Нормально ненормальные

Леонид Андреев 2
Психологию нельзя назвать наукой, поскольку в ней отсутствует определение нормы. Патологий идентифицировано больше четырёх сотен, а вот определение нормы отсутствует. Да и просто никак не может быть сформулировано. Психология меня интересовала с ясель. Когда меня в Мардакянах (пригороде Баку), куда мы с яслями выезжали на лето, мой соперник, увидев, что я обнимаюсь с девочкой по фамилии Айрапетян (фимилию я запомнил, хотя девочкин вид не помню), ударил меня осколком кирпича по глазу (шрам у меня до сих пор), то меня прежде всего заинтересовала психика этого соперника. Тогда я не был таким умным, как сейчас, и меня искренне интересовала, зачем меня ударил этот маленький мальчик, которому я ничего плохого не сделал. Его я хорошо помню. Я помню, что спросил воспитательницу, останавливающую у меня кровь, не знает ли она, зачем этот мальчик меня ударил. Только много позже я понял, что он меня ревновал к армянке, с которой я обнимался. Короче говоря, психология - очень сложная область знания и я всю жизнь увлекался изучением отдельных её проявлений.

Но вот что интересно. В разряде поведения людей, которых принято считать нормальными. существует более опасная патология, чем принято считать психопатологией. Например, в психиатрии принято отличать гипоманию от выраженной мании. Гипомания – это мания, при которой присутствуют главные симптомы, но выражены они не настолько, чтобы достигнуть уровня психического расстройства. Гипомании не мешают социальной жизни и трудовой деятельности человека. Но мания, о которой я хочу сказать, хотя и не считается патологией, присутствует в подавляющем числе нормальных людей и необыкновенно опасна своей внешней псевдо нормальностью.

Когда человек обнаруживает в пределах сферы своей жизни кого-то умнее, удачливее, красивее себя, то у него может быть два вида реакций. Одни люди радуются лицезреть тех, кто их в чём-то превосходит, уважают, обожают, восхищаются, берут с них пример. Другие - наполняются порой не осознаваемой злобой, завистью, воспринимают таких, их превосходящих, как вызов, как демонстрацию их личной недоделанности и неспособности. Очень высокая доля зла в мире вызвана тем, что вторых больше, поскольку им настоятельно нужно превзойти первых и они намного их активнее. В реальности среди психически нормальных людей больше опасной патологии, чем среди сумасшедших... Опасность связана с тем, что маниакальные психозы всегда конкретно выражены, а психозы, о которых я говорю, скрыты и не понятны, как правило, самим психам. Понятно, что клептоман может украсть, но не убить. А вот от психически нормального завистника можно ожидать всего...

Разница между двумя описанными психотипами довольно резкая, промежуточных типов мало