Торопец в сердцах потомков торопчан

Надежда Турчина
    Уважаемые торопчане, рада приветствовать всех вас и принять участие в краеведческих чтениях. Я, Турчина Надежда Валентиновна, являюсь потомком торопчан, ведущих свою родословную с 16-17 веков. Это род столбовых дворян Турчиных и купцов 2-ой и 3-ей гильдий Щекиных.
    Меня  пригласили на встречу с вами, как автора книги «Любовь дороже денег» Российского союза писателей. Немного о себе: я родилась в г. Вязьма Смоленской обл, закончила исторический факультет Смоленского педагогического института. Работала в Вяземском  историко-краеведческом музее (24года) из них научным сотрудником, зав. филиалом Смоленского музея-заповедника, директором музея. Затем по семейным обстоятельствам переехала в Петербург, где живу и поныне. В Петербурге преподавала историю, обществознание, историю Санкт-Петербурга, сейчас на пенсии.
    Писать начала ещё в школьные годы. В самом начале это были дневники, где описывала впечатления от прочитанных книг, фильмов, случаев из школьной жизни и даже мысли о событиях в стране и мире. В период работы в музее публиковала статьи, исследования, изыскания из области музейной деятельности в газетах и журналах. Свои художественные, мемуарные, философские, публицистические произведения  размещаю в интернете на ресурсе proza.ru, чтобы знакомить своих родных и друзей в более удобном для них формате интернет изданий, где публикуюсь и ныне.
    А теперь главное: о чём пишу и что хочу донести до читателей, какими мыслями поделиться. Основным мотивом было желание рассказать своим молодым родственникам о наших предках, общих корнях, о том, как и чем они жили, каковы были жизненные обстоятельства, как они отражались на их судьбах, формировании личности. Мне хотелось показать, что, несмотря на тяжёлые условия жизни 20-50 годов, испытания, выпавшие на их долю, они оставались достойными людьми, преданными своей семье, отечеству. Об этом я рассказываю в мемуарах о роде Турчиных, посвящённых светлой памяти моего отца Турчина Валентина Ивановича. В рассказах, основанных на воспоминаниях о войне отца и матери, переживших её в оккупации Вязьмы с октября 1941 по март 1943, я говорю о тяжелейших условиях,  в которых  им пришлось жить. Эти рассказы я написала к 75-летию Победы. Это два цикла из небольших по объёму произведений: «Лик войны. Аверс и реверс», он состоит из пяти рассказов, а  также «Спаси и сохрани», состоящий из таких же коротких четырёх рассказов.
    В своём творчестве использую различные формы повествования. Притчи, в которых в иносказательном виде могут выступать героями люди, животные, растения. Это небольшой нравоучительный рассказ, где важным элементом является её подтекст. У меня это «Любовь дороже денег», «Ослик и дерево», «Камень», «Счастливый дождевой червяк», «Учитель», «Свобода выбора», «Ковидла». Есть сказки о животных для самых маленьких, а также волшебные сказки. Есть очерки о впечатлениях от  мест, где побывала: Коневецкий монастырь, Тихвинский монастырь с Тихвинской чудотворной иконой Божией Матери, Вяземский Иоанно-Предтеческий монастырь с удивительной и неповторимой по красоте церковью Одигитрии. Написала автобиографическую повесть о своей юности «Преддверие любви». Философские, публицистические, мемуарные произведения «Размышления о мироздании», «Мои мысли о Сталине и сталинизме», «Лоскутное одеяло моего детства». Будучи по образованию историком, конечно, мне близка историческая тематика.  Это два рассказа, посвященные 200-летию войны 1812 года. Так рассказ «Мамина фамилия» основан на семейном предании, второй рассказ «Солдатский схрон» на исторической были. Историческая сказка «Разговор колодца с ведром» об истории родного города Вязьмы, «Незабудка», «Русская печка-матушка». Есть у меня и лирические произведения рассказы «Варварина любовь», «Миноги или Новогодняя история», новелла «Чайка». Также произведения на современные темы «Шахидка. Многоликий Петербург», «Дети художника», «Из жизни одного двора», «Два рисунка», сказка «Хочу на родину. История попугая».
    Сегодня жизнь сильно изменилась в сравнении с предыдущим 20-м веком и даже первым десятилетием21века. Это, прежде всего в информационном, материальном, эстетическом, моральном отношениях, потому меня волнует, как это отразится на жизни моих близких, да и вообще нашей страны. Я уверена, что моральные ценности не приходящие, а основополагающие и для будущих поколений, по крайней мере, нашей страны. По-моему мнению без них человечество придёт к вырождению. Творец неслучайно создал людей по образу и подобию своему. И через  Спасителя Иисуса Христа показал человечеству путь его существования. Мысли о преимуществах моральных качеств, о победе в конечном итоге добра над злом основа моего творчества.
    В притче «Свобода выбора» я говорю, что человек должен сам выбирать свой путь. Господь дал человеку право самому  решать свою судьбу. Человек сам определяет свои поступки, соизмеряя их со своими нравственными оценками. Мы сами ответственны за всё с нами происходящее и сами создаём свою судьбу. В этом величие Господней Воли. Внутри каждого из нас от ребёнка до взрослого Великий Творец заложил это понимание добра и зла, что хорошо, что плохо – совесть! Нам людям надо не отмахиваться от этого понимания, не заглушать его в себе сиюминутной выгодой.
    В другой притче «Ковидла» я думаю, что так будет только до тех пор, пока люди не посягнут на замысел Творца: сотворение человека! Сегодня человечество вступило на опасный путь: гендерные изменения полов и даже у маленьких детей, богопротивные отношения полов (геи, лесбиянки, трансгендеры). Прославление  Сатаны в парадах, ритуальных праздниках (хеллуин), обрядах человеческих жертвоприношений на кладбищах. В западных странах идёт разрушение христианских ценностей в католической, протестантской церквях, которые под их напором уступают свои позиции. Сейчас идёт сатанинское нападение на  православную веру оплотом, которой является Русская  православная церковь. Под напором вселенского зла исчезла православная Украина, превратившись в националистическое, фашистское, сатанинское государство, которое поддерживает и вооружает одержимый дьяволом  объединённый Запад. Наша страна в одиночку отстраивает православные ценности, культурную и национальную самобытность народов нашей страны. Моё понимание: пока идёт война, пока она не пришла в каждый наш дом, как в 1941 году нам всем нужно забыть свои политические разногласия, свои обиды, недовольство тем, что что-то делается не так, порой несправедливо, забыть и сплотиться, чтобы не дать злу победить нас. Я уверена, что мы победим! На нашей стороне правда, добро!
   Торопец – город, у которого были крепкие православные корни. Об этом свидетельствуют не только исторические, документальные источники, но и количество храмов на такой небольшой по площади территории. Я уже не говорю об уникальности и их красоте, архитектурной законченности, совершенстве. В нашем роде, я сужу по рассказам своего отца, с обеих сторон предки были крепки своей  верой, особенно со стороны купеческого рода моей бабушки Щекиной (Турчиной) Александры Николаевны, умершей задолго до моего рождения, в Вязьме  в оккупации. В семье сохранилось предание, что Щекины были в каком-то родстве с семьёй патриарха Тихона. Бабушка была лишь немного младше будущего патриарха, жила с ним по соседству, в том же Спасском переулке. Конечно, никакого документального подтверждения этого нет, это лишь дошедшие до нас потомков сведения, почерпнутые от моего отца и тётушки.
    Моя тётушка Полина Ивановна Турчина была младшей дочерью Александры Николаевны, которая много лет с ней жила. Умерла Полина Ивановна в 92 года в 2004 году в Петербурге. Она, как и все дети семьи Турчиных очень любила свою малую родину Торопец. Она в течение десятилетий в сентябре ездила в Торопец на встречу с однокашниками, да и просто с родным и любимым городом вплоть до середины 90-х годов, будучи уже в совсем преклонном возрасте. В Ленинграде было торопецкое землячество, в котором она была активным членом. Работала Полина Ивановна учителем истории, заучем, её  очень любили ученики, не прерывавшие с ней связь до самой её кончины. На похороны пришли проститься с ней выпускники разных поколений. Она привила любовь к Торопцу своей внучке Ларисе Александровне Платоновой, которая серьёзно занимается генеалогией рода, историей города, и которая в свою очередь передаёт эту любовь своим детям.
    Мне же мой отец, которому я посвятила произведение «Рядовой 20-го века» рассказывал о своём детстве, о курьёзных, смешных случаях из  детства, о быте, о том, как жили, об озере, как ходили в лес за грибами, ягодами. Он очень любил и тосковал по своим родным местам. Во время войны он не раз бывал у смертной черты, но, видимо, память рода, молитвы матери, защита родной земли, так любимой им, спасали его.
    Господь, вероятно, не случайно избрал местом возобновления патриаршества в 1917 году, торопецкую землю, точнее её выходца, видимо, потому что земля – намоленная.  Патриархом стал торопчанин Василий Беллавин, в монашестве Тихон!
    Молодёжь часто стремиться уехать из малых городов в большой мир, чтобы реализовать свои возможности, таково свойство молодости, юности. И это нормально, главное в том, чтобы не забывали родные места, не теряли связь с малой родиной и передавали эту любовь своим детям, как сумели её передать нам наши родные. Ибо родина, как мать, её любят не за то, что она красивая и богатая, а за то, что дала – жизнь!
    Этим летом потомки родов Турчиных-Щекиных, нас было семь человек взрослых и школьников, посетили Торопец. Мы встретились с интересными людьми. Встретили нас гостеприимно по-торопецки, как умеет принимать провинция. Все остались довольны поездкой и, главное, для нашей молодёжи Торопец не будет чужим. Их внутренний мир обогатился новым чувством: любовью к земле предков.
    Благодарю за внимание, рада возможности внести свою лепту в столь важное мероприятие. Всем здоровья и благополучия.
    Надежда Турчина.  25.11.22г.