Ёлочные игрушки

Людмила Новокрещенова
               
    Я родилась в Одессе накануне второй Отечественной войны. Эвакуироваться нам не удалось, мы с мамой чудом выжили в оккупацию. Отец с войны не вернулся, и после освобождения города мы переехали к бабушке, которая жила со своей больной матерью.  Комната была в 19 кв. м. в коммунальной квартире на 5 семей. Кроме меня в квартире была девочка Олечка младше меня на год. Время было холодное и голодное, в самые тяжёлые дни три наиболее дружные семьи объединились в «колхоз»: всё, что удавалось кому-нибудь достать из еды, шло в «общий котёл», это помогло всем выжить. Зарплаты  были маленькие, и все старались подработать, чем могли: шили обувь и шляпы,, рисовали косынки и воротнички, жарили и пекли пирожки на продажу и тому подобное.
 
    Приближался новый год, и маме Оли каким-то чудом удалось достать ёлочку, но игрушек для неё не было. Все они, как и книги, были или проданы, или обменены на продукты. И тогда взрослые стали вспоминать и думать, какие игрушки можно сделать, ведь. ни фольги, ни цветной бумаги не было. Где-то мама достала обёртку для консервов «бычки в томате». На ней были красные пятна, мы вырезали из них флажки и, нанизывая на нитку, делали гирлянды. Потом Олечкина бабушка в кладовке нашла засохшие акварельные краски, и мы стали делать цветные «цепи». Ни о каких конфетах и пряниках не могло быть и речи: оные полностью отсутствовали. Каждый из взрослых вспоминал ёлки своей жизни,  сообщал  воспоминания и догадки. Как-то, помню, в дверь просунулась чья-то голова и возгласила:
-Барабанчик!
    Были склеены барабанчики, головки клоунов из скорлуп яиц с бумажными колпачками, зонтики, домики и многое другое.
Однако, самым удивительным было то, что у всех было праздничное, радостное настроение несмотря на тяжкое время! Эта ёлка запомнилась мне навсгда.
С детства у меня проявлялись художественные способности, но не было возможности их развивать. Всё моё образование в этом нправлении ограничилось одним годом кружка «Умелые руки» в Одесском Доме учёных, на дальнейшее обучение денег не было. Правда, вела там занятия замечательная учительница Ц.Е.Лукачер, у которой до революции была частная художественная школа,  вспоминаю её с большой благодарностью. В дальнейшем я участвовала в выставках самодеятельных художников, однако получить художественное образование не получалось.
 
    Но «жизнь прошла, как птица пролетела»...Я давно на пенсии, несколько лет тому назад узнала о существовании университета третьего возраста для пенсионеров, и захотела познакомиться с ним по-ближе. Интересной показалась «творческая мастерская», я стала её посещать. На занятиях люди вязали, шили, делали поделки, рисовали. Вот и я решила поработать прежде всего над рисованием.
 Теперь у нас опять война со всеми её горестями и страданиями! Однако занятия продолжаются, каждый месяц проводятся маленькие выставки наших работ. Сейчас мы готовимся к Новому году, мечтая о том, чтоб он был мирным. Руководительница предложила нам подумать о ёлочных игрушках и набросала пару рисунков.  Каждый стал творить в своём духе. Некоторые делали настоящие игрушки: шили зверюшек из материи, набивали их ватой.
                                                                                                                                                               
    А я решила сделать ёлочную игрушку типа картонажной: из тонкой белой пластинки  на которой продают сыр, колбасу, печенье, конфеты. Я не знаю, что она мне сказала, но я её  отложила,  сохранила и, когда подруга объявила, что сейчас модна «белая ёлочка», вспомнила с ней.  Вырезала стилизованную кошечку и «одела» её в разноцветную фольгу из конфетных обёрток.  Когда-то я собирала их, как все дети, за что и получила прозвище «посмитюшка» - так в народе называют хохлатого жаворонка, собирающего зёрнышки по сельским дорогам. Но где передние лапки у кошечки? Их я вырезала тоже из пластинки и пришила. Получилась забавная ёлочная игрушка. Она нравилась друзьям, они стали мне приносить конфетные обёртки, тонкие пластинки, бисеринки, бусинки, блёстки. Художники подсказывали, советовали. В результате появились более  живописные зверюшки, у которых  двигались лапки и крылья, что сделало их более «объёмными». Но меня больше всего поражало, что делая их, я испытывала чувство большой радости! Вспомнились радостные лица окружающих на  первой ёлке.

    Захотелось мне больше узнать о творчестве, стала я читать о нём.

     В Википедии пишется: « Творчество— процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления производства, -  уникальность его результата... Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс. В основе творчества лежит мысль, для которой ограничений нет, и творческое  воображение. Далее перечисляются виды творчества. Меня больше всего интересовало искусство, поскольку сейчас утверждается, что именно оно будет играть основную роль в будущем (Т.Черниговская).

    Читая о творчестве, я вспомнила один из эпизодов своей жизни.

    Училась я в институте на одни пятёрки, участвовала в студенческом научном обществе и мечтала  стать научным работником. После окончания института поступила в аспирантуру, успешно сдала экзамены по английскому и философии. Остался один кандидатский экзамен по специальности.  Тут я заболела чем-то грипообразным и, не обращая на это внимание, стала готовиться к экзамену. Добросовестно проработала всю указанную литературу. В день экзамена я открыла книгу и обнаружила, что ничего, абсолютно ничего не помню!  Пришлось обратиться к врачам, которые нашли у меня нейроинфекцию, и запретили читать, писать, посещать кино, театры и тому  подобное. Пришлось взять академический отпуск на год.

    Моя самоотверженно любящая семья - мама и бабушка, убедившись в совершенной несостоятельности  утешений  и зная мою благоговейную любовь к природе, решила вывезти меня в деревню. Сняла мама там комнату с земляным полом и прожила со мной в деревне месяц. Рассказывала она мне сказки, произведения писателей. Ходили мы с ней в лес, собирали дикие фрукты и ягоды, грибы, наблюдали жизнь животных. У хозяйки комнаты был шикарный петух и куры. Смотрела я на него,  любовалась... и сделала из желудей петуха, а в пару ему курочку голошейку. Потом из шариков платана, очистив их от семян, сотворила цыплёнка, посадила в скорлупу яйца и приклеила к его головке кусочек скорлупы. Появились изделия из барашков вербы: длиннохвостая и другие синички, кролик, овца, бобрик с поленом, и много других животных. Тогда это в Одессе не было ещё развито. Я привезла «зоопарк» домой и показывала своим друзьям. Соседка биолог, глядя с восторгом на зверюшек,  заявила:
 
    - Мила, ты в душе биолог, а по натуре жудожник! Сейчас в музее Западного и восточного искусства готовят выставку самодеятельных художников, пойдём с твоими работами!
 
    Ничего  подобного у меня и в мыслях не  было, но пошли мы в музей, там работы приняли, и они пользовались большим успехом. А моя дорогая бабушка, которая была больна и не могла встать с кровати, старательно переписывала в тетрадку из книги отзывов!Интересно, что ни одной зверюшки я повторить не смогла: получались все новые.

       В   дальнейшем я успешно окончила аспирантуру и потом защитила диссертацию. Но мне явно в «минуту жизни трудную» помогло искусство!

    Известный художник Н.К.Рерих писал, что вовсе не обязательно, чтоб творения были великими. Красиво убранный стол, букет, одежда  и картина являются тоже творчеством. Светлое творчество всегда связано с радостью, творец испытывает счастье, когда творит! Способность к творчеству заложена у всех людей. В будущем все люди разовьют эту способность и  будут творцами! Так видит будущее Н.К.Рерих. Он писал:
 
    - Через искусство имеете Свет!

    Любое творение согласно закону цикличности возвращается к месту зарождения - в мир мысли, откуда через время попадает в свитки Вечности (хронику Акаши), где уже сохраняется навсегда.

Непризнанные и забытые творцы
Писатели, художники, певцы,
Учёные и музыканты, и поэты,
Чьим вдохновеньем созданы сонеты,
Картины, оперы, машины и мосты!
Пусть Ваше творчество неведомым осталось,
Разрушено, пропало всё -
Ума, души порывов, даже малость
Запечатлелась в Вечности. Её
Не видно на Земле,  оно
Лишь в ленте информации живёт,
Духовно возвышая Человека род!        (Л.Н.)