Цепочка событий

Авигайль Барс
На праздник Пейсах приехала к дочери Маше в Тель-Стоун. Всё в квартире уже готово к празднику: раковина и все вокруг покрыто толстой алюминиевой фольгой. На кране висит льняной мешочек: вдруг в воде хлебные крошки или другой хамец. Весь холодильник внутри, и все полочки покрыты тонкой фольгой. В их общине в Пейсах нельзя использовать пластик и ничего не покупают в магазине готового: вино делают себе сами, соль привозят с Мёртвого моря, сахар заранее переваривают и процеживают. Используют только стеклянную посуду. Вообщем-то я готова к такому Пейсаху, потому что ещё до замужества Маши мы ходили в разные группы каббалистов, последователей рава Баруха Ашлага.
Наступил вечер. Маша положила в целлофановые мешочки кусочки питы и разбросали их по комнатам. Две внучки: одной три с половиной года, другой годик, с интересом наблюдают и участвуют в происходящем. Зять собрал нас и прочитал браху:
"Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, царь Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел уничтожать хамец".
Начинается бдикат хамец (квасного), Зять зажёг длинную свечу и погасил свет. Это не детская игра для взрослых, это мицва. Пол много раз промыт во всей квартире, везде идеальная чистота, о каком хамеце может быть речь. Зять в одной руке держит свечу в другой руке длинное куриное перо, с которым он машет под тумбочкой, стараясь отыскать там крошки печенья. Все кровати и тумбочки были сдвинуты ранее, и всё промыто.Не знаю, что там можно отыскать, но процедура требует терпения и сосредоточенности. Старшая девочка вместе с папой заглядывает под мебель, и если находит мешочек с питой, ликует; собирает найденные мешочки в большой мешок.Она в радостном возбуждении, а малышка не сходит с маминых рук: её пугает темнота и тусклый свет свечи. Зять подошёл к большому шкафу, присел на корточки и пером вымел из-под шкафа какие-то шарики и кусочек вафли. Решил заглянуть под шкаф, при наклоне его борода загорелась от свечи. Он вскочил и быстро потушил огонь.
- Ничего страшного, продолжим.
-Давай я буду держать свечу и тебе будет удобнее.-И я забрала свечу.
Наконец процедура поиска была закончена, собраны все 10 мешочков.Заключительная браха.
"Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной".
На другой день утром последняя прощальная трапеза с хлебом.
Что-то дочь с мужем обсуждают и ищут.
- Мама, ты не видела пакет с булочками для трапезы?
Я отодвинула свой чемодан, посмотрела вокруг.
- Нет, не видно.
Зять побежал к друзьям и принёс несколько пит. Мицва делать перед Пейсахом трапезу с хлебом. Зять торопит нас; надо вовремя сделать ещё одну мицву: сжигание хамец. На улице стоит железное корыто, в котором полыхает огонь.Мы всем семейством подошли к корыту.Зять прочёл браху, и мы стали кидать в огонь оставшийся хлеб и вчерашние 10 мешочков с питой.Смотрю, дочь кинула в огонь пачку макарон.
-Маша, ты что такая богатая; сжечь полную пачку макарон, ведь для этого есть продажа хамца.
- У вас в хаббаде продают даже крекер и халы, а мы в доме не оставляем на Пейсах изделия из муки.
- Мама, надо думать не об этой ерунде.Главное в данный момент кавана (направление мысли): надо сжечь хамец внутри себя - это наше раздутое эго, высокомерие, самодовольство, зацикленность на материальном.
Красиво говорит зятёк, да ещё как: сразу себя почувствовала, что я полный хамец.
Ещё раз произносится браха после сжигания хамеца:
"Всякий хамец и закваска, находящиеся в моем владении, замеченные и не замеченные, увиденные и не увиденные, уничтоженные и не уничтоженные мною, лишаются всякой важности и становятся, как прах земли".
Вернулись в квартиру, дочь положила на стол красивую новую скатерть.
- Ты видишь какая скатерть: из чистого льна, еле отыскала такую в Иерусалиме.Везде добавляют синтетику, чтоб не мялась, а мы не используем в Пейсах ни какой пластик, и на скатерть нельзя положить полиэтиленовую плёнку.
-Но почему? Разве в пластике есть хамец - это чистая химия. В хаббаде самый строгий кашрут в Пейсах и такого нет.
- Потому, что мы делаем как было принято у рава Ашлага.
-В то время не было понятия о пластике, поэтому он не использовал его.Есть такая поговорка:" Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт".
- Мама, возьми детей и идите гулять, мне ещё надо много успеть приготовить.
Я взяла девочек и вышла из квартиры. Действительно, у них своя семья, свои заморочки, приехала на всём готовом, не убирала, не готовила к Пейсаху, поручили только заниматься со своими внучками. Что может быть лучше?
Как я люблю приезжать в Тель-Стоун в Пейсах.Кругом всё цветёт и благоухает, птички заливаются трелями, вокруг Иерусалимские горы, покрытые лесами. Такой маленький кусочек рая на земле.
После двух часов гулянки на разных детских площадках мои девицы стали капризничать наверно устали и проголодались. Вернулись домой.
- Мама, будешь кушать?
-Нет, Маша. Я пожалуй прилягу: что-то голова заболела.
Легла на диванчик в общей комнате – это моё место на праздник.
Много времени проспала, но подняться не могу, такая тяжесть во всём теле и голова раскалывается. Маша подошла и потрогала мой лоб:" Ты вся горишь",- принесла жаропонижающую таблетку.
Стол красиво накрыт, в центре стоит кеара, большое красивое блюдо к Пейсаху.Ничего из этого блюда не едят, это только символика Седера Пейсаха. Зроа символизирует пасхальную жертву, у нас это куриное крыло,зажаренное на огне. Крутое яйцо в скорлупе символизирует жертвоприношение хагига, которое совершали в Храме паломники собравшиеся в Иерусалим на праздник.Марор символизирует горечь египетского изгнания - листья салата и хрен. Харосет символизирует глину, из которой наши предки в Египте делали кирпичи. Эта смесь сделана из измельченных яблок, орехов и вина. У Маши всегда очень вкусно получается харосет. Карпас—отварной картофель символ весны, плодородия.
Пришёл друг зятя, все сели за стол.Я тоже переоделась в праздничную одежду и села за стол.Зять начал читать Агаду, не торопясь с комментариями, а у меня всё плывёт перед глазами, легла на диванчик и провалилась в небытиё. Дочь будит меня.
- Благословение на вино. Сядь, выпей сколько можешь.
Выпила неполный стаканчик виноградного сока, чувствую не могу сидеть, опять перебралась на диванчик. Всё, что положено делать в этот вечер, я пропустила. Обычно я болею без температуры, и вдруг так тяжело заболеть на Седер Пейсах. Маша снова меня разбудила.
- Мама, я тебе помогу, поднимайся.Надо выполнить мицву: съесть кусочек мацы.- Она меня подняла и повела делать натилат ядаям (омовение рук).
С трудом съела кусок мацы и быстренько в своё укрытие до утра. На другой день стало мне немного лучше.
- Маша, что мне делать, я не выполнила из-за болезни Седер Пейсах? Мне придётся искать с кем делать Пейсах шени?
- Ну ты же выпила первый бокал вина, и самое главное: сделала браху и съела мацу.
В первый день холь а-моэд (полу праздничные дни) дочь с семьёй решили поехать в Иерусалимский зоопарк.
- Поехали с нами, мама, праздник; все разъезжаются, что ты будешь одна здесь.
- Нет, нет; я очень слаба. Выйду потом, прогуляюсь по Тель-Стоуну.
Не приятную квартиру они снимают.Три стены в земле, вверху маленькие окошки выходят на двор; соседские мальчишки приседают и заглядывают в окна.Надо одеться и выйти погулять.
Сняла со спинки стула свой пиджак.Смотрю: висит целлофановый мешок, открыла посмотреть что там. "О Боже! Булочки! " Наверно, те булочки, которые зять искал перед Пейсахом. Мой пиджак полностью закрыл мешок. Сколько усилий было приложено убрать из квартиры весь хамец, а из-за меня хамец остался. Схватила мешок и выбросила в мусорный бак на улице. Прогулялась из конца в конец по всему Тель-Стоуну села на скамеечку, солнышко светит, так хорошо, а на душе кошки скребут. Уже давно поняла: случайностей в нашей жизни нет; что-то я такое натворила. Стала вспоминать и анализировать.
Дома всё вымыла, оставшийся хамец отдала русской соседке. Сделал поиск хамца в своей квартире без брахи, но тоже с десятью мешочками хлеба.Пришла к нашему раву продать оставшийся хамец, скорее хашаш хамец (возможный) на посуде, крупы, консервы.
- Ты продаёшь всю квартиру? –спросил рав.
- Нет, только шкафчики, где приклеены бумажки "Продано". У меня кошка остаётся, и соседка будет приходить кормить её.
- Так у тебя в квартире остаётся не кошерная еда для кошки?
- Ничего подобного.Моя кошка не ест кошачью еду, я ей купила кошерные для Пейсаха куриные крылышки.
- Хорошо, скажи свой адрес, я запишу. Я шалиях и все данные передаю арабу; по закону он может этот хамец забрать, но я его знаю много лет как честного человека.
Дальше процедура: я назначаю рава шалияхом (посредником); рав поднял платочек и положил на стол, потом я подняла платочек и положила на стол. Дала труму – деньги для бедных на Пейсах. Рав благословил меня.Всё нормально в этом направлении.
Может быть чт-то не так сделала на работе? На работе я взяла отпуск на все восемь дней.Начальник хороший, понимает меня и не делает проблем.Промыла свой писменный стол и все ящики. Всегда у меня в столе разные сладости: крекеры, шоколадные печенья. Отодвинула стол и помыла пол, чтоб нигде не было крошек.
Вспомнила: перед Пейсахом был конфликт. Секретарша сделал закупку для фирмы: чай, бейгеле, бисквиты, вафли. Ирит-экономист,пол года назад устроилась к нам на работу.Ходит полураздетая, но оказалось что Пейсах она празднует как положено - без хамца. Она потребовала от секретарши вернуть в магазин покупку, что оказалось перед Пейсахом невозможно. Ирит успела многих оскорбить и на меня наорала, что я пролила воду на микрогаль. Подошёл ко мне Юра - ведущий инженер и говорит:
- Авигайль, все сотрудники решили пойти к начальнику и потребовать увольнения Ирит: она всех достала своими оскорблениями. Ты присоединяешься к нам?
- Но в последнем конфликте она вообщем-то права. Зачем перед Песахом покупать хамец?
- Да я на фирме работаю десять лет, никогда ничего не убирали к празднику, я и другие приносили бутерброды с хлебом и колбасой, и не только "русские", но и израильтяне тоже.
- Но из-за этого не увольняют человека. Всё таки работа – это парноса (заработок). Нет,я не участвую в таких играх.
На другой день все сотрудники собрались у начальника в кабинете и закрыли дверь, что они там обсуждали не знаю, я осталась на своём рабочем месте. Через какое-то время вышел Юра и кричит мне.
- Авигаль, ты можешь войти в кабине и сказать своё мнение?
Только вошла в кабинет, начальник спрашивает:
- Авигайль, вот ты религиозный человек, как думаешь, если мы последнюю закупку закроем на кухне в шкафу на ключ, и ключ будет у меня - это достаточно для Пейсаха?
- Я думаю достаточно.
- Всё на этом, идите работать. - И все разошлись по рабочим местам.
Что я натворила, ну почему не сказала простое слово "не знаю". Я исказила аллаху –еврейский закон. Со своей логикой решила, что всегда на фирме в Пейсах не убирался хамец, а в этом году хотя бы будет закрыт в шкафу. Даже если бы сказала: положено продавать через рава, никто не стал бы искать рава и заморачиваться этим. Но я обязана была сказать как положено делать на самом деле. Вдруг кто-то решит сделать Пейсах кошерным и вспомнит мой ответ. Снова я наступаю на те же грабли: моё видение вещей, моя логика.
Вот и приходят наказания: болезнь, испорченный Седер Пейсах. "Великий и Милосердный! Прости бабу глупую, я постараюсь исправиться, только помоги,без Твоей помощи ничего не получается".
Кончился праздник, вернулись на работу, делимся впечатлениями. В десять часов пришёл начальник с молодым парнем.
- Знакомтесь – это наш новый сотрудник, инженер, владеет свободно английским и французским языками.
Симпатичный молодой человек, кипа сруга на голове,как говорится, в нашем полку прибыло.
Потихоньку стали втягиваться в работу, смотрю новый парень встал и выходит из комнаты. Может быть в туалет, а вдруг на кухню. Я вскочила и побежала за ним. Он достаёт из банки вафлю.
- Извините, я не знаю на сколько Вы соблюдаете кашрут, но эти вафли не кошерные.
- Разве вы не покупаете в соседнем супере?
- Конечно, только последнюю закупку сделали перед Пейсахом и не продали как положено. Я себе всё приношу из дома до следующей покупки.
- Не понял вопроса: важен ли мне кашрут? Конечно важен. Спасибо что сказала об этом, - и он вернул вафлю в банку.
Как хорошо: успела предупредить; не хватало ещё одного греха на душу.
Вспомнился хасидский рассказ. Решил как-то царь посмотреть на жизнь простых людей. Переоделся в другие одежды чтоб не выделяться. Долго бродил он,заблудился и чуть не утонул в болоте, в это время рядом проходил мужик,увидел человека в беде и помог ему. Привёл в свою избу, дал чистую одежду,напоил горячем чаем.
- Помог ты мне, добрый человек, хочу отблагодарить тебя. Проси, что хочешь, т.к. я на самом деле царь и выполню любую твою просьбу.
- Да, вроде, все что мне надо есть. Ежели можно, хотелось бы побывать в царском дворце, увидеть своими глазами такое чудо.
- Так и быть, приходи, я распоряжусь чтоб тебя пропустили.
Пришёл мужик во дворец, ходит по залам, с отрытым от удивления ртом, налюбоваться не может. Кругом всё в золоте, в хрустальных люстрах свет играет, мрамор и зеркала, шёлковые шторы. Вдруг мужик увидел около окна висит простая цепь.
- Не порядок: среди такого великолепия железная цепь, наверно забыли убрать, возьму-ка я её себе, в хозяйстве сгодится.
Стал мужик тянуть цепь, она не поддаётся, дёрнул сильнее – раздался грохот. "Бум!!!" Оказалось, цепь была прикреплена к огромной хрустальной люстре. Люстра упала и разбилась на мелкие кусочки.
Так и мы живём: говорим не думая, глупости делаем. Звено за звено и не всегда можно понять с чего началось, чем закончится цепочка наших действий. И пока не услышим очередной "Бум!!!" в нашей жизни, мозги не включаются