Ранняя Груша, Часть первая, глава шестая

Владимир Цвиркун
               
  Две первые недели пролетели, как один день. Денис проверил на своей машине каждый узел, прошёлся увесистыми ключами по каждой гайке. Главное – мотор. Он, трудяга, работал исправно. Частенько после смены, когда уходили слесари, оставался один, прихватывая часок-другой от своего отдыха.
  Прилежного паренька часто отмечал про себя директор автобазы Максим Максимович, когда обходил цеха перед уходом домой. Любитель народной мудрости как-то подошел к молодому шофёру:
– Кто долго спит, тому денег не накопить.  Так, Денис?
– Так, Максим Максимович. А вот мой дед Данила, поучая меня, говаривал: «Ешь досыта, а трудись до пота».
– Правильно он говорил. Надо запомнить. Когда выезжаешь?
– Завтра, думаю, пробный рейс  проехать.
– Ладно, молодец. Утро вечера мудренее.

  Утром Денис прошёл медосмотр, получил путёвку и с гордостью сел в свой тридцать шестой «БелАЗ». Тёплый мотор, который всю ночь  согревала труба-донор, завёлся сразу, выбросив хлопок чёрного пахучего газа. Приехав в карьер, сильно удивился: за прошедшие три года сильно увеличилась воронка выемки.

  Он ехал пятым в веренице машин.  Огромный экскаватор в два броска  наполнял горбатые кузова самосвалов. Подрулил под загрузку и Денис. Через минуту огромная машина вздрогнула первый раз, потом другой. Машинист погрузчика посигналил новичку, мол, отваливай. Включив первую передачу, Денис одновременно нажал на педаль газа и отпустил сцепление. Машина, урча, медленно тронулась. «В гору семеро тащат, а с горы один катит», – вспомнилась поговорка директора. Осторожно посмотрел в оба зеркала заднего вида. Дорога просматривалась чётко. На панели кабины приборы показывали норму.

  Денис усмехнулся: сколько перевозится ежедневно руды, а в каждой тонне примерно пять каратов алмазов,  и ни один шофёр не видел этот благородный камень. И обрабатывается алмаз, чтобы получился бриллиант, тоже этим минералом.
После первой получки Денис купил себе новую одежду, обувь. А в следующем месяце приобрёл ружьё. У многих северян  этот мужской атрибут был почти обязательным. С новыми друзьями ходил охотиться сначала на куропаток, а потом – и на зверя.
С третьей получки племянник написал тётке Вере письмо, в котором извещал одинокую женщину о том, что жив, здоров, работает. А в конце приписал, мол, выслал ей денежный перевод.
  Вскоре  от неё пришла весточка с многочисленными женскими благодарностями и радостью за него, что живёт он  в благополучии в суровом крае.
Незаметно подкралось короткое, почти сливаясь с весной, якутское лето. Оно в этих краях жаркое. В отдельные дни  можно  даже купаться в речке. Но тёплая вода только в  верхних слоях,  а на дне лежит лёд.

  Позади – пятидесятиградусные морозы. Из-за низкой влажности воздуха в этих краях этот показатель люди и звери переносят легко. И город Мирный не исключение.
В начале третьей декады июня в Якутии всегда отмечается главный национальный праздник «Ысыах», что в переводе означает встреча. Длится он несколько дней.
  В выходной день Денис со своими друзьями тоже пришёл на это торжество.
Якуты в национальной одежде раскинули на площади несколько юрт, зажгли костры возле них. Когда огонь достиг своего пика, они дружно встали в круг, и стали двигаться в неторопливом танце по направлению движения солнца, вовлекая всё новых и новых участников. По сути, северный народ отмечал летом свой Новый год.
Всем пришедшим раздавали яства. Каждый мог принять участие в различных играх,  понаблюдать за соревнованиями на оленьих упряжках. А из радио-колокольчиков  разливалась всеми любимая песня в исполнении Колы Бельды «А олени лучше».
К задорному припеву прислушался и Денис со своими попутчиками.
За стеной летит  снежок,
Мчатся нарды с кручи.
Паровоз – хорошо,
Пароход – хорошо,
Самолёт – хорошо.
А олени лучше!
  А через годы прозвучит об этих краях уже другая песня в исполнении ансамбля «Самоцветы», где есть слова: «Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам…». Да, снега там много, а подснежников нет…

  Денис и его друзья с любопытством смотрели за происходящим. Они улыбались, когда к ним подошли несколько якутов, уже отведавших русской водки. В таком состоянии они походили на наивных детей.
  Бригада Дениса  решила отметить праздник в кафе «Север». Тосты звучали за каждым столом: « За Якутию! За север! За алмазы! За длинный рубль!».

  Несколько лет Денис не ездил в отпуск на большую землю. За это время окончил техникум. И вдруг у него стала болеть голова. Врач, осмотрев его, сказал:
– Вам надо поменять климат на более влажный. Всех денег не заработаешь. Береги здоровье пока молодой…

Ближе к осени собрал прощальный вечер и с грустью уехал из морозной Якутии в тёплые края.
 
   (Продолжение следует)