НА ТОРПЕДЕ - НА ВРАГА
«Доплыл, увидел, уничтожил»
Изучение зарубежного опыта в деле создания специального подводного транспортного средства «человек – торпеда» для проведения морских разведывательных и диверсионных операций стало предпосылкой его создания в ВМФ Советского Союза.
Во время Первой мировой войны военными инженерами итальянского флота на базе обычной торпеды были сконструированы два аппарата, предназначенные для скрытной доставки диверсантов к предполагаемой цели. Они получили название «Миньятта» («Пиявка»), могли развивать скорость до 2 – х узлов и несли на себе двух человек, сидевших в торпеде, их головы и плечи при передвижении выступали над водой. Именно на одном таком аппарате два итальянских офицера, преодолев мощное заграждение входа в военно – морскую базу австро – венгерского флота, в ночь с 1 на 2 ноября 1918 года, сумели подобраться к флагманскому линкору «Вирибус Унитис» и установить на подводной части его борта мины с часовым механизмом. Сильный взрыв уничтожил военный корабль водоизмещением 21 тысячу тонн, погубив 400 человек экипажа.
Более совершенней стали аппараты «человек – торпеда» - «Майяле» («Свинья»), созданные итальянскими офицерами во время правления Б. Муссолини.
В марте 1944 года в немецких ВМС появилось диверсионно – штурмовое соединение «К» (сокращение от слова «Kleinkampfverband» - «Соединение малого боя»), в состав которого вошли отряды человеко -управляемых торпед, взрывающихся катеров, боевых пловцов и мини-подлодок. Это соединение провело немало успешных операций.
Советский ВМФ, его военно – морской спецназ получил свои собственные человеко – торпеды, называвшиеся групповыми подводными носителями (ГПН) лёгко-водолазов только после окончания Второй мировой войны. Переходным звеном в создании непосредственно торпед – носителей водолазов стал ГПН типа «Тритон» и его модификации «Тритон – 1М» и «Тритон – 2». В июле – августе 1958 года они успешно прошли государственные испытания и в следующем году были приняты на вооружение ВМФ.
Однако, путь создания аппарата «человек – торпеда» оказался не таким простым, предлагаемые варианты на проведение научно – исследовательских опытно – конструкторских работ Минно – торпедному управлению и Оружейному институту ВМФ то выдвигались, то приостанавливались.
Каким виделся этот аппарат, необходимость которого со временем всё больше назревала: он имел сигарообразную форму с грузовым отсеком и открытой платформой для размещения водолазов, мог погружаться на 20 – 30 м, двигаться со скоростью 2 – 4 узлов, перемещаясь на 20 – 40 миль.
В 1958 году заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Н. Исаченков утвердил тактико – техническое задание на разработку ГПН «Сирена» - аппарата с техническими данными, приведёнными выше. Предусматривалось также наличие стабилизатора глубины, комплекса навигационных приборов и стационарной кислородной дыхательной системы замкнутого цикла для двух боевых пловцов. В движение «Сирена» приводилась двумя электродвигателями мощностью по 1,5 квт с аккумуляторной батареей в составе 28 элементов.
В ходе испытаний в 1958 – 59 и последующих годов была подтверждена возможность безопасного выстреливания «Сирены» из торпедного аппарата субмарины – носителя вместе с боевыми пловцами, выявлены недостатки конструкции, устраняемые в процессе доводки и модернизации. Так появились другие варианты целого семейства – «Сирена – У», «Сирена – УТ», «Сирена – УЭ» и «Сирена – УМЭ». Созданные и принятые на вооружение ВМФ эти аппараты «человек – торпеда» типа «Сирена» позволяли скрытно и быстро выдвигаться в район атаки, неожиданно уничтожать морские средства противника.
31 марта 2023 г. Вячеслав Прытков