Транскрипция войны. Гл. V. 9 Перед эпилогом

Валентина Воронина
 9. Читатель еще не писатель!
 
      Ей поменяли книги. Теперь у нее детективы Константинова из серии «Бандитский Петербург». Нет, наверное так их назвали после экранизации сериала по детективам. Ну, это там, где босс бандитов по кличке Антибиотик. Еще после этого сериала  ее Володю частенько стали называть Антибиотиком – и за некоторое внешнее сходство и за элегантность с ласковым обращением, хотя актеру Льву  Борисову  до ее  покойного мужа далеко.

    Детективы эти она читала еще во время своего великого вечернего сидения на работе, но не опечалилась, ведь и перечитать можно.

     А незадолго до этого начала последнюю Олину книгу «Исторические портреты»– историка В.О. Ключевского, но прочла совсем немного, страниц 20 – и ничем особо не восхитилась.  А теперь вдруг заметила, что при наличии  неплохих детективов  продолжает читать  историческую книгу и делает это без напряжения и принуждения.

 И шрифт не очень, и бумага темноватая и обложка мрачная, а тянет читать дальше. Что-то притягивает, а что – не поймешь. Уже где-то на середине поняла  - вот он, настоящий патриотизм, о котором сейчас так много говорят, а четко определить не могут.

    Ведь читала и «Историю государства Российского» Карамзина, она у нее даже есть в последнем советском популярном издании, но тогда так не впечатлилась.
    Может, возраст такой настал, ответить себе на вопрос «Откуда мы произошли есть?». Или время такое тревожное, когда все ссылаются на историю, и правый  и виноватый, но истории тоже у всех разные.

    Василий Осипович  любит свою родину и гордится ей, но проповедует не квасной патриотизм, а гордость  россов всех трех разновидностей – велико-, бело- и малороссов, рассказывая их историю, не щадя  темных периодов и  высветляя становление государства российского.

    Интересны факты о колонизации русью земель и населения чуди, которую он называет чуть ли не единственной мирной ассимиляцией двух народов, включая и религиозную, без кровопролитных  войн  и многовековой вражды. Здесь русь еще не государство, а преобладающее население.

    Вот эти факты вообще лично для нее вообще сделались открытием.  Много внимания в книге отдано истории  царей и их приближенных. Особую роль в этом ряду играют Петр Первый  и Екатерина Вторая, их жизнь и царствование описаны особенно подробно  и беспристрастно, как это возможно на рубеже XIX-XX веков.

    А цитаты из Ключевского каковы – многие из них хоть бери  и цитируй в дне сегодняшнем, который также является частью исторического процесса со своей степенью государственности, ролью народных выборцев и  управленцев, значением народных масс и как бы неистребимых  черт - мздоимства, чванства и пьянства.
    Так что Константинов подождет, когда  читается и открывается Ключевский.

     А уже и конец мая на дворе. Погода стоит неустойчивая, имеют место быть частые грозы и непродолжительное тепло, перемежающееся с похолоданиями. В разных регионах бывают грозы с градом и неизбежными потерями. И практически весь прогноз на лето также неустойчивый.

    Несколько дней  мел тополиный пух – рано в этом году. В популярной песне поется «Тополиный пух, жара, июль», но последнее  здесь всегда нужно было менять на «июнь», но в этом году и вовсе «май». Да так летел и мело, что все носы обчихались.

    Радовались только голуби – она сама несколько раз наблюдала, как  парочки спрыгивали с тротуарного бордюра прямо в кучки прибившегося пуха и радовались взметнувшемуся белому облаку, и многократно это повторяли вполне сознательно, значит, это их забавляло и радовало в их птичьей жизни.

 А еще ей очень понравилось, как голуби съезжают на своих красных лапках с козырька  над свквозным выходом из подъезда. Вот замер на секунду на пиковой точке бетонного козырька – и поехал сантиметров 30, удерживая равновесие  на тоненьких трехпалых лапках, и ведь именно катятся, не трепеща и не взмахивая крыльями, значит, важен факт именно проехаться, а уж потом разыскивать свои невидимые иногда людскому глазу крошки. До того докатались, что и «Дали» уже с вытоптанным глазом и с пухово-зелеными неопрятными бакенбарами и усами.

    С одного из верхних этажей  упали штаны, светлые такие аккуратные брючки цвета сливочного масла. Они лежали несколько дней на земле, и под солнцем, и под дождем, удивительно повторяя позу упавшего человеческого тела, с неестественно откинутыми ногами. Их было жаль, и никто за ними не приходил. Потом чья-то сердобольная рука повесила их на нижнюю ветку старой акации – и они провисели на ней еще с неделю, пока в один прекрасный день не исчезли без следа.

    Кстати о голубях, этом шумном летающем  пестром племени – они прекрасны, эти попрошайки и воркуны. Только и слышно: - Ку-куш-ки! Ку-куш-ки! Ку-куш-ки!

   А однажды, это было еще зимой, к ним направился такой себе неприметный мужичок в синем пальтишке и черной старомодной драповой кепке и стал что-то им рассыпать. Доверчивые  птицы вперевалочку заспешили к кормильцу, а он – хвать парочку, бац – отвернул им бошки – и за пазуху. Вот такие бывают «кормильцы», усыпляющие бдительность.
 Без пальто и кепки она этого доброго молодца и не признает теперь, зато пока была зима и ранняя весна она его примечала, знала уже и его жену, и все время задавалась вопросом: - Неужели он их на суп? Ведь всем известно, что в городах голуби заражены орнитозом или как она там называется, эта птичья радость?

    А жена тоже участвовала в их поедании? Вроде они не выглядят особо нуждающимися, женщина каждый вечер идет с работы с объемистыми сумками, а мужичок, конечно, легковесный такой, может, закусывали где-нибудь голубями вместе с собутыльниками  в гаражах по старой школьной привычке.

 
                -------------------------


   Вот оно – лучшее средство от лени – отключение всех интернет-коммуникаций, причем неожиданное и продолжительное – и где-то на пятый день  появилось неистребимое желание  чего-нибудь  сотворить, описать и зафиксировать – душа просит посидеть за клавиатурой  хоть зачем-нибудь, а у нас было и зачем, и за чем.

    Просто соседи уехали в отпуск, оставив ей включенным свой Wi-Fi, и специально это оговорив, ведь уже однажды было, что уехали и, не подумав, отключили всю свою квартиру от электричества – тогда это тоже было испытанием. А тут, видимо, пару раз при веерном отключении электричества, отрубился и Rotter, как его называет сосед Володя. Так она и оказалась не у дел, а может, это и не веерное было, а ночью небольшое замыкание, а может, и не ночью, а днем во время грозы.

 Первое ощущение было, что  просто уехали, забыв оплатить в суете сборов, но Сережа связался с ними  прямо у моря – говорят, проплатили и все нормально. После этого попыталась сама подключиься, но нужная сеть не высвечивалась для подключения, сохранилась только в памяти, что была такая.

     Вот теперь и кукует без людей и без интернета – и это по-своему хорошо, хотя там, конечно, и Яша  возмущается и другие ребята, и с сыновьями не поговорить. А 23 июня Сашке еще будет 29 лет – тоже событие не без ее участия, а сыночка и не поздравить.

    Придется так же, как его маленького сыночка – смс-кой  «С Днем Витька»  18 числа. Вот уже какой огромный мальчик – 3 месяца, такой становится хорошенький, ладненький, с блондинистым чубчиком на темечке при общей темноте волос – «меченый». На 2 июля наметили крестины, это все узнает опосредованно от Сережи, который с ними регулярно общается по Skype  в отсутствие своей семьи. А семейка вся без него – в Черновцах на танц-классе для Вовчика где-то в окрестностях города. Он же у них танцор, вот и поехал  со своей студией, правда, без партнерши, но там больше каждый за себя танцует, все больше хип-хоп.

 А Оля с Димозой остановились в самом городе, ходят на экскурсии, гуляют, посещают кафешки – очень это Дмитрий Сергеич уважают, тем более мама полностью ему принадлежит, а от Вовки только звонки, да и то все реже. Не так, как поначалу. Да еще и Wi-Fi на турбазе, где проводится танц-класс,  тоже нет, но это вообще просто замечательно, хоть телефон с играми постоянно не терзается, а идет активный отдых и активные занятия.

 Сегодня они его навещали на такси – там даже автобусы не ходят, а назад добирались  с кем-то из руководителей лагеря – там так принято - берут попутных родственников. Братья отвели душу, нашумелись и наспорились, в кафе наобедались и всячески насладились. Через день туда отправится и Сережа, денька три  тоже побудет в новом для себя городе и на характерной природе.

      А здесь свои приключения, кроме интернета. Она уже писала, что сват нашел работу в своем родном городке, на своей родной шахте. Взяли его для восстановления  разрушений  после прошлогодних и позапрошлогодних обстрелов. В общем, очень он подходящий и знакомый для такой работы человек, мобильный и распорядительный.
  Ну что там говорить – у него даже голос по телефону изменился – уверенный такой  и руководящий, взятый безошибочно на верной ноте, да так и оставшийся в разговорах со всеми – вот что значит  работа  для человека, а для мужчины – тем более.
    На этой неделе уезжала с ним и сваха, а в выходные не возвращались, провожали племянницу с семьей в Москву, где шахтер устроился в «Метрострой». А у них еще и малыш родился недавно в дополнение к старшей дочке. Люди ищут, где лучше – и это правильно.
    С утра в понедельник сваты друг друга потеряли – она не отвечала ему по телефону, а он искал ее следы у нее – не заходила  ли, мол. А потом, видимо, нашлись и обошлись без нее.

   Стоит неимоверная жара, уже 4-й день, пришла и свалилась как-то резко и сразу. Пришел черед кондиционера и вентилятора. Хоть она их и не любит. Вечером позвонила Ирина. Она переехала к мужу в их общий район и Димка пошел в тот самый садик, куда ходили Саша и Леша. Еще у всех на слуху история с Лешкой. Когда он в первые дни своего пребывания в садике на участке мчался через всю территорию к Сашке, если его ловили, уверенно требовал: - Пустите. У меня там дядя. И, пожалуй, это был единственный случай, когда племянники называли его дядей.

                Но нельзя-а рябине-е
                К ду-у-бу пере-бра-
                ться


       Слаженно выводит спевка под пятиэтажкой.
 
г.Донецк. 2016г.



                Эпилог.


     С тех пор прошло 5 лет, и уже идет 2021 год. А значит, в прошлом году отмечалось 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. А в этом году - уже 76 лет.

     Ее сыновья живут в 3-х государствах, и у всех ни кола ни двора. А раньше жили в одном городе, и у каждой семьи был свой дом.

    В Донецке у нее родилась правнучка. Сама она почти 3 года живет в России в семье младшего сына. Значит, со времени описанных событий ее великое сидение в квартире на 2-м этаже продолжалось еще 2 года.

 И уже сюда попала фотография отбитого снизу памятника Володе на кладбище возле аэропорта: - Наш папа тоже воевал, спрыгнул с постамента, потерял имя, но сохранил ЛИЦО!
 
    «Очень вырос в целом мире грипповирус, три-четыре!». И этот противоречивый мир сидит в карантине волна за волной.

    А В ДОНБАССЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ИДЕТ ВОЙНА.