На торпеде - на врага

Вячеслав Прытков
                НА   ТОРПЕДЕ  -  НА   ВРАГА

«Доплыл, увидел, уничтожил»


Изучение  зарубежного  опыта  в  деле  создания  специального  подводного  транспортного  средства  «человек – торпеда»  для  проведения  морских  разведывательных  и  диверсионных  операций  стало  предпосылкой  его  создания  в  ВМФ  Советского  Союза.
Во  время  Первой  мировой  войны  военными  инженерами  итальянского  флота  на  базе  обычной  торпеды  были  сконструированы  два  аппарата, предназначенные  для  скрытной  доставки  диверсантов  к  предполагаемой  цели. Они  получили  название  «Миньятта»  («Пиявка»), могли  развивать  скорость  до  2 – х  узлов  и  несли  на  себе  двух  человек, сидевших  в  торпеде, их  головы  и  плечи  при  передвижении  выступали  над  водой. Именно  на  одном  таком  аппарате  два  итальянских  офицера, преодолев  мощное  заграждение  входа  в  военно – морскую  базу  австро – венгерского  флота, в  ночь  с  1  на  2  ноября  1918  года, сумели  подобраться  к  флагманскому  линкору  «Вирибус  Унитис»  и  установить  на  подводной  части  его  борта  мины  с  часовым  механизмом. Сильный  взрыв  уничтожил  военный  корабль  водоизмещением  21  тысячу  тонн, погубив  400  человек  экипажа.

Более  совершенней  стали  аппараты  «человек – торпеда» - «Майяле»  («Свинья»), созданные  итальянскими  офицерами  во  время  правления  Б. Муссолини.

В  марте  1944  года  в  немецких  ВМС  появилось  диверсионно – штурмовое  соединение  «К»  (сокращение  от  слова  «Kleinkampfverband» - «Соединение  малого  боя»), в  состав  которого  вошли  отряды  человеко -управляемых  торпед, взрывающихся  катеров, боевых  пловцов  и  мини-подлодок. Это  соединение  провело  немало  успешных  операций.

Советский  ВМФ, его  военно – морской  спецназ  получил  свои  собственные  человеко – торпеды, называвшиеся  групповыми  подводными  носителями  (ГПН)  лёгко-водолазов  только  после  окончания  Второй  мировой  войны. Переходным  звеном  в  создании  непосредственно  торпед – носителей  водолазов  стал  ГПН  типа  «Тритон»  и  его  модификации  «Тритон – 1М»  и  «Тритон – 2». В  июле – августе  1958  года  они  успешно  прошли  государственные  испытания  и  в  следующем  году  были  приняты  на  вооружение  ВМФ.

Однако, путь  создания  аппарата  «человек – торпеда»  оказался  не  таким  простым, предлагаемые  варианты  на  проведение  научно – исследовательских  опытно – конструкторских  работ  Минно – торпедному  управлению  и  Оружейному  институту  ВМФ  то  выдвигались, то  приостанавливались.
Каким  виделся  этот  аппарат, необходимость  которого  со  временем  всё  больше  назревала: он  имел  сигарообразную  форму  с  грузовым  отсеком  и  открытой  платформой  для  размещения  водолазов, мог  погружаться  на  20 – 30  м, двигаться  со  скоростью  2 – 4  узлов, перемещаясь  на  20 – 40  миль.


В  1958  году  заместитель  главкома  ВМФ  по  кораблестроению  и  вооружению  адмирал  Н. Исаченков  утвердил  тактико – техническое  задание  на  разработку  ГПН  «Сирена» - аппарата  с  техническими  данными, приведёнными  выше. Предусматривалось  также  наличие  стабилизатора  глубины, комплекса  навигационных  приборов  и  стационарной  кислородной  дыхательной  системы  замкнутого  цикла  для  двух  боевых  пловцов. В  движение  «Сирена»  приводилась  двумя  электродвигателями  мощностью  по  1,5  квт  с  аккумуляторной  батареей  в  составе  28  элементов.
В  ходе  испытаний  в  1958 – 59  и  последующих  годов  была  подтверждена  возможность  безопасного  выстреливания  «Сирены»  из  торпедного  аппарата  субмарины – носителя  вместе  с  боевыми  пловцами, выявлены  недостатки  конструкции, устраняемые  в  процессе  доводки  и  модернизации. Так  появились  другие  варианты  целого  семейства – «Сирена – У», «Сирена – УТ», «Сирена – УЭ»  и  «Сирена – УМЭ». Созданные  и  принятые  на  вооружение  ВМФ  эти  аппараты  «человек – торпеда»  типа  «Сирена»  позволяли  скрытно  и  быстро  выдвигаться  в  район  атаки, неожиданно  уничтожать  морские  средства  противника.

31  марта  2023  г.                Вячеслав  Прытков