Поездка в Тихвинский Успенский мужской монастырь

Надежда Турчина
Я, как-то неожиданно для себя оказалась в этой поездке.  Группа учителей нашей школы, где я, будучи на пенсии давно не работаю, собралась на экскурсию в Тихвинский монастырь, к святыне Тихвинской иконе Божией Матери. В автобусной поездке длившейся более трёх часов нас сопровождала экскурсовод Надежда Львовна Катсон. Путевая информация была интересной и содержательной. Она охватывала историю этого северо-западного края от её заселения нашими далёкими предками, до возникновения монастыря, его дальнейшего развития, обретения святыни, её утраты в годы Великой Отечественной войны и возвращения на тихвинскую землю более чем через 60 лет.
    Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте относятся к 1383 году, значимой дате в истории города, к которой мы ещё вернёмся позже. Расположение поселения на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило его быстрое развитие.  К 16 веку это был уже широко известный торговый и ремесленный центр. На месте сгоревшей деревянной церкви, на средства Великого князя московского Василия  третьего,  в 1503-1515 годах новгородский строитель  Дмитрий Сырков  воздвиг каменный Успенский собор. А во второй половине 16 века уже по приказу Ивана Грозного на левом берегу реки Тихвинки заложен Богородичный Успенский мужской монастырь, два посада с жилыми, хозяйственными, торговыми и культовыми постройками. Работами по строительству монастыря руководил Фёдор Сырков, сын Дмитрия Сыркова. Первоначально монастырь окружала островерхая бревенчатая ограда. Позже её заменили стены, состоящие из двух параллельных срубов, заполненных землёй и камнями и называвшиеся – городни. Подобные укрепления были характерны для северо-западных крепостей и являлись  мощными оборонительными сооружениями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались 9-ть мощных башен. Этот важный укреплённый пункт сыграл большую роль в обороне северо-западных границ  Руси. На земли, которой в 16-17 веках зарились  шведско-польские захватчики. В 1613 году Тихвинский посад  был захвачен и разграблен. Борьба тихвинцев, укрывшихся за монастырскими стенами и выдержавших  длительную осаду, атаки врагов, закончилась разгромом шведского войска. Оно положило начало освобождения новгородской земли от оккупации шведско-польских отрядов.
    Укрепление и строительство монастыря продолжалось. Так в Успенском соборе в 1581 году была возведена  трапезная с церковью Рождества Богородицы.  Построены Святые врата с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591-1593г.) А  в 1600 году  построена  пятишатровая  звонница. Особенно интенсивно каменное строительство в Тихвинском  Успенском монастыре развернулось во 2-ой половине 17 века, когда все деревянные постройки были заменены каменными. В результате этих работ на территории монастыря был создан высокохудожественный ансамбль, состоящий из  историко-архитектурных  памятников  16-17 веков.
    С 1560г. Тихвинский посад находился в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. В 1773 году после длительной борьбы жители тихвинского посада освободились от монастырского управления, мешавшего развитию города, его торговли и ремесла. Тихвинцы получили свой административный орган – магистр, подчинявшийся Новгородской губернской канцелярии. С этого времени и начинается история уже города Тихвина, расположенного по берегам речки  Тихвинки, на Волховской низине, в 236 км от Петербурга (численность населения на 2013 год около 58 тыс. чел.).
Тихвинский шлюз. Тихвин расположился на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем. Основными транспортными артериями до 2-ой пол. 19 века, до появления железных дорог, являлись водные пути. Ещё Пётр I запланировал возникновение Тихвинской водной системы и лично проводил изыскания к её созданию. Этот замысел он вынашивал  вплоть до своей кончины, но ряд причин помешали ему его осуществить. И уже император Александр I 1января 1802 года подписал указ о начале строительства этой транспортной водной магистрали. В1811г. был построен гидроузел, состоящий из двух плотин, поднимающих уровень воды в реке выше по течению и шлюзовой камеры, через, которую судно преодолевало этот искусственный барьер на реке. В 18 веке в течение навигации через шлюз ежегодно проходило 3-5 тыс. судов. Тихвинская водная система использовалась до 1960 года. Была закрыта с введением в эксплуатацию мощного Волго-Балтийского водного пути. Сейчас шлюз существует, как памятник гидроэнергетической системы, в 2014 году был реконструирован.
    В годы Великой Отечественной войны Тихвин был в немецко-фашистской оккупации один месяц и один день (с 8 ноября 1941 по 9 декабря 1941г.) 4 ноября 2010г. городу было присвоено звание Города воинской славы. В 2011г. в честь этого события возведена на площади Кирилла Мерецкого стела «Город воинской славы». В настоящее время Тихвин важный промышленный и культурный центр Ленинградской области. Кроме Успенского монастыря с его выдающейся Святыней, есть ещё Введенский женский монастырь, мемориальный Дом-музей композитора Н.А. Римского-Корсакого, историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей.
    И вот мы подъехали к основной цели своего путешествия Тихвинскому Богородичному Успенскому мужскому монастырю. Грандиозное сооружение Успенского собора (1515 г.) впечатляет своими размерами, суровой красотой и мощью. Являясь композиционной доминантой архитектурного монастырского ансамбля, он не подавляет собой остальные сооружения, а как бы оттеняет их значимость. Что заставляет с интересом всматриваться в эти творения древних мастеров 16 века, свидетельствующих об их таланте и художественном вкусе. Встретила  нас экскурсовод  Лариса Эдуардовна, которая познакомила с  монастырём и его святыней Чудотворной Тихвинской иконой Божией матери.
Драматична история православной Святыни. Вся история православия связана с чудесами, совершаемыми на благо людей. Чудо является одним из генераторов веры простого человека в Бога. Особое место в ряду чудес занимает чудотворно-явленные образы Божией Матери, появление которых определяет предназначение того или иного места, как будущего духовного центра. В период перехода Руси от язычества к православию, для его укрепления было необходимо чудо. И таким чудом было Явление иконы и события, связанные с началом её пребывания на Тихвинской земле.
    Почитание Божией Матери и её покровительство над Русью – часть нашей трудной истории. Русь часто называют Домом Пресвятой Богородицы. С иконой Божией Матери связаны многие события в жизни нашего  Отечества. Невидимое присутствие и видимая помощь Богородицы  избавляла от сильнейших врагов, чудесным образом спасала нашу землю  от страшного разорения, её помощь защитникам земли русской, её воинам, сохраняла народ наш от погибели. Вера в то, что Отечество наше находится под особым покровительством Царицы Небесной, было и остаётся незыблемой. Явление чудотворной иконы Божией Матери  на северо-западных, новгородских землях станет свидетельством её небесного покровительства.
    В 1383 году в правление князя Дмитрия Донского на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке. Первыми увидели икону рыбаки, ловившие рыбу на Ладожском озере. Сияя необыкновенным светом, икона шла по воздуху над водой. Рыбаки ждали, где она остановится, но она скрылась из виду. На своём пути икона несколько раз останавливалась, затем переходила на другое место, пока не остановилась на берегу речки Тихвинки. Собралось много народа. Сразу же приступили к строительству храма. Вечерело. Успели срубить три венца будущей церкви. На следующее утро, когда вернулись продолжить работу, ни сруба, ни заготовленного леса, ни иконы не обнаружили. Место оказалось пусто. А вот на другой стороне реки увидели свет. Подойдя к месту, указанному светом обнаружили икону, начатый сруб, бревна для строительства и даже щепки. Сама же икона стояла на восточной стороне начатого сруба. Построенный храм, на избранном Пресвятой Богородицей месте назвали во имя Её Успения. Со строительством храма чудеса не закончились. Осталось поставить крест и осветить новый Дом Божий. Приближался праздник Успения Божией Матери. Сообщить о предстоящем событии по окрестным селениям отправили пономаря Георгия, попросту Юрыша. Исполнив поручение, Юрыш возвращался обратно, как вдруг внезапно его остановило чудесное благоухание.  На сосновой колоде он  увидел пред собой, сидящую Богородицу в необыкновенном сиянии. В её руке был жезл, а пред Нею стоял Николай Чудотворец. В священном трепете пономарь пал на землю. Услышав ободряющие слова святителя, он стал на колени пред Богородицей и услышал её слова: «Иди к церкви и скажи священникам и народу, чтобы не ставили на церкви Моей железного креста, а пусть поставят деревянный – так угодно Мне». « Госпожа Владычица, мне не поверят», - произнёс Юрыш. И услышал слова Николая Угодника: «Если не поверят, то будет и знамение для уверения их». Вернувшись, пономарь рассказал о своём видении, но ему не поверили. Далее произошло так, как  и было предсказано. Когда один из работников с железным крестом собирался установить его, вдруг налетела буря и, как на руках, подняла его с крестом и поставила на землю. Это чудо вразумило священников, и на церковь был водружен крест деревянный. В последующие времена Тихвинская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, о чём свидетельствовали записи в монастырской книге. Упомяну ещё одно чудо Богоматери. В 1615 году шведские захватчики предприняли очередную попытку  захватить монастырь и одержать победу над защитниками земли русской. Шведский полководец  Делагарди отдал приказ: во что бы то ни стало взять обитель и разорить её до основания, а чудотворную икону рассечь. Им был отправлен  многочисленный отряд шведских воинов. Немногочисленные  защитники монастыря готовились до последнего отстаивать обитель. Не доходя до Тихвина, шведы увидели в направлении монастыря огромное войско, которое двигалось к ним навстречу, противостоять которому у них не было возможности. Захватчики так и не появились у монастыря. Это было всеобщее видение: небесное воинство шло на защиту обители, Дома Матери Божией. Шведы в панике бросились бежать. Окрестность была усыпана брошенным оружием, а в болотах утопло много неприятелей. Так бесславно закончилась очередная попытка завоевателей овладеть Тихвинским монастырём. Враг бежал, гонимый силою  Пресвятой Божией Матери, охраняющей свой Дом, Святую Русь. 15 сентября в память о защите Тихвинского монастыря существует день праздника под названием «Всемирная радость». Поток паломников к святыне всегда был нескончаемым. На поклон к ней шли как простые люди, так и царственные особы. В их числе правители государства в 16 веке Великий князь Василий Иоанович, Иван Грозный. В 18 веке ПётрI, Елизавета Петровна, c  наследником Петром Фёдоровичем и его супругой, будущей императрицей Екатериной II, ПавелI с супругой и наследником. В 19 веке АлександрI, Александр II, великие князья Михаил Павлович, Владимир Александрович и другие именитые люди. Завершился 19 век. В 1914 году монастырь ждал приезда Русского императора Николая II, однако, это событие не состоялось. На пороге стоял 20-й век – безбожный, трагический, со многими историческими и духовными испытаниями. Первая мировая война, конец 300-летней Русской монархии, Октябрьская революция 1917 г., гонения на церковь, закрытие церквей и монастырей, репрессии против  духовенства. В середине двадцатых годов Успенский монастырь был закрыт. Бесследно пропала драгоценная риза 1836 с Тихвинской иконы Божией Матери. 22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война, к ноябрю значительная часть территории страны была оккупирована, в том числе и Тихвин. Немцы вошли в город практически без боя 7 ноября 1941 года. В монастыре расположилась немецкая воинская часть. Осталась в городе и Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Спасти Тихвин могло только настоящее чудо. И оно произошло, как в прежние времена борьбы со шведами. 9 декабря 1941 г. через 1месяц и 1 день оккупанты были выбиты и город был освобожден, хотя и с большими потерями. Этого небольшого срока оккупации немецко-фашистским захватчикам хватило, чтобы разрушить и ограбить город. Таким образом,  Тихвин был  первым городом, освобождённым от захватчиков. Правда, по какой-то причине этот факт замалчивался, и отмечен Правительственной наградой стал только в 1974 году. Но вернёмся к иконе,  что происходило со Святыней?  Она была просто брошена на произвол судьбы, до своего исчезновения. К сожалению, власти не понимали Её  духовной и исторической ценности. К счастью, оккупанты также не понимали подлинной ценности иконы, так как не вывезли её в Германию. Они изъяли икону и решили использовать в богослужении, добиваясь определённых пропагандистских целей. В марте 1942 года они перевезли Чудотворную икону в оккупированный Псков. В 1944 г. исход войны стал очевиден. Советская армия наступала. Иконы советские органы власти хватились не сразу, лишь в конце войны начались  её поиски. Тихвинскую Святыню по приказу  немецких оккупационных властей перевезли в Ригу. Здесь Её приняла Православная община во главе с епископом Рижским Иоанном Гарклавсом.
    С этого момента судьба Тихвинской иконы Божией Матери в изгнании связана с судьбой епископа Иоанна Гарклавса, сына латышского крестьянина. Пребывание иконы в Риге было недолгим, чуть более полугода. В сентябре 1944года немецкие власти приказали епископу Иоанну в течение 24 часов  покинуть  Ригу. Он очень хотел остаться, но ему не позволили. Пешком и на повозках, преодолев 300 км, отец Иоанн со спутниками добрались в порт Лиепая. Где же в это время находилась Святыня? Икону незадолго до отъезда он передал на хранение в Троице- Сергиев женский монастырь в Риге, наказав прятать её, пока идут военные действия. Однако немцы заставили настоятельницу отдать им икону, и вывезли её в качестве трофея. Настоятельнице же удалось убедить немцев, и они дали разрешение на сопровождение иконы из Риги трём семьям священников. Группа беженцев с иконой прибыла в Лиепаю на небольшом судёнышке  через Рижский залив и Балтийское море, где они встретились с епископом  Иоанном Гарклавсом. Здесь икона неожиданно оказалась неохраняемой немцами. Отец Иоанн  и священники, сопровождающие  Святыню, принесли икону в Свято-Троицкий Собор, где был отслужен молебен. Тем самым они спасли её от немецкого плена. Сюда, как и в Пскове, Риге пришло множество беженцев. Матерь Божия помогала пережить людям тяжёлые испытания, в молитве они обретали силу и мужество столь необходимые в лихолетье. 22 сентября 1944 года группа епископа Иоанна около 30 человек погрузилась на транспортный корабль, направлявшийся в Данциг (Гданьск). В этом путешествии транспортник был подвергнут бомбёжке советскими самолётами, потом бомбили американцы. Ни одна бомба не попала в судно, они падали то слева, то справа. Епископ Иоанн, как и его спутники, восприняли это, как чудо – как будто Богородица простёрла над ними свой священный Покров. Так началось долгое путешествие иконы на Запад. Далее в Данциг, затем на поезде в Лодзь, Иоханисберг, где четыре месяца они прожили в советской зоне, потом была  Прага. Сложное перемещение  в американскую зону. Жизнь беженцев была нелёгкой, но религиозные традиции оставались самым главным. Отец Иоанн стал посещать с иконой лагеря перемещенных лиц по всей Германии. Советское правительство потребовало, чтобы американские оккупационные власти её вернули. В официальном ответе американских военных  советским властям говорилось, что икона это копия, а не подлинник.  Епископ Иоанн и сопровождающие его люди всегда были убеждены в её подлинности. Когда судьба свела его со Святыней, он воспринимал себя именно как хранителя, а  не владельца, пока она не вернётся в свой дом – Тихвинский монастырь.
    Невольно встаёт вопрос, почему Святыню увозили с трудностями и рисками для жизни от советских войск? Чтобы ответить на этот насущный вопрос, вернёмся к началу двадцатого века, к смене политического режима в России. После революции 1917 года коммунистический режим начал войну с религией. Монастыри и церкви закрывали и разрушали. Оставшиеся здания использовали под светские нужды, в лучшем  случае под склады. Множество верующих и духовенство были подвержены репрессиям. Их сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря и убивали. Как в таких условиях уцелела Тихвинская Святыня? Ещё в 20-е и 30-е годы из Тихвина вывозились ценности «особыми уполномоченными», в основном это была церковная утварь. Так ещё в 1922 г. с  Тихвинской иконы Божией Матери была снята драгоценная риза, украшавшая её ещё с 1836 г. и почему-то затерявшаяся (судьба её не известна и ныне). Сама же икона, почерневшая от копоти лампадок, не привлекла внимания уполномоченных при изъятии ценностей. Потому ободрав с неё ризу, не понимая её подлинной ценности, они её саму отдали монахам.  Не оказалась она и в запасниках музея. По этой же причине, когда началась Великая Отечественная война, Её не эвакуировали с другими ценностями, а хватились только в конце войны и удовлетворились ответом  американцев о том, что это копия, а не подлинник.               
    В сентябре 1945 г. епископ Иоанн вместе со своей группой переехал в Прагу, где им помогли присоединиться к группе  французских и бельгийских беженцев и с определёнными трудностями перебиравшихся в  американскую зону. С 1946 г. группа беженцев с чудотворной иконой находились в лагере для перемещённых лиц в Германии, недалеко от Нюренберга. В течение четырёх лет архиепископ вместе с приемным сыном Сергеем (Кожевниковым) Гарклавсом скитались по лагерям Германии и Франции, не расставаясь со Святыней. Понимая, какая их ждёт участь в России, они решают  эмигрировать в Америку.  В 1949 г. епископ Иоанн через  митрополита Американской Православной Церкви Феофила обратился к американским властям с прошением о разрешении въезда  в США. Он с приёмным сыном Сергеем стали фактически хранителями иконы, спасшими её от поругания. Прошение  было удовлетворено.
    В августе 1949 г. хранитель иконы Иоанн прибыл в Бостон, штат Массачусетс. Здесь митрополит Феофил  назначил епископа Иоанна епископом Детройтским и Кливлендским. Отец Иоанн и Святыня нашли себе пристанище в соборе Пресвятой Богоматери в Нью-Йорке. В 1957 г. он стал архиепископом Чикагским и Миннеаполисским до 1978 г., когда ушёл на покой. Икона находилась с владыкой Иоанном в Чикаго в Троицком соборе. За свою жизнь в Америке он совершил несколько поездок с Тихвинской иконой по стране. В этих поездках священник, хранитель иконы останавливался в крупных городах, где были православные храмы  и,  где проживало много русских эмигрантов, почитающих русскую икону. Архиепископ Иоанн скончался в 1982 году в Вербное  воскресение.
    Перед кончиной архиепископ Иоанн Гарклавс завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию, возвратить икону Тихвинской обители, когда минует время безбожной власти, и Тихвинский монастырь будет восстановлен. Монастырь был возрождён в 1995 году, через год возобновились  службы в Успенском соборе. В 2000 г. проводилась первая конференция, посвященная Чудотворному образу, с участием церкви, учёных и  начала работать программа по выпуску изданий о Тихвине, монастыре, иконе. В 2001 г. прошла первая встреча и переговоры с хранителем Святыни протоиереем  Сергием о возможности её возвращения. В 2003 отец Сергий Гарклавс принял решение  о том, что время возвращения  иконы настало.  Почти 60 лет Чудотворная икона находилась в Америке, потому  православная Америка с чувством утраты и волнения за её нахождение в России прощалась с иконой. 2004 году 8 июля  через Ригу, которую она покинула в 1944году, Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в свой Дом Богородичный Успенский мужской монастырь. В  2004 г. 16 июля по случаю возвращения чудотворной иконы в Россию, Тихвинский монастырь посетил президент страны В.В. Путин, тем самым возобновив историческую традицию Высочайшего покровительства. 
Экскурсия по Тихвинскому  монастырю закончилась. Нам повезло с экскурсоводом. Та теплота и искренность, любовь и желание передать свои чувства и знания, живое общение с группой свидетельствовали о глубоком владении материалом и профессионализме. Они дошли до души и сердец слушателей, экскурсантов. Мы выразили большую благодарность нашему экскурсоводу. С Ларисой Эдуардовной мы прошли большой и драматичный путь истории Тихвинской Чудотворной иконы Божией Матери.
     В  своё  время  в связи с особой духовной, исторической, искусствоведческой ценностью иконы чудотворной Божией Матери было решено перенести её на зимнее время из холодного Успенского собора в тёплый Покровский собор. В 1886 накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы было осуществлено это перенесение иконы и с тех пор оно стало постоянным. До наступления тепла она пребывала в Покровском соборе, а затем вновь возвращалась в Успенский собор.
Многими чудесами и милостями прославилась Тихвинская икона Богоматери, ставшая покровительницей России. Кроме этой главной Святыни в Тихвинской обители находились ещё три иконы являвшиеся списками с первой. Одна из них, точная копия с чудотворного явленного образа, именуемая «Выносная», возглавляла все крестные ходы.
Другая икона, меньшего размера в серебряной золочёной ризе, именовалась «Ополченная». В 1812 году, когда началась Отечественная война,  на защиту Родины встало и  народное ополчение Тихвина. Тихвинской дружине был вручён этот список, который сопровождал их в походе. Эта же икона «Ополченная» сопровождала тихвинцев и в Крымской войне, находясь в Севастополе во время его обороны 1855-1856 годах.
Третий уникальный список с чудотворной иконы был выполнен на монастырской стене в память о первом страшном испытании обители и чудесном избавлении от шведов в 1614 году.  Эта икона превышала размерами подлинный оригинал и получила народное название «На крылечке». Поклониться ей можно было, только поднявшись по высокой лестнице, где на стене под крытым навесом она находилась. В 1856 году после чудотворного избавления от тяжёлого заболевания тихвинского мещанина Александра Боровского весть, засвидетельствованная полицией, врачами, родственниками, о замечательном чуде, широко распространилась. На добровольные пожертвования решено было построить церковь, чтобы проявления силы и милости Святыни навсегда сохранилось в памяти потомков. Проект храма исполнил знаменитый архитектор Л.Н. Бенуа. Чудотворная икона-фреска, находящаяся на части монастырской стены вошла  в состав церкви во имя Тихвинской  Божией Матери, которую торжественно освятили в 1863 году и которая ещё носит и народное наименование «Крылечко».
    После окончания экскурсии по монастырю у нас появилось время для личного общения со Святыней Тихвинской обители, находящейся на зимнем пребывании в тёплом Покровском соборе. Во время экскурсии из-за ограниченности по времени это было сделать сложно. В этот день экскурсионных групп кроме нашей было немного, что дало возможность, отстояв небольшую очередь подойти к чудотворной иконе  Богоматери помолиться. Вглядываясь в Её образ, испытываешь особое волнение и трепет, ощущаешь Её величие и милосердие. За более чем 600-летнию историю существования Святыни, трудно представить себе, сколько человеческих судеб предстояло перед  Её ликом. Пред Ней стояли коленопреклонёнными простые люди и великие мира сего. Сколько просьб об оказании помощи, милости было обращено к ней с мольбой и надеждой, даже представить себе невозможно.
    Прошло уже достаточно времени, а та поездка, посещение Тихвинской Божией Матери  никак не отпускает, наводит на размышления. Решила написать этот очерк, чтобы разобраться в своих  ощущениях с одной стороны, с другой стороны, может кому-то эта информация принесёт пользу, помощь, захочется посетить Тихвинский монастырь, его Святыню. Я по образованию историк, двадцать четыре года проработала в историко-краеведческом музее древнего русского города Вязьма. Знаю, что между музейщиками и служителями церкви часто  возникало непонимание и разное отношение  к иконе вообще, её хранению. Мне, как и многим моим коллегам, казалось, что лучшим  местом хранения уникальных  предметов истории, искусства коими и являются  иконы, могут быть музеи с их влажностным и температурным режимом. Но после этой поездки, знакомства с драматичной историей Тихвинской  Богоматери я вдруг осознала, что предназначение иконы, прежде всего это прямое общение лицом к лицу с людьми, молящимися у её образа. Икона, находящаяся в запасниках или даже в экспозиции музея, не может исполнять этой своей задачи, для которой была создана. Это, как общение через интернет, которое не может заменить живого общения, эмоций. Тихвинская икона Божией Матери сама создала себе судьбу, начиная с избрания места явления, нахождения церкви, своего дома, избегания участи попадания в музей в 20-х годах 20-го века, многих лет гонений и странствий, и наконец, когда пришло время – возращения домой в 2004году. Икона -  прежде всего, предмет духовного общения, а потом уже искусства, вот в этом разница в подходах музейщиков и служителей церкви, Тихвинская икона доказала это.
    «Тихвинская икона Божией Матери в особенности показывает, как скорбь и радость, конфликты и их преодоление, борьба и мир взаимодействуют друг с другом. История Тихвинской иконы – это история людей и каждого из нас в сжато выраженной форме: духовное рождение и просвещение, преданность и открытия, утрата веры и опустошение, изгнание и покаяние, возрождение и, наконец, возвращение домой.» Протоиерей Александр Гарклавс (внук архиепископа Иоанна Гарклавса ).       
                Октябрь 2022г.  Тихвин. Ленинградская обл.
        Источники: Между правдой и истиной. ЗАО «Издательство « Специальная литература» Москва – Санкт-Петербург – Тихвин 2004г.  Возвращение Святыни Тихвинской. Изд-во «Царское дело» Санкт- Петербург, 2004г. Григорьев Л.И. Тихвин и его святыня. Тихвин – СПб: Икар, 1999. Материалы экскурсий.