Курочка Ряба, Смыслы и Chat GPT

Максим Эрштейн
               
Рассмотрим современный, простейший вариант сказки про Курочку Рябу, известный каждому ребенку:

«Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Стоит лишь посмотреть на эту сказку чуть пристальнее, чем это делают дети, как сразу понимаешь, что это сказка-притча, сказка-загадка, и не так просто понять, о чем она.

Как это ни удивительно, но нужно глубоко вдуматься, чтобы найти хоть какой-нибудь смысл этой сказки, хотя отлично подходящих смыслов здесь можно найти несколько. Эта удивительность объясняется тем, что наша бытовая интуиция приписывает всем детским сказкам простоту и очевидность понимания, «ведь она же для детей». Поэтому в данном случае, когда эта интуиция не срабатывает, когда детский предмет оказывается вовсе не детским, мы удивляемся.

Далее, когда мы покопали, погуглили, глубоко вдумались, подвергли сказку семантическому анализу, рассмотрели версии Chat GPT и нашли несколько подходящих смыслов для этой сказки, то удивление наше лишь возрастает. Теперь мы удивляемся тому факту, что этих, вполне простых смыслов, так много, а ведь поначалу мы не могли увидеть ни одного. Даже такие быстро соображающие люди, как знатоки из Что-Где-Когда, не смогли ответить на вопрос о смысле этой сказки, и лишь Леонид Тимофеев, один из всего клуба, высказал версию, не самую убедительную.

Сразу хочу ограничить рамки этого анализа – речь здесь идет исключительно о современном, «упрощенном» варианте Ушинского, приведенном выше. Меня не интересуют более древние, старорусские, общеславянские и общеиндоевропейские варианты этой сказки, о которых вы можете прочесть в интернете. Потому что эти ранние варианты, обладая большим количеством деталей и событий, обладают при этом гораздо меньшей глубиной и смыслом, сужают смысловые интерпретации до вполне очевидных – там речь идет о том, что не надо делать из мухи слона, убиваться из-за незначительных событий, верить в приметы, нагнетать попусту, а не то получится, что армия может быть разбита не из-за реального гвоздя, которого не оказалось в кузнице (что тоже само по себе интересно), а из-за совершенно ничтожной, надуманной чепухи.

Поэтому, когда я написал «упрощенном» в кавычках, я скорее имел ввиду «сокращенном». Упрощены для понимания как раз ранние варианты этой сказки, а вот вариант Ушинского оказался, наоборот, более общим, всеобъемлющим, обладающим масштабом какой-то экзистенциальной аллегории.

Приведем четыре известных трактовки этой сказки, с моими личными оценками от 1 до 4, по возрастающей (4 – самая высокая):


1. Знаток Леонид Тимофеев - 1

Дед и баба били яичко просто для того, чтобы испытать свои силы. Ну а плакали они от того, что даже мышка оказалась сильнее их, что у них нет сил даже для того, чтобы разбить яйцо. Это пасхальная притча о старости.


2. Писатель Борис Заходер - 2

Золотое яйцо символизирует счастье, обычное счастье, которое есть у нас в жизни, и которое мы не ценим – бьем его, не бережем. Что имеем – не храним. А ведь оно так преходяще – любая мелочь может нарушить его, отнять у нас его, и вот мы плачем.


3. Всеми нами «горячо любимый» Chat GPT, прошу любить и жаловать - 3

Дед и баба не поверили, что яйцо действительно золотое, они в этом сомневались – вдруг оно просто такого цвета. Ведь и сама курочка рябая, так может быть, яйцо просто рябое а не из золота сделанное. Поэтому старались проверить его на прочность, били его. Но, поскольку были старые и слабые, не смогли разбить. А когда мышка разбила, то плакали потому, что оказалось все-таки не золотое, не видать им богатства.
Chat GPT не говорит о морали, о смысле, но мы можем заключить, что надо верить своим глазам, не подвергать сомнению волшебное, удивительное перед собой, а лелеять его, ведь оно так непрочно и может в любой момент исчезнуть. А таким, как дед и баба, неверующим в чудеса – владеть лишь простым яичком.


4. Искусствовед Михаил Казиник – 4, лучшая версия, на мой взгляд

Дед и баба не видели вовсе, что яйцо – золотое. Не каждому дано увидеть красоту. Поэтому просто старались сделать яичницу, и плакали банально потому, что яйцо разбилось и попало в грязь, теперь его надо выбросить.
Эта сказка о том, как дед и баба спутали божий дар с яичницей. Курочка  снесла им яйцо Фаберже, а они хотели его расколотить и сделать себе яичницу. Это сказка о шансе, который даётся каждому человеку в жизни, но человек, не умеющий видеть красоту, им не воспользуется и променяет благословение божие на чечевичную похлебку.


Итак, как же получается, что возможных смыслов и моралей этой, казалось бы, незамысловатой сказки, так много? А получается так потому, что сказка эта вовсе не «незамысловатая», а еще какая замысловатая, сложная, многогранная и глубокая.

Обратите внимание – в столь маленьком рассказе участвуют люди и животные; здесь есть творение и разрушение, радость (возможно) и горе, приобретение и потеря. Но самое главное – здесь возможно разное отношение персонажей к тому, что происходит. Отсюда и смысловая неоднозначность, богатство восприятия и интерпретации.

Вначале снесла курочка золотое яичко. Как к этому относятся дед и баба? Знают ли они, видят ли они, что оно золотое? Уверены ли они в этом? Зачем оно им? Нужно ли им вообще золотое яичко, ведь они уже старые? В жизни возможны разные отношения к найденному кладу – отношения практические, философские и моральные.

Затем дед и баба бьют яичко. Зачем? В зависимости, во первых, от их знания, клад ли это или нет, и, во вторых, от их намерений по отношению к этому кладу/не кладу, действие битья может быть объяснено очень по разному.

И наконец, дед и баба плачут. Почему? То ли они поняли что-то, то ли намерения их относительно яичка не сбылись, ожидания не оправдались. И здесь добавляются новые возможности, новые объяснения их расстройства, связанные с их отношением к факту разбития яичка. Ведь отношение это, опять же, может быть практическим, философским, или просто эмоциональным.

При глубоком рассмотрении сказка о Курочке Рябе оказывается ситуативной квинтэссенцией многогранности и сложности человеческого бытия, неким сгустком человеческих чаяний, ожиданий и отношения к жизни. Отсюда и богатство интерпретаций, и, думаю, последнее слово в этом вопросе еще не сказано.