Илон Маск оседлает ИИ?

Людмила Перцевая
Благими пожеланиями вымощена дорога в ад – замечено давным-давно. Но и поныне со всяких высоких трибун, а то и в чистом поле от неслучайно сошедшихся интересантов звучат эти самые, не вызывающие никакого сомнения и отторжения, пожелания. И поскольку я давно и с неослабевающим любопытством слежу за громкими хороводами вокруг Искусственного Интеллекта, конечно, не могла пропустить пафосное предупреждение Илона Маска и иже с ним: «Остановитесь, эта тварь очень опасна!»
 
Авторы текста (а подписантов - более тысячи!) задаются вопросами: «Должны ли мы позволять машинам наводнять наши информационные каналы пропагандой? Должны ли мы автоматизировать все рабочие места? Должны ли мы развивать нечеловеческие умы, которые в конечном итоге могут превзойти нас численностью, перехитрить, сделать нас ненужными и заменить нас? Должны ли мы рисковать потерей контроля над нашей цивилизацией?»
 
Пока что умные-ученые люди предлагают сделать паузу хотя бы …на полгодика! Зная человеческую …породу, трудно даже вообразить, что в этом вопросе может быть достигнут консенсус. Ведь даже на предложение заключить пасхальное перемирие на украинском плацдарме, какой-нибудь Блинкен тут же прозорливо верещит: «Ага, русские перегруппируются, подвезут снаряды – и жди от них беды!»
Теперь представьте, как может использовать этот самый тайм-аут в обучении ИИ одна соперничающая группа ученых и программистов – против другой, и это – в конкурентной среде! Международные коммуникации взрывают по приказу президентов, абы дать своему бизнесу фору, а уж использовать малейшее промедление бегуна на дистанции – сам бог велел!Подозреваю, что Илон Маск сотоварищи решил таким образом оседлать перспективное направление - и подчинить развитие и использование ИИ своим правилам. Еще одну "международную" организацию создадут и всех построят! Да ведь сколько раз так уже было, не перечислить все эти комиссии и комитеты!
 
Консенсуса ни в одном вопросе достигнуть невозможно. Вслушайтесь. Сегодня в Китае начал работать Боаоский Азиатский экономический форум, он проводится с 2001 года и его уже сравнивают с Давосом.
Громко и красиво прозвучало выступление главы МВФ Кристалины Георгиевой, которая вдруг заметила, что «Блага от глобализации не распределяются справедливым образом между странами и людьми». Представляю, как хохотали англосаксы, которые сроду все блага распределяли исключительно в свой карман. Да и сама Кристалина чего же молчала, когда зерновая сделка, подписанная давеча в Турции исключительно из гуманитарных соображений, была использована развитыми странами – против бедных и голодающих? Какие еще надо было включать механизмы, чтобы распределение зерна было справедливым?
 
Как правило, «красивая мысля приходит опосля»,  отставники по всему миру умнеют сразу после того, как покидают свой пост. Так на этом же Азиатском форуме Пан Ги Мун, являясь экс генеральным секретарём ООН, заявил, что всему миру необходимо объединиться для решения проблем, вызванных после коронавирусной инфекции, а не заниматься соперничеством в области геополитики.
 
А вот Гутерриш, который Антониу, нынешний глава ООН, так  ярко свою позицию не проявляет ни в одном вопросе, колеблется вместе с линией Гегемона, у которого на территории ООН и квартирует. Казалось бы, что может быть в нынешней реальности страшнее и опаснее государственного терроризма на крупных логистических  коммуникациях, хоть это газопроводы, хоть водоводы, хоть интернетовские кабели? Но когда Россия и Китай выступили за международное расследование взрывов на Северном потоке, он поспешил развести руками: не наше это дело, нет у нас никаких возможностей, никогда этим не занимались.
 
Отставники вообще легко развязывают языки, признаваясь, что даже подписывая всяческие обязывающие документы, всегда оставляли себе лазейки для прямо противоположных действий. Ну как в многолетней эпопее с минскими соглашениями. Поневоле вспомнишь, как лидеры ведущих держав уговаривали Януковича не выводить против демонстрантов на майдане бойцов Беркута. И как потом их (бойцов!) ставили на колени, заставляя каяться уже за одно то, что форму одели. А сегодня всё на той же территории, в Украине (или – на Украине) люди в форме остервенело громят православные храмы, выгоняют слезоточивым газом верующих, таскают за волосы и бороды священников. А Макрон и Шольц, Байден и прочие законодатели политических мод словно воды в рот набрали.
 
Правда, в ООН кто-то слабо вякнул, что нехорошо нарушать права людей на свободу совести.
 Щас Зеленский на эту ремарку к своим действиям отреагирует! Это он пока на сцене играл в президента, мог смеяться над всеми этими Томасами-термосами, а как на политическую арену взошел – забурел, почувствовал себя владыкой мира. Уже и Си Цзиньпиню кричит «К ноге!» - мол, все едут ко мне на поклон в Киев, а ты чего медлишь?
Трудно представить, как трансформируется сознание Зеленского (если оно у него вообще есть) после того, как он сойдет с политической арены, но до этого еще дожить надо.
 
Азиатский форум, который в этом году проходит на острове Хайнань, продлится с 28 по 31 марта и пройдет под девизом "Неопределенный мир: единство и сотрудничество для преодоления вызовов, открытость и инклюзивность для содействия развитию". То есть организаторы форума, как наивные дети, вместе с Кристалиной (и раньше её!) мечтают об этой самой «инклюзивности» - этакой гибкости общества, позволяющей всем без исключения приобщиться к процессу и благам… вообще всем встать вровень!
 
Это при том, что Мир – неопределенный? То есть всё спуталось и всё смешалось, лево с правым – поменялось, полюса – сместились, роботы людей выталкивают на улицу, в безработицу, а монахи стали …шпионами Кремля, - но восторжествует при этой катавасии ИНКЛЮЗИВНОСТЬ. И, как следствие, торжество развития.
 
Мне остается добавить буквально несколько слов об отставнике Бараке Обаме, который во время своей предвыборной компании сокрушался по поводу войны в Ираке, типа, зря мы тогда всё это затеяли. А потом, уже будучи нобелевским лауреатом мира, так же сетовал о разбомбленной Ливии, но с прямо противоположным посылом: «Думаю, мы недооценили… необходимость ввода войск, – сказал президент обозревателю The New York Times Томасу Фридману в августе 2014 г. – Если уж взялись за это дело, то нужно было доводить его до конца и быть более напористыми в перестройке общества».
 
Неизменным у англосаксов остается одно: право самыми жестокими методами перестраивать других, хоть бомбежками, хоть санкциями, хоть терактами. Бросать в тюрьмы типа Абу-Грейб с узаконенными пытками заключенных, издевательствами и изнасилованиями; распространением своих «правил» на всю планету.
 
Ау, Кристалина, кто вам речь писал о справедливом распределении благ в эпоху рухнувшего глобализма?..