В этом южном городе

Александр Москвитин 1
«В этом южном городе»: традиции против развитОго социализма

Посмотрел довольно малоизвестный фильм – «В этом южном городе». Снят на киностудии «Азербайджанфильм» в 1969 году - https://www.youtube.com/watch?v=FOPHD64aNjM&t=2683s

Вот что пишет об этом фильме Википедия:

"Лирико-психологическая драма. В фильме рассказывается о жизни одного из самых южных городов, где присутствуют также остатки прошлого, которые укореняются в сознании людей и нравственные проблемы выходят на первый план. Новизна и отсталость в центре борьбы человека, представляет собой процесс, цель которого избавление от ига устаревших традиций".

По этому очень краткому описанию сложно понять – что это за фильм и о чём он. Его надо смотреть. Но я сейчас попытаюсь кратко пересказать сюжет и поразмышлять об увиденном.

Баку, лето 1968 года. Старый район города, частный сектор и спальный район. Улица, на которой жили столетиями. Все друг друга знают. Обитатели улицы стараются свято блюсти традиции предков.
Фильм начинается с того, что приёмщик посуды уговаривает свою помощницу идти домой, встречать мужа, который вернулся из тюрьмы. Он отсидел пять лет за убийство (сбил человека машиной). За время его отсидки жена устроилась помощницей приёмщика посуды и родила от него ребёнка. По меркам обитателей улицы это – страшный грех. Приёмщик и изменница со страхом ожидают мужа-зэка. Они знают, что он обязательно придёт и сотворит нечто ужасное. Этого ожидает вся улица. И действительно, муж-зэк приходит с дубиной и… убивает приёмщика посуды, который опозорил его, его жену и его род. За процессом убийства наблюдает ВСЯ УЛИЦА, десятки людей. НИКТО НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ. Приёмщик пытается сопротивляться, но муж-зэк запросто убивает его – дубиной он проламывает череп человеку, тот падает на землю и умирает. Приезжает «скорая», милиция, убийцу уводят, труп забирают. Мальчик приносит воду в бутылке и смывает кровь с мостовой.
Самое интересное, что это страшное преступление никто не обсуждает и не осуждает. Так, иногда вскользь вспоминают.

Главная сюжетная линия: нефтяник Мурад хочет выдать замуж младшую сестру. Он сговорился со своим другом – бездельником Тофиком. Свадьба назначена, хотя невеста и не любит жениха, Тофик гораздо старше её и ей он безразличен. Но у невесты никто не спрашивает её мнения. Брат и мать строго следят за нравственностью невесты: Мурад отчитывает сестру за то, что та ходит в кино с однокурсниками. Согласно местному кодексу поведения, традициям предков, незамужняя девушка (тем более, невеста) не должна себя так вести. Таким поведением она позорит всех: себя, жениха, семью, род.
Тофик вроде бы не против женитьбы на сестре друга. Но случилось так, что он едет в Россию (на открытие бюста своего героя-отца) и там влюбляется в русскую женщину. И привозит её в Баку в качестве своей жены, что идёт вразрез с традициями и понятиями. Своей женитьбой на другой женщине Тофик оскорбил своего друга, его сестру, его семью и грубо нарушил традиции предков. Мурад в бешенстве. Вся улица смотрит на Мурада и ждёт, что он отомстит Тофику. Он должен убить Тофика, не меньше. Мурад колеблется, но всё-таки решается на убийство. Он бросается на Тофика с ножом. Свидетелями этого становится вся улица. Мурада пытаются остановить, но в итоге ему дают возможность совершить «правосудие». Однако Мурад приставляет нож к животу Тофика и на этом останавливается.
На следующий день Мурада вызывают в милицию, где ему, видимо, дадут 15 суток за нарушение общественного порядка.

Вот такой фильм.
Должен признаться – это шикарное кино. Такое впечатление, что смотришь итальянский фильм 1950-х годов: южный город, расслабленная атмосфера, много бездельников, громко орущие мамаши… Узкие улочки, мотоциклы, грузовики и легковушки, бегущие за машинами дети. Рядом – море, много солнца. В общем – сплошная Италия.
Но это не Италия. Это СССР, период брежневского развитОго социализма. На дворе – 51-й год Октябрьской революции. Уже сменились поколения, уже давно с женщин снята паранджа, уже значительно ослабло влияние церкви. Но…
Рядом с этой как бы Италией – зашуганные традициями девушки, похороны убитого, в которых участвуют только мужчины, какие-то дикие (с точки зрения советских людей) нравы. И всё это происходит в прекрасном городе
Баку, в столице славного Советского Азербайджана. Оказывается, здесь продолжают блюсти старинные традиции, руководствуясь заветами предков. Главные традиции таковы:

1. Мужчина выше женщины.
2. Высшая ценность – это семья.
3. За чистотой и нравственностью женщины нужно следить.
4. За оскорбление рода нужно убить оскорбившего.
5. Тот, кто не убьёт оскорбившего – трус, его будут презирать.

И это конец 1960-х годов!
И это – цивилизованный город Баку, столица республики!
Можно только представить, что творилось в провинции – в мелких городках и аулах Азербайджана, Кавказа, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Кстати, в фильме нет ни лозунгов, ни «решений съезда», ни парторгов, ни комсомола, ни пионеров. В начале фильма мелькает какой-то памятник, видимо, Ленину (его снесут в начале 1990 годов). Всё максимально аполитично, как бы вне СССР, вне эпохи «развитОго». Улица живёт своим законом – законом предков. И этот закон очень суров. Но главное, он вступает в противоречие с советским законом, с Моральным кодексом строителя коммунизма, с постулатами марксизма-ленинизма и с догмами брежневского «развитОго социализма».
Фильм демонстрирует зрителям, что в Баку 1968 года очень много бездельников – 20-30-летних мужчин, праздно слоняющихся по улицам. Им нечем заняться, поэтому они следят за нравственностью девушек, делают замечания тому или иному мужчине, который, по их мнению, уж слишком открыто развращает молодых незамужних девушек. Эти бездельники из общественной «милиции нравов» не хотят строить социализм. Их главная задача – соблюдение закона предков, поддержание традиций и передача их новому поколению.
Кстати, ровно через двадцать лет – в 1988 году – началась война в Карабахе. Это подросли дети, которые видели реализацию традиций предков в деле: убийства, кровная месть, патриархат, огромное влияние духовенства. Эти дети и стали мясом для карабахского фарша.
В общем, довольно неожиданный (даже для меня) фильм.
Раскрывает СССР ещё с одной стороны.
Какие можно сделать выводы из увиденного:

1. Десятки лет Советской власти не смогли сломать традиции предков.
2. Во многих регионах СССР сохранилось традиционное общество.
3. Социализм (марксизм-ленинизм) был просто пылью на поверхности социума.
4. В СССР было очень много безработных. Которые в конце советского периода стали бойцами разных армий в разных войнах (некоторые из них идут до сих пор).
5. Мы до сих пор очень мало знаем о реальном Советском Союзе.

Всем рекомендую посмотреть этот фильм.

30 марта 2023