Взлетно посадочная полоса на заре авиации

Николай Птицин
Сегодня я продолжаю свой рассказ о временах зарождения авиации в России. И рассказ  сегодня пойдет  о летном поле. Какое оно было.  В  современном понимании летное поле превратилось в аэродромы и аэропорты с комплексом построек для обслуживания самолетов и пассажиров. А тогда было все просто. Смотрим на этот рисунок и читаем дальше.
 
  На рисунке мы видим схему как спланированы первые поля для взлета и посадки самолетов , ныне  называемые аэродромами. Выложенный знак в форме буквы "Т" ранее находился  в центре поля.Поэтому многие авиаторы современности смеются когда авторы на зарождении авиации писали : "Самолёт резвясь и подпрыгивая остановился возле посадочного "Т"- Молодец! Сказал инструктор,выплёвывая стрелки высотомера". Однако в те времена такое было возможно . И чем сильнее ветер , тем меньше пробег у самолета на посадке. Значит событие могло быть и автор не ошибся. 
 По мере развития авиации , знак перенесли в место старта и касания самолета при посадке.  При отсутствии радиосвязи летчика с землей (до ВОВ почти на всех самолетах отсутствовала радиостанция), этот знак использовали для подачи сигнала летчику. Прошло время, авиация развивалась и  многие серийные самолеты стали выпускаться с механически убранными шасси в полете и при заходе на посадку шасси выпускались. Летчик не мог проконтролировать полный выпуск шасси и если они не вышли, то аварии не избежать. Общая конфигурация была 2+1 , т.е. 2 передних колеса и одно заднее ( часто вместо заднего колеса использовался "КОСТЫЛЬ"). Если наблюдающий за шасси с земли, увидел,  что какая-то стойка шасси не вышла, то он заворачивает полотнище той стойки, что не вышла. Летчик увидит какая стойка не вышла и принимает решение как садится или уходить  на 2-й круг. В фильме про Чкалова показан  эпизод, как он при испытании самолета крутил высший пилотаж , чтобы выпустить стойку шасси и  поставить  её на замок.
Эта традиция  в авиации была продолжена в летных училищах СССР до 90-х годов    . О всех училищах утверждать не могу, но в Харьковском ВВАУЛ всегда  у помощника руководителя полетов на ВСКП находился наблюдатель из курсантов или солдат, который в полевой бинокль смотрел на заходящий на посадку самолет. И на промежутке полета от  ДПРС  до БПРС ( около 3-х км) наблюдающий должен доложить помощнику РП  выпущены шасси и закрылки или нет. И только после этой команды , что у заходящего на посадку самолета « ШАССИ И ЗАКРЫЛКИ ВЫПУЩЕНЫ»  руководитель дает разрешение на посадку. Сам неоднократно был таким наблюдающим. Из бюллетеней по аварийности в авиаучилищах известно, что даже такая мера  безопасности иногда приводила к посадке без шасси или закрылков. Во всем виноват
человеческий фактор. За годы развития авиации структура аэродрома и взлетно-посадочной полосы также претерпела изменения. Два поля: одно  для взлета и другое для посадки объединились в одно. Покрытие ВПП тоже совершенствовалось. Грунтовые ВПП  ( ГВПП)  превратились     в   искусственные взлётно-посадочные полосы (ИВПП). И покрытие стало : гравийное, асфальтовое и железобетонное. В период боевых действий в Великую Отечественную войну и послевоенное время долго  применялось для аэродромов металлическое покрытие  из полос , быстро собираемое в полевых условиях. Оно обеспечивало устойчивую работу ВПП при многократных осадках. Как говорили  лётчики  о ГВПП  в период дождей – ВПП «раскисла», летать не возможно. Эту неприятность  и устраняло покрытие ГВПП металлическими полосами. Сейчас это наследие прошлого можно встретить в частном секторе , которые находятся вблизи аэродромов. Заборы из этих полос долгие годы служат надежной защитой двора от посторонних.
Примечание :
На рисунке вы видите надпись – УКАЗАТЕЛЬ ВЕТРА.  В авиационной среде его называют «КОЛДУН».
 Колдун или "Ветровой конус"   устанавливается на аэродромах для примерной оценки "на-глаз" скорости и направления ветра у поверхности Земли. Он устроен из лёгкой материи,  раскрашен яркими вертикальными полосками, поворачивается вокруг вертикальной оси и направлением конуса за счёт наполнения ветром указывает "куда дует ветер"; в тёмное время суток он подсвечивается ярким прожектором снизу
В настоящее время используется при выполнении прыжков с парашютом.    Благодаря ему парашютист видит направление ветра и занимает правильную позицию для приземления.