Ульяна

Елена Курышева
 
Жила была девица Ульяна в доме батюшки своего Ивана. Обычная она была девица, да не простая, все наперед знала.

Пришел к батюшке Егор, хотел на Ульяне жениться. Она от ворот поворот, что Егор за птица. Обычный парень, живет в деревне, на завалинке распевает песни. А мне такой не нужен, уж очень с ним будет скучно.

Однажды пришла бабка Агафья, попросила денег в долг из-за несчастья.

И Ульяна батюшке говорит:

- Подумаешь, несчастье, корова издохла. Не наша это забота. Не отдаст она денег, наперед знаю. Не давай, пусть с другими беду разгребает.

Батюшка все ж не послушал Ульяну, помог чем мог старухе Агафье. Денег в долг дал, да и простил его сразу. Помощь бабка приняла, благодарна, а про дочку шепнула Ивану: «Есть средство от злого сердечка. Помочь может Сверчок запечный, что живет в Тридевятом царстве, у царя батюшки Благонрава. Не простой тот сверчок, все его почитают, его советы с благодарностью исполняют. Может он и подскажет, поможет, а я пойду, спасибо за помощь».

Стал Иван думу думать, решать, как в Тридевятое царство попасть, чтобы узнать совет ценный.

Подумал Иван, поразмышлял и решил, сам удачу попытать, дочку свою к добру повертать. Принес в дом малого котенка, дает его Ульяне. Она хохочет звонко, вроде нравится ей котенок. Но обидел он ее шустренок, царапнул за белую ручку.

Бросила она его, закричала: «Чтобы я его больше не видала. Не нужен мне такой хулиган, унеси его хотя бы в сарай. Пусть там обитает, и мне не досаждает».

Грустно Ивану, странно, как он такой вырастил Ульяну?

Пробовал еще и то, и это. Ничего не получилось, на свете видимо такой уж придется жить Ульяне. А может все ж таки к Сверчку за знанием?

Пришел Иван к Егору, стал разговаривать разговоры.

- Я же знаю Егор тебе люба Ульяна. Так женись на ней, будете знатною парой.

- Да, Иван, Ульяна мне мила, только не любит она меня. Ей постыло, что я простой парень. Ей другого для жизни надо: чтобы деньги рекой да умные речи… Не пойдет она за меня.

Такие вот речи мужики меж себя говорят. Тут Иван рассказал Егору по Сверчка запечного, что дает советы сердечные.

Удивился Егор, подумал и отвечает:

- Что ж пойду я к нему, чего не бывает. Может правда подскажет что делать, чтоб Ульяну добрее сделать.

Благословил Иван Егора и пошел тот далеко, в Тридевятое царство к батюшке царю Благонраву. Долго ли нет ли не ведаю, шел наш герой за советами.

 Шел он лесами, дОлами, равнинами. Речку в брод перешел быструю. Все бы ладно, да потерял свой лапоть, утонул тот  в реке стало быть. Сел Егор на пенек, думу думает:

- Без лаптя не дойду, грустно ведь. Вдруг вокруг вихрь кружится, и пред ним встают две  девицы.

- Что Егор, оставайся здесь с нами. Расскажем как тебе жизнь свою наладить и богатство денежное себе заграбастать.

Подумал Егор и ответил:

- Нет девицы, не время. Нужно мне к Сверчку добраться, чтобы узнать как Ульяне к добру повертаться.

Закричали девицы, завопили, пылью да песком Егора завалили. Только он-то человек не простой, хоть  в одном лапте, а с головой. Быстро он с наметенным справился. Девицам прощай сказал, и отправился дальше по лесной дороге, в одном лапотке, как убогий.

Вдруг видит на пне широком стоит Старик-лесовик, лукошко с грибами держит. Подошел к нему Егор, и завел разговор:

- Здравствуй дедушка.

- Здравствуй Егор. Что ж ты не стал заводить разговор, али не нужно тебе богатство?

- Такое не нужно. Я ж иду по делу, к Сверчку запечному за советом. Ежели бы я с ними остался, то совет не узнал бы, совсем потерялся. А я все же люблю Ульяну, может узнаю как помочь ее изъяну.

- Экий ты правильный парень. Верно идешь, не петляешь. Ровной дорогой к победе, вот тебе подарок за это.

Щелкнул пальцами Лесовик и пред Егором вмиг оказались новые лапти.

- Только с уговором, лапти эти никому не давай, про волшебство никому не рассказывай. Если трижды ногой правой топнешь, скажешь «хочу быть дома», в ладоши хлопнешь и свиснешь звонко, тут же окажешься дома. Можно так куда хочешь попасть, только знать никому об этом нельзя.

- Ох, спасибо, тебе дедушка, лапоточки к месту, ко времени.

Обул Егор лапти, трижды правой ногой топнул и сказал: «Хочу быть во дворце Благонрава у печки заветной», хлопнул в ладоши и засвистел, вжих и быстренько улетел.

А Лесовик пошел свои дела делать, лес обходить да добро в нем мерить.

Оказался Егор у царевых палат. Хотел войти, а на дверях заклад. Закрыты двери деревянным засовом, у дверей мужик сидит, с укором смотрит на всех, просит он подаянье. Не дают ему, видать в наказанье.

Подошел Егор и спрашивает его:

- Ты почто тут сидишь и денежку просишь? Аль работать не хочешь?

- Ничего ты Егор не понимаешь, меня Царь наказал. Был я раньше богат да удал. Жил для себя, в роскошестве знатном, пока не повстречался с солдатом. Солдат тот безногий, просил монетку, а я не дал, ведь жалко денег. Солдат тот пошел к Царю за советом, как жить ему на свете белом. Царь выслушал солдата и вот что ответил: Дмитрий что не подал пусть идет на твое место, а ты иди в его палаты и три года живи в роскошестве знатном. Вот сижу я уже два с четвертью года, жалею себя, да Царю в угоду прошу каждый день я одну монетку. Не дает никто, всем жалко денег.

А условие царское таково: коли монету мне кто-то даст, стану свободным от наказанья тот  час.

 

Что ж Дмитрий, тебя мне жаль, вот монетка одна, будь свободен.

- Ура, царь Благонрав, нашелся добрец, моему наказанию пришел конец.

- Что ж теперь ты будешь делать?

- Вернусь домой…

- Опять куролесить???

- Нет что ты, я многое в жизни узнал.

Царь Благодрав вот что сказал:

- Что ж Дмитрий, живи по уму, солдату для помощи в его дому. Многое ты уже узнал да не все обсказал.

Призвал Благонрав Егора.

- Кто ты, такой добрый, что денежку незнакомцу отдал? Много ли про себя ты узнал?

- Я Царь-батюшка Егор чужестранец, издалека пришел. Я узнал, что есть у тебя чудо чудесное. Живет Сверчок у тебя за печкою. Всем он советы дает. Вот и я к нему с просьбой.

- Есть такое дело, только не прост он. Не каждому свои знанья вещает. Многих вообще не встречает. Ежели сам он к тебе выйдет может и услышишь совет ты.

Сейчас подойди к печке да позови Сверчка запечного.

- Как же позвать?

- Ты не знаешь? Тогда придумай сам. Иначе ни к чему будут тебе советы. Сверчок не даст тогда ответы.

Подошел Егор к Печке и просит:

- Сверчок добрячок, выйди к гостю, подскажи, помоги советом.

 Тишина, нет ответа.

Постоял Егор, подождал да Царю батюшке сказал:

- Не подскажет видать Сверчок мне. Ну ладно. Пойду я домой ни с чем, знать так надо.

И пошел, уже из дворца вышел, а тут  к ему прибежал малец:

- Что ж ты дядька Егор так сдаешься? Аль не знаешь, что три попытки у гостя? Сегодня одну попытал, две осталось. Приходи завтра к печке, попытайся. А пока вот по этой тропинке топай до бабушки Алтынки. Может она тебе что подскажет и на решение задачи укажет.

- Спасибо тебе малец. Удачи.

Топает Егор до избы бабки. Пришел, постучал в окошко.

- Добрая бабушка, к тебе гости.

Тут вышла из дома Алтынка, посмотрела на мужчину.

- Что, - говорит, - за советом, а Сверчок не вышел? Заходи в избу да отдыхай, завтра снова пойдешь счастья пытать.

Остался Егор у Алтынки. Ночь прошла. По утру Егор засобирался к царскому двору.

Алтынка ему предлагает:

- Давай узнаем сначала, может Сверчок уж помер, недолго они живут, веков  сорок.

 

Достала она волшебную книгу и у нее спросила:

- Книга волшебная тебя я прошу. Расскажи Сверчкову судьбу, жив ли здоров, счастлив, богат?

Книга ответила:

- В этот раз, Сверчок почивает сном не простым. В Семнадцатом царстве пленен он большим Змеем зеленым. Проснуться не может и потому не выходит к Егору.

- Что же нам делать? Как же нам быть?

- Егору в Семнадцатом победить нужно Змея, тогда наш Сверчок очнется. Устала я, ставь на полку. Ну а Егора в добрый путь собирай, ему меч-кладенец тот отдай, что хранишь до поры.

- Спасибо, Волшебная книга моя, теперь отдыхай.

Тихо в избе, Алтынка молчит, Егор думу обдумал и говорит:

- Ну что ж, я пойду в то дальнее царство, со Змеем сражусь за Сверчково участье.

Алтынка в подпол пошла, меч-кладенец из него извлекла.

Увидел Егор и замер от счастья. Такого меча нигде не встречал он. Красив и остер меч-кладенец, таким и сражаться удобно вполне.

- Спасибо, бабушка Алтынка, пойду я биться со Змеем. Спасу Сверчка, коли сумею.

Вышел из дома Егор, поклонился, скрылся вдали. Там трижды ногой правой топнул и сказал: «хочу быть в Семнадцатом царстве, пред Змеем зеленым», в ладоши хлопнул,  свиснул звонко. Вжих и оказался пред Змеем зеленый в семнадцатом царстве.

Змей не простой, о семи головах. Рычит на Егора, огнем пышет, ледяным ветром обдувает. Вроде как закаляет.

– Что ж ты Змей, Сверчка обижаешь. В жизнь его не отпускаешь?

– Тьфу ты, Сверчок мне вовсе не нужен, забирай, уходи, будь другом.

Щелкнул когтем по камню волшебному и вокруг стало все чудесно.

Видит Егор Сверчка запечного, сидит он на лавке и гладит сердечно лапкой своей малого ребенка. Да такого чудного очень очень малого.

Сверчок говорит:

- Домовой без дома совсем чудит. Потерял он свою избушку. Померла хозяйка-старушка. Вот и не могу ему я помочь. Пропадет…

- А давай я возьму его с собой? Домовой, пойдешь ко мне жить? В моем доме верой и правдой служить? Есть у меня и печка. Ну что пойдешь?

- А это далече?

- Да, не близко, в другом государстве, но ведь это ж не важно. Посажу я тебя запазуху и пойдем мы домой сразу.

- Как же ты меня понесешь, меня все увидят. Лучше стану я пером красивым. Положи ты меня в сумку да смотри не потеряй.

- Хорошо, а как звать-то тебя?

- Добромил. У кого я живу, в семье лад навожу, добро подаряю, сердца смягчаю.

- Надо ж как здорово, ты мне и нужен. Ну что в путь?

Обернулся Добромил пером заветным, положил Егор в суму, Сверчок исчез. А Змей зеленый вздохнул и сказал:

- Вот радость-то, Домовой теперь при деле, Сверчок вернулся за печку. Ну а я могу сеять доброе вечное на поляне моей волшебной. Прощай Егор. Биться не будем. Отправляйся обратно к людям.

Поклонился Егор Змею, за мудрость его да пошел, чтоб не видел никто. Там трижды ногою топнул и попал к Алтынке доброй. Вернул ей меч-кладенец да пошел во дворец. Там к нему Сверчок вышел, и сказал:

- Ты все узнал, есть у тебя средство, Добромил тебе поможет верно. Отправляйся в путь-дорогу. А Змей в Семнадцатом царстве, не Змей вовсе, а принц несчастный. Заколдован он колдуньей, за проступки свои. Наложила она заклятье: «Сеять доброе на поляне ни много, ни мало семь лет». Шесть прошло, скоро падет запрет. Принц стал уже другим, молодец, что не бился ты с ним. Прощай Егор, возвращайся. С Ульяной своей повстречайся да про перо не сказывай, Добромила ей не показывай. Он житель запечный, поможет, исцелить ее сердечко.

Поклонился Егор Сверчку, с Добронравом простился да в обратный путь пустился.

Идет он в волшебных лаптях, вот и пень широкий стоит у дороги. А на нем Старик-Лесовик встречает и Егору о жизни его вещает:

- Ты сейчас Егор не серчай, лапти мои мне возвращай. Вот тебе обычные, простые, в них и ступай домой. Отныне все изменишь, поймешь, узнаешь, а мне пора пожалуй.

 

Снял Егор лапти волшебные из сумы достал печенье, что бабка Алтынка ему подарила и Старика отблагодал им он.

Взял старичок-Лесовичок печеньку, улыбнулся, рукой махнул и исчез он.

Вот идет Егор через речку быструю. Потерял опять лапоть и бог с ним.

Долго ли. коротко ли. пришел до дому. Пришел к печке, достал домового. Оборотился Добромил собою, встряхнул кудрявою головою:

- Ох, спасибо тебе Егор, дом и печка, хозяин добрый. Вот хозяйку бы еще сюда на подмогу. Все тогда в избе будет ладно.

- Так беда в том, что не люб я Ульяне.

- Чу, не бывает такого. Обернусь я листом, положи меня в лукошко, вкусностей всяких возьми и к окошку Ульяны иди. Ее позови, может все и изменится.

- Что ты, она ж высокого живет ведь. Окошко ее во втором этаже. Как же к нему доберусь?

- Рядом же яблоня есть. Вот залезь и в окошко стукнись. Увидишь, что будет.

- Ладно, сделаю я как скажешь.

Егор лукошко собрал с дарами, листок положил как сказали. Пошел к Ульяне стучать в окошко. Забрался на яблоню и что же? Постучал, Ульяна окошко открыла, сук обломился, упал детина. Охнула девица, вниз побежала.

Лежит Егор, под яблоней, охает. Больно ноге, ну это не очень страшно, Ульяна любимая  ведь прибежала, встать помогла и потом сказала:

- Что ж ты Егор давно не бывал. Ждала тебя.

Вокруг них все засветилось, любовь в душах их проявилась.

Тут прибежал котенок с сарая, Добромил его оседлал и в дом к Егору помчал. Живут теперь в доме Егора домовой Добромил и котенок.

Времени прошло совсем немного, сыграли свадьбу добрую.

Семья растет, прибавляется, детушки добрые у них рождаются. В доме всегда лад и порядок, счастлив Егор. Ульяна в награду богом дана ему, думает так. Ульяна же знает: муж просто клад. Дети чудесные счастье дают. А Добромил помогает уют, добрость и счастье в доме хранит. Котенок котом стал и в доме царит точный порядок: нет грызунов. Котяра на страже. Все хорошо.

 

28.03.23

ВШС-2