на барже. Страничка из жизни

Юрий Трушников
Давно это было, в семидесятые. Мне восемнадцать.  Впереди был ничем не занятый летний месяц.
Я, конечно, мог себя куда-нибудь деть, но хотелось особенного. И тут сосед по улице, Сашка  Трушников предложил мне сплавать сопровождающим, на барже. По Туре, Тоболу, Иртышу и до Увата. И оттуда назад на той же барже. За две недели можно управиться. За это еще и деньги заплатят. Небольшие, но хорошие. Работы никакой, только охрана. Он уже ходил, ничего сложного. Причем весь груз крупногабаритный.
Сказано - сделано Сашка увел меня в пароходство, где меня без личных проволочек оформили и сказали, когда отходим. Инструктаж на месте, перед отплытием проведет старший, который  пойдет на буксире, а на барже только мы вдвоем. Необходимо взять с собой продукты в дорогу - макароны, крупы, тушёнка, сухари, или сушки. Главное - больше курева. Обязательно удочки и закидушки, а у Саньки еще и морда  есть. Я купил еще  средства от комаров – много всяких, вплоть до одеколона      
   «Гвоздика» и так по мелочи еще.

Все остальное Сашка по знакомству оптом взял. Когда он за мной зашел его рюкзак был размером с меня. У меня не меньше, да еще и удочки и мешок с рыбацкими припасами, леска, поплавки, грузила, прочее. Попрощался с родителями и отправился в свое первое самостоятельное путешествие.
Погрузились на баржу. Скоренько познакомились с командой буксира, Сашка их всех знал.
Старший (не помню имени) сказал: «В Увате разгрузимся,  и порожняком назад, думаю, дней в десять обернемся».
 Каюта на две шконки, столик, напротив маленький камбуз с газовой плитой на две конфорки. Посуда, кастрюли, сковороды в шкафчике, там же соль и подсолнечное масло, кроме того, пакет с мукой.
 Расположились, разложили вещи, разобрали снасти, вскипятили чайник и заварили чай.   С кружками ароматного чая вышли на палубу. Я, облюбовав место у кнехта (причальная тумба, обмотанная канатом)- удобное сиденье и обзор великолепный. Взревела сирена на буксире, с причала сбросили швартовые концы.
 У кормы буксира появился бурун воды, и буксир потихоньку отошел, а за ним и мы отвалили. Путешествие началось. Погода великолепная. Впереди дорога по реке, рыбалка, полное безделье, прерываемое купанием на стоянках. Вот так мы и шли (отмечу – шли, плавает только оно!).
Весь день неторопливое покачивание, созерцание редких деревушек на берегах. Утром чай с бутербродами. В обед макароны по-флотски, позже стали варить уху  и жарить рыбу. Готовили вместе. Обедали и ужинали  не спеша.
На ночь буксир причаливал к берегу, заводили швартовы и с нашей баржи.
И вот тут, мы купались до одурения, а потом рыбачили.  Бросали  морду, а вечером доставали ее полную рыбы, ставили закидушки и порой вынимали неплохих язей по килограмму весом.
Рыбачили и на поплавушки, ради спортивного интереса.
Однажды я подсек небольшого чебачка и потихоньку выводил его к берегу, не поднимая. Внезапно от прибрежного камыша в сторону моей добычи рванулся небольшой бурун воды, и я увидел, что это щучка. Она с размаху ударила по чебаку, и он полностью исчез в ее пасти. Я потихоньку стал выводить эту парочку, предвкушая добычу. Щука велась, не делая рывков. И только у берега выплюнула чебачка. Видимо распробовала. Я его конечно, кинул в реку, так как он был основательно изжеван. Тут же эта, или другая щука моментально его схарчила.  Не избежал он участи стать обедом.

Накупавшись и нарыбачившись, мы занимались засолкой рыбы и приготовлением ужина. Уже через день  вся палуба была перегорожена натянутыми лесками с вялившейся  рыбой - чебаки, окуни, подлещики.
Первым городом на пути был Тобольск. Пришвартовались. Я предложил потянуть спички, кому остаться на охране груза, хотя кому он нужен? Железо, мешки с крупами, покрышки и прочее не вкусное.
Сашка сказал: «Иди один - я уже по Тобольску поползал - ничего особенного. Бухла легонького купи, но чтобы старший не видел,  курева докупи и к чаю чего-нибудь». Небольшой аванс нам выплатили. Общак был.
Я побрел по городу. Что сказать? Тобольск – это патриархальный,  старинный город. К тому же – это родина моего отца и он меня в 14 лет сюда привозил.
Я «взял языка». Дошел до Кремля, забрел на кладбище. По приметам нашел крест предков – поклонился и через магазин пошел назад. Пришел на берег, поднялся на борт,  тщательно пряча приобретенные припасы.
Отшвартовались и пошли дальше. Мы приготовили царский ужин. Нажарили рыбы, сделали салат из зелени. Сметану и зелень я купил. Бутылочка Гурджаани украсила стол. Помню название потому, что это была редкость в Тюмени (взял три, но Сашке не говорил - сюрприз будет).
Плавание продолжилось. Легкое покачивание палубы, к которому привыкаешь и постепенная смена пейзажа за бортами, свежий запах воды, легкий ветерок располагали к мечтаниям и размышлениям.  Сидишь у кнехта, куришь, или пьешь чай и планируешь, что на стоянке надо починить морду, наладить еще одну удочку, перебрать запасы, наточить ножи и что-нибудь еще, по мелочи. Странно, но скучно мне не было.
Я нисколько не жалел, что подписался на это путешествие. Старший сказал, что в Увате разгрузимся и назад. Попутного груза не будет. Так что в неделю уложимся точно. Так оно и получилось. Прошелся по Увату. Типичное современное северное село.
Обратный путь прошел без приключений и событий. Пришли в Тюмень. Я занес мешок вяленой рыбы домой, выбрался из объятий мамы и отправился в пароходство получить расчет.
Так закончилось мое путешествие по северным рекам. Так была перевернута еще одна увлекательная и интересная страница жизни.