Талантливое уродство. 11. 03. 2023

Ольга Немежикова
НУ КАК ЖЕ МЫ УПУСТИЛИ ЗВЁЗДЫ!

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: мелодрама «Талантливое уродство» (11.03.2023) по произведениям Е. Марковой.
Режиссёры-педагоги: художественный руководитель курса, заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская и доцент кафедры мастерства актёра И. Б. Гудков.

У каждой из трёх героинь — Велты (Елизавета Опалева), Кати (Екатерина Мишина) и Алёны (Александра Шарапова) — своя судьба, навсегда связанная со столичным молодёжным театром. Каждая из этих женщин одержима желанием прожить жизнь по полной. Но когда счёт запредельно велик, ценой становится выбор, который всегда страдание. И здесь пути трёх женщин, как в русской сказке, расходятся: Алёна ценой страданий обретает личное счастье; Велта мнимым бегством от страданий его навсегда теряет; а Катя оступается и гибнет.

Однако на сказку спектакль совсем не похож, в нём всё как в жизни: «режиссёра» ненавидят не только в театре, «артисты» друг другу завидуют, ради шального успеха летит не одна голова, и, вообще, всё очень сложно.

Каждой истории отведено своё место в композиции спектакля. История актрисы Кати — центральная, она задаёт тему и название. История режиссёра Алёны служит связкой между всеми действующими лицами. История астрофизика Велты довольно обособлена, она началась 17 лет назад и окольцовывает спектакль.

Однажды в гримёрную Александра Смородина (Кирилл Черных) ворвалась восторженная девушка. Ворвалась как комета, ошеломила и тут же исчезла, за пару минут успев стать музой для молодого актёра. Не удивительно, что вскоре он бросился в Ригу добывать эту диковинную звезду. И сразу попал на бал, на дефиле, где «погиб» окончательно, потому что Велта по совместительству оказалась ещё и манекенщицей.
Показ моделей не только для Александра стал праздничным шоу: очаровательные девушки (Елизавета Опалева, Алёна Хорошая, Александра Шарапова, Екатерина Мишина, Алина Ярушина, Сай-Дажи Найдан) демонстрировали наряды каждая в своей манере, а молодой модельер в красном пиджаке (Георгий Рогоманов) был доволен своей коллекцией.

Александр свободен от предрассудков. Его не смущают разница в возрасте (Велта старше его на пять лет) и маленькая Кристина («Как зовут нашего ребёнка?»). Главное, Велта свободна! Значит, они прямо сейчас, на такси, решил он, могут ехать в Москву! Да только Велта не из тех, кто сразу бросается в объятия. Александру пришлось действовать спонтанно; но он актёр, он справился, а начавшийся дождик помог — ведь зонтик оказался только у него!

В эффектное приключение превратилось предложение руки и сердца. Иначе никак: жизнь этой околдованной звёздным небом женщины — красочный дамский журнал! Поразить её воображение непросто, но Александр снова её поразил.

Дело было на море. Сначала они кидали по воде камушки, радовались как дети. В подходящий момент Александр протянул Велте кольцо. Красивое кольцо, оно ей понравилось. Но…  Милый дамский каприз (очень смелый с её стороны) и кольцо вложено обратно в коробочку. Не успела она опомниться, как Александр следом за камушками и подарок отправил в море… Мы тут же перепугались за строптивую Велту и её рыцаря: что теперь будет?! Но Александр оказался на высоте, точнее, Велта там оказалась, потому что вскоре попала в ловушку: взлетела над песочком морским в гамаке, над которым темпераментные музыканты (Борислав Носатов и Александр Оленцов) отбивали знойное Bamboleo. Пока Велта обмирала от восторга и страха, Александр с земли нежно вещал: «Соглашайся, любовь моя, не то до зимы провисишь!»

Велта, безусловно, самая яркая и загадочная героиня спектакля. Понять её невозможно, разве что услышать... Со своим мелодичным латышским акцентом, неудержимым потоком интенсивного обаяния она неотразима. В ней нет ничего манерного — она свободно и естественно, как ребёнок, выражает свою натуру. Это про неё сказано: «от рижанки до парижанки — одно па». Она словно сияет холодным серебряным светом далёкой звезды — время над ней не властно. Не удивительно, что амурных дел мастер Александр Кречетов (Николай Братищев), оказавшись с Велтой наедине в гримёрной, в своём воображении протанцевал с ней чувственный танец, откуда не сразу вернулся. Однако Велту альковные интрижки, да ещё водевильного пошиба, нисколько не интересуют.

Супруги вместе 17 лет. Кристина родила внука и не желает сообщать имя отца. Велта пишет докторскую диссертацию, но что-то в жизни пошло не так: дочь повторяет её судьбу... Александр, волнуется Велта, озабочен больше работой — он стал настоящей звездой — чем отношениями с супругой.

Александр ни о чём не догадывается, он полностью ей доверяет. Ведь его Велта — самая-самая, ему с ней по-настоящему хорошо, так хорошо, что лучше не бывает: 17 лет Велта соединяет небо с землёй. И Велта тоже это понимает, но… Оказывается, она смертельно устала метаться между двумя мужчинами... Она даже пришла на приём к своим американским друзьям, супругам Ламберти (Алина и Филипп Ярушины).
Ослеплённая душевным смятением, она не чувствует в этих хищниках ничего инфернального.

Благородный Александр даже в минуту мучительного признания не хочет ни в чём упрекать Велту. Улетела комета... Он отходит в сторону, чтобы не сделать ей ещё больнее, ведь она, как тот злосчастный каблук, что задержал их на вокзале, так надломлена… «Ты такой молодой и выносливый, а он (начальник и руководитель её диссертации) медленно тает на моих глазах...» - пытается она оправдаться.
Александр, уже ни на что не надеясь, спокойно-обречённо то ли даёт совет, то ли подводит итог: «Одно дело — ухаживать за больным, другое — быть с ним». И в этом весь Александр Смородин — истинный Ромео, служитель святого искусства, способный любить невозможно, любить всё, что окружает любимую женщину, всё, что любит она. Именно в роли Ромео мы впервые встречаемся с Александром и готовы к тому, что их с Велтой история — про единственную в своём роде любовь.

Проходит полгода после ухода Велты. Ей нисколько не легче. Она тоскует по Александру, пассивно ждёт хоть какой-то развязки, в отчаянии упрекает его: «Ты даже меня не удерживал! Хотя бы для приличия!» А он, похудевший, осунувшийся, уже не принадлежит этому миру. Вскоре на съёмке во время исполнения трюка Александр разбился.

Велта в трауре, поникшая, ослабевшая, она похожа на падающую звезду. Её картина мира, её жизнь разлетелась вдребезги. Исчезли эмоции, вместе с ними — желание жить. Остались только мучительные воспоминания.

Однажды к Велте подошёл штатный драматург Пётр Сиволапов (Борислав Носатов) с просьбой помочь наполнить матчастью новую пьесу о космонавтах. С каким блеском в глазах, с какой одержимостью Велта принялась говорить о туманностях, чёрных дырах, белых карликах! Казалось, Велта сейчас взлетит! И всё вокруг взлетит вместе с нею! Страстная интонация, крылатые жесты, казалось, наколдовали ветер, который снёс всё, чтобы освободить место для созданных ею живых космических картин! Этот отчаянный крик души Велта вдруг завершила пророческим восклицанием: «Ну как же мы упустили звёзды! Это ...такой масштаб!»