Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 3

Андрей Грачев 2
Глава третья: затишье перед бурей.

Первая половина 42-го года для эскадры не была богата на события. Эскадра в основном занималась восстановлением матчасти. Если в 41 году все четыре её группы действовали на одном направлении, и только в отдельных случаях отклонялись чуть южнее, то теперь район действия был расширен. К слову, в то время это была единственная эскадра Восточного фронта, имеющая четыре группы.

Теперь район действия эскадры охватывал Смоленскую, Брянскую, Калужскую, Новгородскую, Тверскую область. При этом, активных боевых действий на этих участках не шло, всё самое интересное происходило в районе Ленинграда, где действовали "зелёные сердца", и на юге страны. Эскадра держала "спящий фронт". До августа 42 года боев она вела немного. Тем не менее, в этот период тоже были эпизоды, которые для нас интересны.

24 января был в бою сбит и ранен командир II группы хауптман Хартманн Грассер, имевший на тот момент 46 побед на счету. Он атаковал группу ДБ-3, сбил один из них, но затем был сам подбит очередью стрелка. Он дотянул до своих позиций и сел на брюхо, самолёт при посадке разбился, а ас отправился в госпиталь.

10 февраля был сбит в бою с советскими бомбардировщиками и штурмовиками в районе Чертолино сбит был и погиб фельдфебель Герхард Вилле из 4 отряда, имевший на счету 13 побед. Сбил его капитан Бобров Владимир Иванович, командир эскадрильи 237-го иап, весьма известный лётчик, один из лучших асов Испанской войны. Заметив группу бф-109, которые вели бой с советскими бомбардировщиками, Бобров, не сближаясь вплотную, дал залп РС, после этого залпа один из бф-109 взорвался в воздухе.

11 февраля был сбит в районе Сычевки командир 7 отряда оберлейтенант Хельмут Лохофф. Он совершил вынужденную посадку и попал в плен. Немцы решили, что его сбили стрелки бомбардировщика, но на самом деле всё было иначе. По советским данным, немцы действительно атаковали Пе-2 и сбили один из них. В этом бою не было сбито никаких бф-109. В это время пара "Яков" 521-го иап совершала вылет на патрулирование и внезапно обнаружила одиночный ю-88. Атака была очень неудачной, самолёт не только не был сбит, но ещё и ведущий пары, Чемеричкин Михаил Афанасьевич, потерял из виду ведомого. Раций на "Яке" не было, и ведомый попросту не понял знаков Чемеричкина, который крыльями дал сигнал к атаке. Таким образом, пилот остался один. И тут на него вывалились два бф-109 из 7 отряда. Ведущим был Лохофф, а ведомым - Шак, в будущем известный ас. Они взяли крепко в оборот Чемеричкина. К счастью, первая атака оказалась неудачной, Чемеричкин успел среагировать. Но потом пришлось биться на виражах. Наконец Чемеричкин, заложив крутой вираж, поймал в прицел одного из бф-109 и сбил его, однако тут же попал под очередь его напарника. Самолёт тут же начал штопорить, Чемеричкин его смог вывести из штопора и тут же ушёл в глубокое пике, надеясь стряхнуть бф-109 с хвоста. Шак на это не повёлся и спикировал следом. Чемеричкин был атакован на выходе из пике. "Як" вспыхнул, как спичка. Но... у Шака закончился боезапас, и он вышел из боя. Чемеричкин на пылающем самолете кое-как сел, самолёт при посадке разлетелся на куски, но пилот отделался травмами. Шаку, кстати, победу не засчитали по причине отсутствия свидетелей, да и падения он не увидел. Лохофф, сбитый Чемеричкиным, имел 17 побед на счету.

До мая особенных событий в жизни эскадры не было, зато в 20-х числах мая эскадра потеряла сразу двух выдающихся асов. 22 мая в районе Мценска сбит был командир 5 отряда лейтенант Ханс Штрелов, имевший 68 побед на счету. Сбит он был огнём воздушного стрелка Пе-2, совершил вынужденную посадку и, не желая попасть в плен, застрелился. 29 мая в районе Поддорье, это уже Новгородская область, сбит был лейтенант Эрвин Флайг, командир 2 отряда. Он попал в плен. Под советским данным, пилот, охраняя транспортники Ju-52, вёл бой против 24-го иап. В бою им был сбит и погиб пилот Мицкевич. Однако затем ас был сбит огнём ЗА. На счету Флайга было 66 побед. Таким образом, эскадра потеряла за несколько дней двух кавалеров РК, правда в обоих случаях сбили их не истребители.

Зато 31 мая лётчики сбили сразу двух лётчиков JG51. Снова немцы из первой группы сопровождали JU-52. Их атаковала сводная группа 238-го и 485-го иап. 485-й иап был своего рода элитной частью СЗФ, где служил ряд очень сильных асов. Правда, летали пилоты в то время на "Харрикейнах", отзывы о которых были крайне негативные. Но у "Харрикейнов" был один плюс, который стоит много - отличная рация, которая позволяла вести осмысленный бой. Конечно же, их использовали только до тех пор, пока не появились гораздо лучшие Р-40 и P-39.

Совместными усилиями были сбиты два бф-109. Пилот 1 отряда Эрих Перске погиб, а командир первой группы, хауптман Йозеф Фёзё, опытный и успешный ас был тяжело ранен и с трудом посадил горящий бф-109 на аэродроме Тулебли, после посадки он был списан. Победа была полная, одержана благодаря очень слаженной работе в группе. Ведущим группы был Борис Петрович Кондратьев, штурман полка. Победы эти записали на общий счёт. Фёзё на счету имел 24 победы, причём ещё в июле 41 года выбыл, будучи тяжело ранен в катастрофе (потеря небоевая). На этот раз Фёзё, который только недавно вернулся на фронт, снова был ранен и на фронт уже не вернулся, перейдя на должность командира учебной эскадры.

25 июня был сбит в районе Григорово фельдфебель Хельмут Хордт из 12 отряда и погиб. На счету этого аса было 25 побед. Обстоятельства его гибели следующие. В небе в указанном районе дежурили четверки 11-го иап на "Яках". Причём действовали грамотно: прячась в облаках, караулили немцев. Одна из четверок, заметив пару немецких охотников, внезапно её атаковала. И с первой же атаки сбила бф-109. В общем, немцев побили их же оружием. В 42 году случай довольно редкий, большинство побед, как мы видели, одерживались в групповых боях, где немцы имели изначально инициативу. Данную атаку провел лётчик Бычков Виктор Алексеевич.

4 июля в районе Чертолино был сбит оберфельдфебель Бернхард Лауш из 8 отряда JG51. Это был весьма опытный ас, имевший 39 побед на счету. Он погиб в том бою. Хотя немцы указали, что он был сбит при атаке на Пе-2, на самом деле это был бой против "Илов" (в указанном районе атак по Пе-2 за день не отмечено). А именно: группа 809-го шап вечером подверглась внезапной атаке бф-109, причём один из штурмовиков был сбит. По каким-то причинам штурмовики шли без сопровождения. Однако им повезло: как раз в это время вылет в указанный район совершала пятёрка и-16 728-го иап на отражение налёта ю-88. Однако появилась новая цель. "Ишачки" стремительно атаковали бф-109, увлекшихся атакой на "Илы". Первоначально было заявлено три победы, но, изучив обстоятельства боя, группе записали только одну победу. Это и был самолет Лауша. Примечательно, что ас был сбит на устаревшем и-16. Ещё любопытно: как и Хордт, Лауш пал жертвой внезапной атаки. Советские пилоты вполне изучили стиль немцев и стали активно его применять. Победу одержал очень известный советский ас, впоследствии Дважды Герой Советского Союза, Боровых Андрей Егорович.

Впереди эскадру ждали сложные бои в районе Ржева. В целом эскадра была к ним хорошо готова: появилось много новых асов и, что ещё важнее, появились ударные звенья, которые приносили много неприятностей советским пилотам. JG51 41-го года - эскадра личностей. Теперь JG51 стала эскадрой, где играли роль все члены звеньев.

С другой стороны, советские истребительные полки тоже быстро прогрессировали. В 41 году асов JG51 сбивали, но благодаря личному искусству, меткости, иногда стечению обстоятельств. Мы почти не находим в 41 году боев, где победа стала следствием успешного боя в составе группы. Теперь же в Советских ВВС появились полки, способные вести именно групповой бой, грамотно взаимодействуя друг с другом. Лучшим из полков, с которым немцам предстояло здесь иметь дело, был 5-й гиап, перенасыщенный асами. Полк, кстати, воевал на ЛаГГах. В литературе часто встречается утверждение, что ЛаГГ был плохим самолетом, однако на самом деле он во многом превосходил "Яки", прежде всего по живучести и вооружению. Кроме того, советские пилоты стали действовать агрессивнее, чаще брали инициативу на себя, пытались атаковать первыми. JG51 предстояло сложное испытание.