Хрупкий мир. Нильс Бор. Введение

Елизавета Орешкина
Хрупкий мир/One world or none, 1946 год. Редактор - Декстер Мастерс

Введение. Нильс Бор. Наука и цивилизация

Возможность высвобождения огромного количества энергии путем атомного распада, что означает настоящую революцию в области человеческих ресурсов, не может не вызвать в сознании каждого вопрос о том, куда прогресс физической науки ведет цивилизацию. Хотя растущее господство над силами природы вносит значительный вклад в благосостояние человека и сулит еще большие перспективы, очевидно, что огромная разрушительная сила, оказавшаяся в пределах досягаемости человека, может стать смертельной угрозой, если человечество не сможет приспособиться к остроте ситуации. Перед цивилизацией стоит вызов, возможно, более серьезный, чем когда-либо прежде, и судьба человечества будет зависеть от его способности объединиться для предотвращения общих опасностей и совместно воспользоваться огромными возможностями, которые открывает научный прогресс.

По своему происхождению наука неотделима от сбора и упорядочивания опыта, накопленного в борьбе за существование, что позволило нашим предкам поднять человечество до его нынешнего положения среди других живых существ, населяющих нашу землю. Даже в высокоорганизованных сообществах, где в рамках распределения труда научные исследования стали самостоятельным занятием, прогресс науки и развитие цивилизации оставались наиболее тесно переплетенными. Конечно, практические потребности по-прежнему являются стимулом для научных исследований, но вряд ли нужно подчеркивать, как часто технические разработки, имеющие величайшее значение для цивилизации, являются результатом исследований, направленных лишь на расширение наших знаний и углубление нашего понимания. Такие усилия не знают национальных границ, и там, где один ученый оставил след, его продолжает другой, часто на другом конце земного шара. Ибо ученые долгое время считали себя братством, работающим на службе общечеловеческих идеалов.

Ни в одной области науки этим задачам не уделялось большего внимания, чем в исследовании атома, которое только сейчас имеет последствия столь ошеломляющего практического значения. Как хорошо известно, корни идеи атомов как основных составляющих материи восходят к древним мыслителям, которые искали основу для объяснения закономерности, которая, несмотря на всю изменчивость, все яснее выявляется при изучении природных явлений. После эпохи Возрождения, когда наука вступила в столь плодотворный период, атомная теория постепенно приобрела величайшее значение для физических и химических наук, хотя еще полвека назад было общепризнано, что из-за грубости наших органов чувств любое прямое доказательство существования атомов всегда оставалось за пределами человеческого понимания. Однако с помощью усовершенствованных инструментов современной техники развитая экспериментальная физика устранила это ограничение и даже дала подробную информацию о внутренней структуре атомов.

В частности, оказалось, что открытие того, что почти вся масса атома сосредоточена в центральном ядре, имело самые далеко идущие последствия. Стало очевидным не только то, что поразительная стабильность химических элементов обусловлена неизменностью атомного ядра при воздействии обычных физических факторов, но и то, что изучение особых условий, при которых могут происходить расщепления самих ядер, открыло новую область исследований. Было обнаружено, что такие процессы, посредством которых преобразуются сами элементы, принципиально отличаются по характеру и интенсивности от химических реакций, и их исследование привело к быстрой череде важных открытий, благодаря которым в конечном итоге появилась возможность крупномасштабного высвобождения атомной энергии. Этот прогресс был достигнут в течение нескольких десятилетий и не в последнюю очередь благодаря наиболее эффективному международному сотрудничеству. Мировое сообщество физиков было, так сказать, спаяно в единую команду, что сделало более трудным, чем когда-либо, разделение вклада отдельных участников.

Мрачные реалии, открывающиеся миру в наши дни, несомненно, оживят в умах многих ужасающие перспективы, предсказанные в художественной литературе. При всем должном восхищении этим воображением, однако, крайне важно оценить контраст между этими фантазиями и реальной ситуацией, с которой мы сталкиваемся. Далекие от того, чтобы предлагать какие-либо простые способы вызвать разрушение, так сказать, с помощью колдовства, научные открытия ясно показали, что использование ядерного распада для разрушительных взрывов требует самой тщательной подготовки, включающей глубокое изменение атомного состава материалов. Поразительное достижение демонстрации огромной мощности на основе опыта, накопленного при изучении мельчайших эффектов, заметных только с помощью самых тонких приборов, на самом деле, помимо самых интенсивных исследовательских усилий, потребовало колоссальных инженерных решений, поразительно раскрывающих возможности современного промышленного развития.

Действительно, мы не только оставили далеко позади те времена, когда каждый человек в целях самозащиты мог поднять ближайший камень, но мы даже достигли стадии, когда степень безопасности, обеспечиваемая гражданам страны мерами коллективной обороны, совершенно недостаточна. Против новых разрушительных сил никакая защита невозможна, и мы должны поставить вопрос о всемирном сотрудничестве, направленном на предотвращение любого использования новых источников энергии, которые не служат человечеству в целом. Возможность международного регулирования с этой целью должна быть обеспечена самим масштабом и особым характером усилий, которые будут необходимы для производства нового грозного оружия. Однако очевидно, что никакой контроль не может быть эффективным без свободного доступа к полной научной информации и предоставления возможности международного надзора за всеми инцидентами, которые, если их не регулировать, могут стать источником бедствий.

Такие меры, конечно, потребуют отмены барьеров, которые до сих пор считались необходимыми для защиты национальных интересов, но теперь стоят на пути общей безопасности перед лицом беспрецедентных опасностей. Конечно, для разрешения опасной ситуации потребуется добрая воля всех наций, но следует признать, что мы имеем дело с тем, что потенциально является смертельным вызовом самой цивилизации. Едва ли можно было представить себе лучший фон для решения такой ситуации, чем искреннее желание создать прочную основу для мировой безопасности, столь единодушно выраженное всеми теми нациями, которые только объединенными усилиями смогли защитить базовые права человека. Степень вклада, который соглашение по этому жизненно важному вопросу внесло бы в устранение препятствий на пути к взаимному доверию и в содействие гармоничным отношениям между нациями, вряд ли можно преувеличить.

В решении стоящей перед нами великой задачи, которая возлагает на наше поколение серьезнейшую ответственность перед потомками, ученые всего мира могут предложить самые ценные услуги. Узы, созданные в результате научного общения, не только формируют одни из самых прочных связей между людьми из разных стран, но и все научное сообщество, несомненно, присоединится к энергичным усилиям, направленным на то, чтобы вызвать в широких кругах адекватную оценку того, что поставлено на карту, и призвать человечество в целом прислушаться к прозвучавшему предупреждению. Нет необходимости добавлять, что каждый ученый, принимавший участие в закладке фундамента для нового развития или призванный участвовать в работе, которая могла бы оказаться решающей в борьбе за сохранение состояния цивилизации, при котором человеческая культура может свободно развиваться, готов оказать помощь любым доступным для него способом. Ему удастся добиться достойного исхода нынешнего кризиса человечества - достижения идеалов, за которые на протяжении веков боролась наука.