Серые кардиналы России 6

Жека Никитин
                Продолжение.

                Агент Запада

                Многие в то время подозревали, что в высшее руководство СССР пробрался агент влияния Запада, который своими манипуляциями сумел повести за собой Михаила Горбачева. 15 августа 1991 года, бюро президиума Центральной контрольной комиссии (ЦКК) КПСС - верховный дисциплинарный орган партии - признало взгляды и действия Александра Яковлева, как главного «прораба перестройки», несовместимыми с пребыванием в партии. Этим фактически запускалась процедура исключения ближайшего соратника Горбачёва из партии. Однако Яковлев всех опередил и на следующий день сам подал заявление о выходе из партии. В это время он уже создал собственную партию - Движение демократических реформ. До запрета КПСС и краха СССР в целом оставалось всего несколько месяцев.
                Прямых доказательств о связях Яковлева с западными разведками до сих пор не предъявлено и многие считают, что это не более чем конспирологическая байка противников перестройки и демократизации. Эти слухи якобы распространяются исключительно с целью дискредитировать главного борца за свободу и демократию внутри аппарата ЦК КПСС.
                Впоследствии Яковлев сам обращался в Генпрокуратуру РФ с целью произвести расследование с привлечением материалов СВР. Хотя результаты этого расследования опубликованы не были, а по словам самого Яковлева обвинения в его адрес не нашли подтверждения. Если быть последовательным в этой истории, то ещё в процессе расследования прокуроры недоумевали, почему их не пускают в архив СВР. А без этого никакое реальное расследование невозможно.
                Как я уже писал в предыдущей статье, в поле зрения КГБ посол Яковлев попал случайно. В Оттаву он был сослан после скандала в 1972 году с его статьёй «Против антиисторизма» в «Литературной газете». В ней Яковлев с как бы марксистских позиций подверг резкой критике «проявления национализма» в советской литературе.
                В это время в стране поднималась кампания против национализма. Он, в связи с этим подверг резкой критике в основном русскую литературу, по так называемому «русскому духу», который, по его мнению, то ли вовсе не существует, то ли представляет из себя что-то отжившее и архаичное. Не соответствующее марксистскому «принципу историзма» в литературе.
С ним не согласился Михаил Шолохов, который в то время обладал достаточным аппаратным весом, чтобы довести дело до обсуждения на Секретариате ЦК, а затем и даже на Политбюро. Кроме того, в самом ЦК к началу 1970 годов сформировалась некая группа, скрытно поддерживавшая взрывной рост русского национального самосознания, были даже разговоры о формировании российской партии в рамках РСФСР, как и при Сталине и более справедливого для русских регионов перераспределения бюджета.
                Именно эти государственники и попали под удар западника Яковлева. Потом, по результатам дискуссии Александр Яковлев был отстранён от работы в ЦК и на 10 лет отправлен послом в Канаду. По тем временам это считалось правильным решением, но как оказалось позже, была сыграна злая шутка.
                Бывший «сталинский» начальник разведки, бывший начальник Высшей школы КГБ Евгений Питовранов, с 1966 находился в действующем резерве и возглавлял Торгово-промышленную палату СССР. Он предложил Андропову создать «личную» разведку, формально не входящую в ПГУ КГБ, со своей альтернативной агентурной сетью, на базе Торгово – промышленной палаты. В неё предлагалось завербовать работников Внешторга СССР, а также отставников разведки и сотрудников профильных НИИ. Основной целью становились западные бизнесмены, заинтересованные в работе с СССР, учёные и государственные деятели. Вся эта сеть замыкалась лично на Евгения Питовранова, а тот в свою очередь отчитывался только Андропову. Ещё одним посвящённым на начальном этапе становился Калгин. Назвали операцию незамысловато: «Фирма».
                Через эту «фирму» предварительно и появилась информация о том, что посол в Канаде Александр Николаевич Яковлев живёт сильно не по средствам. Поскольку речь шла о члене ЦК и бывшем подчинённом Суслова, Андропов поручил расследовать его жизнь в Канаде не внешней контрразведке ПГУ, а «Фирме». Быстро выяснилось, что расходы Яковлева превышают не только его зарплату, но и вообще всю сумму, которая выделяется на представительские расходы посольства. Происхождении дорогих вещей он объяснял незамысловато - подарок. Вскоре, агент «Фирмы» получает от своего высокопоставленного источника в США сообщение о том, что ЦРУ находится на связи с российским послом в Канаде. И началось всё это ещё в Колумбийском университете.
                Яковлев находился под влиянием неких идей и теорий, которые старался перенести на советскую почву. Идей и теорий, сильно ускоривших разрушение государства, которому Яковлев был назначен служить. Научным руководителем Яковлева во время его стажировки в Колумбийском университете в США в 1958-1959 годах был знаменитый профессор Дэвид Трумэн. Идеи Трумэна, воспринятые Яковлевым, выходили далеко за рамки привычного западного антикоммунизма. Хотя именно антикоммунизм стал затем составной частью идеологии
Александра Яковлева, которую он открыто провозглашал.
                Позднее, Яковлев утверждал, что марксизм себя дискредитировал, реформировать КПСС не представляется возможным, а основные структуры советской власти нужно просто разрушить. На словах это выглядело как пресловутый «плюрализм», то есть многоукладность и многопартийность политики, а также «гласность». Позднее эта терминология появилась и у Горбачёва. У Трумэна это всё называлось «теорией заинтересованных групп», согласно которой государство управляется некими группами, взаимодействие между которыми должно быть определено «правилами игры», которые все добровольно соблюдают.
                Собственно, сегодня ничего не изменилось, подобные заинтересованные группы являются принадлежностью российской политики. Поэтому вполне можно резюмировать, что та до перестроечная доктрина управлением России, нисколько не изменилась, а только больше внедрилась в наше государство.
В реальной жизни это означало не только уничтожение советской системы государственного и экономического устройства, а разрушение самого уклада жизни.
                Яковлевская теория и практика не предусматривала поступательного реформирования, ибо страну и советскую власть, по его мнению, реформировать было невозможно. Их надо было просто уничтожить, а затем строить светлое государство будущего, отталкиваясь от теории регулируемых «заинтересованных групп». Чем, позднее и занялся его протеже и ученик Чубайс.
                Это уже был не антикоммунизм, который мог являться лишь начальной частью этих разрушений. Возникла необходимость отречься от прошлого, чтобы построить демократию. «Новое мышление», слово из горбачёвского словаря, являлось переориентацией внешней политики на западные государства без учёта собственных национальных интересов.
                Все эти красиво звучавшие для интеллигенции идеи повлекли за собой сознательное разрушение каркаса государства. А на его замену не предлагалось ничего, кроме «теории управляемых групп». Более того, идеи, которые Яковлев вкладывал в Горбачёва, вообще не предусматривали какой-либо национальной самобытности СССР или России, как его стержня. Это был вульгарный перенос американской политической модели на российскую почву.
                Эта тема была доведена до Брежнева, который не поверил этому, решив, что между главой КГБ и Яковлевым какая-то личная неприязнь. «Среди членов ЦК предателей быть не может» - написал Брежнев на записке Андропова. Таких записок передавалось несколько.
                Яковлев, узнав про это предупредительно использовал такую информацию, передав ЦРУ свои мысли относительно его разоблачения. Управление в свою очередь сумело завербовать сотрудника «фирмы». В 1983 году разведка получила информацию, что в Москве, «в кругах, близких к Внешторгу», работает агент одной из западных спецслужб. Единственное, что было о нём известно, - склонность к гомосексуализму, на чём его и завербовали. Спешно стали искать «крота». Вся эта лихорадочная деятельность переполошила вспугнула его и летом1984 года парторг отдела «П» Леонид Кутергин - несколько странный мужчина, с повадками менекенщика выехал в служебную командировку в Швейцарию и пропал. Швейцарская полиция нашла его одежду на берегу какого-то водоёма и решила, что он утонул. Тело искать не стали. И через некоторое время его тело, живое и здоровое, объявилось в Бонне в должности советника западногерманской разведки, БНД. «Фирму» расформировали в 1985 году по окончании расследования, и КГБ разорвал всякие отношения с Питоврановым.
                Как результат была скомпрометирована и общая информация, исходившая от «Фирмы». В том числе и материалы по Александру Яковлеву. А в горбачёвские времена любая информация по закадычным друзьям генсека и вовсе торпедировалась. Крючкову уже просто ничего не оставалось как писать Горбачёву официальные бумаги на Яковлева и прочих, отлично понимая, что результата не будет. Генерал Бобков позднее говорил: «Опоздали с разоблачением Яковлева не мы. Это наш председатель (оказавшийся, между прочим, во главе КГБ благодаря Горбачёву) проявил нерешительность, попытавшись уладить всё кулуарным способом, вместо того чтобы задолго до августа 1991 года обнародовать материалы разведки, предупреждавшие общество о подготовке Соединёнными Штатами развала СССР через группу Яковлева».

                Продлжение следует