Серебряные трубы. Эпилог

Валерий Слюньков
К весне в нашем цеху располагалось серьёзное сооружение. Основа - мощная, несущая всю конструкцию двутавровая балка длиной десяток метров. По разным её концам вертикальные оси, на которых зубчатые колёса. Широкая транспортёрная
лета с отверстиями под "зубы" колёс образует замкнутую, закольцованную цепь, и на той ленте прочно закреплены типа ящиков, как их назвал Пётр Маркелыч -
водяные амбары, двадцать штук. Это те самые подвижные плотины, которые будут принимать течение воды, наполняться и тянуть всю систему "амбаров", и вращать вал генератора.

 А как же тогда те же амбары, будут возвращаться в исходное положение? У Артёма -то они выходили из воды и шли назад по воздуху. А здесь всё под водой, значит - в обратную...против течения? Сила на силу -ноль? А вот тут и была реализована уже моя идея; ящики были со свободно открывающимся на шарнире дном. Когда такой выйдет на течение у главного, рабочего колеса, вода надавит на дно и оно повернётся внутрь, плотно закроет ящик, наполнив её,а пройдя весь цикл, на заднем колесе повернётся и течение надавит на дно уже с обратной стороны, оно откроется, и сопротивление будет небольшим.

 Артём, когда узнал об этом, обрадовался, значит всё будет под водой, бесшумно, народ в деревне ворчать не будет". Помолчал. "Слушай, выходит, это уже не моя задумка, тут уже ты больше рулишь". "Нет, Артём. у тебя на руках авторское свидетельство. Это всё только твоё. Главное идея, и она... сам знаешь". Пётр Маркелович с двумя своими помощниками с видимой гордостью посматривали на дело рук своих. Машина уже и правда выглядела впечатляюще, но работы ещё было много. Скоро придёт выписанный генератор, надо будет думать о приводе, редукторе и пр.. Дел много, затраты потихоньку "съедали" мои ресурсы. Дед выдал новую сумму из тех моих денег, спасённых от судебных исполнителей. И только спросил типа "не запалишь всё в эту воду? У тебя, парень, семья". "Уверен, деда! Всё вернётся, ничего не пропадёт".

 Хотя где-то глубоко и сидела тревога и некоторая неуверенность. Но дело зашло далеко, значит надо его доделывать, а там... что будет. Вспомнились такие же мои тревоги, когда реализовывал свою задумку с "трубой". Там, плохо ли хорошо, получилось. Идея сработала. А как будет... ладно, не стоит задумываться на половине пути. Весна всё больше вступает в свои права. Артём, с привлечённым бульдозеристом, закончил, начатую осенью, планировку берега в месте установки нашей машины.
Ну что? Всё готово. Надо делать дело. Ещё зимой, наезжая к Артёму, видел, как он со своими заединщиками, ремонтировали электорсети по деревне, ставили столбы, где их уже поубирали, подводили к домам провода. Прямо завидовал его уверенности в успехе. И сейчас, вид ряда новеньких столбов с проводами, спустившегося прямо к месту установки нашей станции, увеличивал мою тревогу. Получиться ли...

Наверное всё небольшое население деревни собралось на берегу, где сразу два мощных автокрана, аккуратно сняли с трейлера наше сооружение, установив его на катки из брёвен. На них бульдозер подтащил установку к берегу, краны подняли и в два приёма машина встала на приготовленное ложе, наискосок к течению, чтобы
"амбары" не "затеняли" друг-другу течение "Ну что, Артём? Как говориться, сбылась мечта идиотов? Твоя, да и моя, в придачу?"

Попытался шуткой как-то успокоить Атёма, видя как он сильно волнуется. Наша "ГЭС" стояла на месте, вся скрыта под водой, возвышались только редуктор с генератором и с огороженной площадкой вокруг него, шкаф электрооборудования, который Артём, по образованию инженер-электрик, соорудил сам. И там всё было непросто, потому что была необходима регулировка напряжения, удержание его стабильной величины при изменении скорости течения и нагрузки. И видно было то, что меня радовало -лента, со стороны рабочих, наполнившихся амбаров была сильно натянута.

Тем временем помощники Артёма протянули кабель от крайнего столба, и недолго поработав. подключились к расходному автомату. Всё..."Давай, Артём... в час добрый". Он оглянулся на стоящих неподалёку, приобнявшихся, Тамару и Ирину, явно волнуясь, кивнул им и прошёл по трапу на площадку. А я увидел, как по берегу прокрался тихо знакомый джип, остановился, но никто из него не вышел. Подумал, откуда узнал, вроде не предупреждал...Ну ладно. Всё в сторону... решающий момент

Артём положил руку на рычаг стопора, чуть постоял, опустив голову, и резко перевёл рычаг. Ну... Ничего, всё так же вода оббегает наполненные "амбары"... Артём растерянно поворачивается ко мне, а я... начинаю радостно смеяться. Он, минуту, непонимающе смотрит на меня, а я показываю ему на машину. А там, набирая скорость, видимые под небольшим слоев воды над ними, пошли-пошли наши амбары, поворачиваясь, и с открывшимися днищами идут назад, вновь поворачиваются на рабочем колесе, и набрав воды, мчат всё быстрее всю ленту. Вот слышно загудел редуктор, Артём повернулся к электрошкафу. Видно было, как он что-то там подкручивал. Не мог стоять на месте, взлетел по трапу на площадку. "Ну? Как, Артём?" "Не мешай, смотрю напряжение, вроде стабильно. Так, включу нагрузку"

 Повернулся в сторону деревенских улиц. Щелчок автомата, и...на видимых отсюда столбах на улице, споря с весенним солнцем, загорелись лампочки.
В немалом доме Артёма тесно; здесь участники и творцы последнего акта нашей эпопеи, и Пётр Маркелович со своей бригадой. Сдвинутые столы уставлены наскоро нарезанными колбасой, сыром, бутылками, соленьями,всем, что привёз на своём крутом джипе мой старый друган Игорь, и достала из свои запасов, Тамара. "Я же знал, что вы, изобретатели, народ непрактичный, вот и озаботился. Дело-то сделано, надо отметить". "Откуда узнал, Игорь?, я ведь не рассказывал"... Смеётся - "Мир слухами полниться".

 В стороне от толпящихся гостей шустрый корреспондент расспрашивает смущённого Артёма под камеру оператора. Они, тоже привезённые Игорем, перед этим снимали нашу "ГЭС". "Ну вот, опять я перед тобой в долгу". "О чём ты? Мой завод по-настоящему поднялся только благодаря  заработанному на твоих "трубах, потому хочу помочь ваше дело выпустить в мир, просто отблагодарить. А моё участие здесь, вижу, не нужно, и это хорошо. Всё должно пойти по накатанной, само-собой. Помнишь, как у нас с твоими "трубами"? Но теперь у тебя опыт. Так что помогай своему родственнику, он, как понимаю, главный, изобретатель и держатель авторства".

 Разъезжались домой в сумерках, весь посёлок был освещён фонарями на столбах, светом из окон домов. Наша "ГЭС" работала. Провожая нас, Артём, усталый, радостно-опустошённый, признался, что сейчас, впервые за много дней, наконец, выспится.

Время пошло, пошла, расширяясь в географии, слава об Артёмовой ГЭС. Рек, подобным нашей, оказалось немало. Созданный Артёмом небольшой коллектив из его сокурсников-энергетиков, обоснованно, с расчётами и чертежами, оформляли авторские проекты, которые быстро реализовывались. Пошли реальные, неплохие доходы, позволяя всё больше расширять дело. И однажды Артём сказал, что перечислил на мой счёт все те затраты, что вложил в его идею.

Ну что? Можно пожинать плоды? Зажить богато? И устроили совет, межсемейный так сказать. Артём с Тамарой да мы с Ириной. Построить крутые дома, чтобы и поместья и прислуга, что советовал Игорь, сам так давно живущий - отмели не обсуждая. И я, и Ирина пожили в "богачестве", о чём вспоминать не хочется. Конечно, надо обустраиваться, хорошие дома, кому квартиры, и... всё. У Артёма далеко идущие планы: строить ещё несколько ГЭС, чтобы рос посёлок у задуманного деревообрабатывающего завода, а значит и школа, и медчасть... да мало ли? Ту же ферму надо заводить,  чтобы молоко и пр... . Словом планов громадьё, и, как полагаю, и нам с Ириной дело найдётся. Жизнь продолжается, а там, как знать, может какая и новая идея вновь увлечёт и лишит покоя. Тем и интересна жизнь, которая не кончается. Недавно Ирина прошептала мне по секрету, что у нас скоро будет прибавление в семье. И эта настоящая радость для меня, наверное поболе той, что бывала в моменты свершений нелёгких дел. Будем жить!

 

К уважаемым читателям, что смогли прочитать этот "самый правдивый рассказ".
Приношу извинения, что придавал сюжету видимость реальных событий. Но...
внимательный читатель заметил, наверное, что ни разу не названо имя ГГ,
упоминания родителей и пр., чем автор давал понять, что такого реального
человека просто нет, как и реальности тех идей, вокруг которых всё и "закручено".
Что хотел сказать? Да только то, что неожиданные деньги далеко не всем приносят счастье, потому как по разному его понимают. И только радость от свершений, творчества, сделанных на такие деньги, и приносят многим настоящее счастье.
А получилось у автора так, как получилось. Всем моя благодарность и самые добрые пожелания!