Улыбка Бога. Хорошавушка

Александр Щербаков-Ижевский
Фрагмент из рассказа "Улыбка бога"

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ ВОЙНЫ, МОЕГО ОТЦА
ЩЕРБАКОВА ИВАНА ПЕТРОВИЧА (28.10.1923-10.06.1964)

Последний месяц лета. Заключительное трезвучие урожайного времени года. Хлебород. Палящий зной далеко за тридцать. Жара, мочи нет. Пекло. Абсолютное безветрие. До тошноты уму непостижимый парёж.
Среди новгородских болот трудно дышать — испарения сероводородных купелей забили глотку. Тухлятина сивушного метана набила оскомину до блевотины. Реагенты аммиака кружат голову, туманят глаза, забивают носоглотку.
Однако накануне прошли дожди. Из воздуха сочится водяная пыль, под обжигающими лучами светила превращаясь в обильную росу. До этого изнывающие, опалённые зноем растения теперь немного повеселели, цветы расправили лепестки, мокрая земля возрадовалась подсолнечной жизни.
Удивительно терпкий запах разнотравья взмывал к небесному простору, потоками ветра разносился вовсю ширь, расстилался по глади мутных потоков. Словно ожидая предсказуемых благоприятных изменений, природа замерла.
За ближайшей излучиной прижатое к зеркалу воды белесым лёгким туманцем видится диво дивное. Словно девка на выданье, перламутровыми соцветиями красуется разноцветная дуга до неба — радуга.
Глядя на широченную, беспечную улыбку природного явления, люди в ответ тоже наслаждаются жизнью, радость поселяется в душах, грусть и заботы уходят куда-то далеко-далече.
Удивительное ощущение, как будто на дворе нет всенародной беды. Наслаждение, испытываемое свидетелями таинства, сродни вкушению терпкого вина из лучезарного виноградного нектара. Картина маслом.
Так ли на самом деле? Никому ещё на свете не удавалось прикоснуться и погладить божественную красоту. Скептики говорят, что цветное роскошество не может существовать наяву, поскольку это всего лишь иллюзия, обман зрения, который людям только кажется.
Ни одно живое существо на грешной Земле не способно увидеть божий дар. Человек уникален: он наблюдает радугу, он восхищается ею, он верит, что неземная прелестница именно его способна оградить от невзгод и принести счастье.
Видением семицветного чуда принято наслаждаться. Согласно народной молве, природные силы обещают избранным баловням судьбы, увидевшим феномен природы, светлое беспечно-радужное будущее, счастье через край и омытое хрустальными водами здоровье.
Говорят, где начинается радуга, там зарыт клад. Кто пройдёт под радугой — будет жить в прекрасном самочувствии. А кому посчастливится пройти под чудом природы в обе стороны, тот будет жить вечно.
Считается: если любимец фортуны со всей страстью потерял голову от сказочной хорошавушки, значит, навсегда воспылал любовью к жизни. Можно не сомневаться, судьба повернётся в сторону романтика, испытавшего божественное начало. Грех насмехаться над родившимся под счастливой звездой, ведь каждый свидетель прекрасного хотел исполнения спущенных с небес желаний.

Вопреки миролюбиво настроенной первостихии, венец творения в массовом порядке вершил свою неуклюжую историю. Вот и мы тоже поротно, повзводно, друг за другом, в суете неотложных, рутинных мужских дел, нет-нет да и поглядывали на бескрайнюю ширь небосвода.
Как ни странно, но почти все идеалисты общества равных прав и возможностей, страдающие от колдовского болотного влияния, были объединены единым убеждением о превосходстве внеземных сил над бренным миром.
Всё-таки была в среде горе-умников слабость. Хотели того или нет, но даже самые прокоммунистически настроенные красные воины безоговорочно попали в коварно расставленные сети чаровницы.
Свидетели на зависть роскошного явления восхищённо рассматривали небесное волшебное творение. Шикарная прелюдия светлой надежды, вера в благополучный исход тяжкого испытания укреплялись.
Хотя сердце подсказывало о невозможности исполнения безальтернативных благих намерений для всех общим гуртом.

Как и положено иллюзорному видению, радуга была выше человеческой незамысловатой суеты и беспечно наблюдала за происходящими земными катаклизмами со стороны. Внизу ничего не менялось. Каждый день одно и то же.
Вот судьбоносная речонка неспешно и плавно несёт свои вялые мутные воды в сторону Старой Руссы.
А здесь множество людей копошится вдоль берегов с обеих сторон речного прибрежья. Лошади, запряжённые в телеги с ящиками зелёного цвета, на ладан дышащие тягачи, механизмы с выступающими за стальные щиты трубами и средства передвижения с тяжеленными грузами.
С виду хаос, но, если присмотреться, нелепая суета подчинена строгому исполнению желаний царя природы.
С бескрайней высоты радуга видела на земле всё, а люди попросту любовались небесным видением. Богом меченые везунчики даже умудрялись по нескольку раз сбегать или пройти туда-сюда под акварельным коромыслом. Наверное, родились в рубашке. Отчаянные ребята: сильные, храбрые, ловкие.
Особое удивление вызывал сорвиголова, который, засматриваясь на беспечную улыбку посланницы бога на земле, прополз на животе сначала в одну сторону, а затем вернулся на исходную.
И зачем ему эта суматошная катавасия нужна? Хотя одержимость и целеустремлённость удалого парня завораживали. Необыкновенно. Странно. Совершенно необъяснимо с точки зрения небесной канцелярии. Чудеса, да и только.

Действительно. Красоту жаркого лета между водой и лесом никто не отменял. Хотя в рукотворно созданной ситуации совершенно недосуг было восхищаться идиллией мироздания. Прекрасные чувства остались где-то далеко-далече в другом летоисчислении.
В реалиях глаза бы не смотрели на блестящую поверхность слюдяных водотоков, по всей округе зеркаливших развесёлых солнечных зайчиков.
Понятно, что это наивная обманка. Даже при самых благоприятных раскладах не удастся искупнуться в затоне. Не ровен час, расслабишься и тогда жди беды. Бесплотные русалки дивной красоты, не испачканные земными грехами, с помощью девяти грамм свинца увлекут в кривое придонное отображение. Не  накликать бы на свою голову неудачу в делах или того хуже — несчастье.
Видимо, у меня девять жизней, если до сих пор во здравии. Закрепиться бы в одной, остальные восемь ни к чему вовсе, одна обуза — воспоминания.
Страхи, видения, бесперспективные надежды — тоже побоку. Посмотрим, как оно здесь и сейчас сложится…

Май 2017 года