? – Лёха оглянулся по сторонам.
– С утра горело, залили, а сейчас вновь разгорается.
– Умно рассуждаешь,– похвалил Лёха страдальца. – Как тебя зовут?
– Ну, Волоха.
– Ты, Волоха, когда надо, приходи сюда. Поможем. И домой дадим под честное слово.
– Соображаю. Принято. Возьми деньги.
– Лёха, ты – прирождённый торгаш.
– Учись. Уверен, что и у тебя пойдёт дело так, что меня будешь наставлять.
– Ты думаешь, у меня получится? – посмотрев на друга и кладя выручку в коробочку, спросил Денис.

– А теперь, пока никого нет, прикинь свою выгоду. Учись деньги считать быстро.
– Учусь, Лёха, учусь. Ох, надо закурить.
– Вы что новенькие? – вдруг спросил подошедший милиционер.
– Да, открылись недавно, – ответил Лёха.
– Дай бутылец и заверни.
Денис растерялся, не зная, что делать. Посмотрел на приятеля.
– Вот, товарищ капитан, беленькая и на закуску домашние пирожки.
– Молодцы. Работайте дальше.
– А что это за клиент? – спросил Денис.
– Это участковый. Тут уж вынь и положи без разговора. Начальство надо знать в лицо.
 – А пирожки-то мне тётка на обед положила, а ты…

– Смотри, как они пригодились. Не жалей. Пусть тётя Варя их каждый день печёт. Купи ей мешок муки. Пирожки – еда ходовая. Имей их всегда под рукой. И сам перекусишь, и для продажи сгодятся. Да и их аромат будет привлекать покупателей. Правильно?
– Точно, Лёха. Ты меня просто на ходу учишь.  Откуда пришёл-то?
– Пришёл подставить тебе плечо. Волнуюсь, ведь, за друга. Новое дело же начинаем.
– А, может, Лёха, тебе перебраться ко мне?
– Нет. Прежнюю свою работёнку  бросать пока не буду. Постараюсь наведываться к тебе почаще. Я понимаю: вдвоём и батьку бить легче. Так?
– Так, если люди говорят. А сегодня ты со мной или как?
– С тобой, Денис, с тобой.
– Чем торгуете, хлопцы? – разглядывая подслеповатыми глазами товары, спросила  полная женщина.
– Да едой всякой и тем, что к еде положено, – уже условно ответил Денис.
– А мне как раз и к еде нужно. В магазинах не достанешь, там такие очереди. А мы на днях внука в армию провожаем. У вас какая?
– Да самая простая.
– Давайте десять бутылок простой. А колбаса есть?
– Имеется, тётушка. Ты заходи, посмотри. Какая понравится, ту и бери, – предложил Денис.
– Мне вот эту толстую качалку, да ту, что посуше, колёсиком. Значит, штук пять. И консервов по паре баночек. – Она указала каких. – Вот вроде всё. Фу ты, чуть не забыла. Курева мужикам дайте – «Примы».
– А донесёшь, гражданка? – поинтересовался Денис.
– Да тут недалече до автобусной остановки. Донесу. Не впервой нашей сестре. Слушайте, ребята, а вы не возьмёте у меня сгущенное молоко? На работе мужу и сыну вместо зарплаты выдали. Может, я привезу и оптом сторгуемся. Договорились?
– Привози. А как тебя зовут, – спросил Денис.
– Нинка я. Из Белогорья. У нас там завод перерабатывает молоко.
– Приезжай, Нинка, приезжай. Сговоримся, думаю. Нам всё равно, чем торговать.
– Вот и славненько.

  Тётка ушла, а Денис удивлённо посмотрел на Лёху:
– Что, правда, людям платят вместо зарплаты товаром?
– Сгущёнкой это ещё хорошо. Вот  сельхоззавод вместо денег выдаёт лопаты, вилы,    совки. И так повсеместно. Продукцию предприятий сейчас берут плохо.  И, стало быть, финансов свободных у них нет. Нет, понимаешь Денис, оборота капитала. Рынок встал.   Его сейчас двигают мелкие торговцы. Приветствуется и бартер. Это, значит, обмен.
– Во как. А тут живёшь и жизни не знаешь, – озабоченно произнёс новоявленный продавец.
  Уже стемнело, когда друзья подсчитали выручку.
– Неплохо, – заключил Лёха. – Для первого дня даже слишком хорошо. Дай-ка мне зелёную купюру.
– Это ты себе?
– Сейчас, Денис, товар приберём, палатку закроем, а эту купюру милиционеру, что дежурит на привокзальной площади, отдадим. Сообразил?
– Да у тебя тут всё схвачено, Лёха.
– Конечно, не всё, но многое.

      (Продолжение следует)