Грета-защитница природы. Начало пути

Пётр Буракевич
    Написано  на  конкурс  "Вернисаж"

    Урок  естествознания  в  7 классе  школы  "Franska  Skolan"  в  Стокгольме. Грета  сидит  за  первой  партой  - ей  нравится   наука  о  жизни  растений  и  животных. Сегодня  на  уроке  показывают  учебный  фильм  о  влиянии  деятельности  человека  на  природу. На  экране картины  жизни  белых  медведей,  автор  рассказывает  о   значительном  снижении  популяции  этих  зверей  из-за  изменения  климата  в  Арктике  по  вине  человека. Следующий  эпизод  фильма  повествует  о  хищнической  вырубке  лесов  амазонии  и  о   последствиях  этого. Сцены  вмешательства  человека  в  природное  равновесие  сменяются  одна  за  другой. Грета  сильно  переживает  увиденное,  плачет  и  не  досмотрев  фильм,  выбегает  из  класса. Её  мучают  вопросы. Почему  все,  видя   разрушающее  вмешательство  человека  в природу,  ничего  не  пытаются  исправить? Почему  люди  не  понимают,  что,  если  не  предпринять  срочных  мер  по  охране  природы,  скоро  будет  поздно?

        Ещё  пятилетним  ребёнком Грета впервые   увидела,  как  её  сосед  по  дому  семилетний  Олаф  ударом  кирпича  убил  котёнка. До  сих  пор  девочка  не  может  забыть  эти  наивные  глаза  маленького  котёнка,  не  понимающие,  что  через  секунду  толстяк  Олаф  лишит  его  жизни. Грета  тогда  набросилась  на  малолетнего  убийцу  с  кулаками  и  поцарапала  ему  лицо. А  какими  нехорошими  словами  обозвала  она  тогда  его!? Этот  случай  произошёл  в  июле,  в  пору,  когда  тополя  в  соседнем  парке  опыляли  окружающий  воздух  своим  пухом. И с  тех  пор,  как  только  в  июле  запушатся  тополя,  в  памяти  девушки  всплывают  картины  этого  убийства  и  она  на  какое-то  время  замыкается  в  себе,  теряя  связь  с  миром.

     Недавно  Грету  по  просьбе  родителей  осматривал  врач-психотерапевт,  долго  с  ней  разговаривал,  просил  рисовать  разными  цветами  картинки-схемы,  а  потом  долго  беседовал  с  родителями. Девушка  умудрилась  частично  подслушать  их  разговор,  из  которого  поняла,  что  её  состояние,  когда  она  "уходит в  себя",  называется  "синдром  Аспергера". Доктор  Свенсон  пояснил  родителям, что  этот  синдром  проявляется  в невероятной  концентрации  на  какой-то  одной  проблеме  в  виде  навязчивых  ритуальных  действий  и  избирательности  речи,  такие  люди  видят мир  в  "чёрно-белом  цвете" -  без  "полутонов".

         Придя  со  школы,  Грета  ещё  долго  переживала  увиденное  в  фильме  на  уроке. Эти  переживания  не  находили  внешнего  выхода  в  виде  каких-либо  эмоций:  она,  как  обычно,  замкнулась  в  себе. Девушка  вышла  из  ступора  только,  когда  в  квартиру  вошла  вернувшаяся  с  работы  мама.

- Грета,  опять  переживаешь? Что  случилось? -

- В  школе  показывали фильм: везде  эти  убийства зверей,  уничтожение  растений,  всей  природы  и  климата,  - поделилась  своей  "болью"  дочь.

- Не  надо  принимать  так  близко  к  сердцу. Успокойся  -  доктор  Свенсон  советует  тебе  избегать  стрессовых  ситуаций -

- Я  стараюсь,  но  кругом  все  убивают  природу  и  не  понимают,  что  скоро  всё  закончится  и   будет  всемирная  катастрофа -

- Люди,  надеюсь,  со  временем  поймут,  что  надо  заботиться  о  природе. Ведь  мы  с  твоим  отцом  прислушались  к  твоим  советам,  стали  веганами  -  перестали  есть  мясо  и,  даже,  отказались  летать  самолётами,  так  сильно  загрязняющими  воздух -

- Я  хочу,  чтобы  папа  свозил  нас  к  бабушке  на  хутор  -  мне  там  хорошо,   -  попросила  дочь.

   Выходной  день  второй  половины августа  выдался  погожим,  солнечным  и  Сванте  Тунберг  повёз  семью  на  хутор  к  своей  матери  -  бабушке  Греты. Старушка  Анна  встретила  гостей  радушно,  поставив  на  огонь  турку,  стала  готовить  кофе,  одновременно рассказывая  о  всех  новостях,  произошедших  на  хуторе.

-  Соседский  фермер  Карл  Юхансон   завёл  страусов. Вот  - чудак,  -  рассказывала  бабушка.

-  А  вот  мой  вислоухий  шотландец  кот  Джонни  уже  три  дня  не  появляется,  наверное,  ушёл  на  дальний  хутор  -  здесь  вблизи  кошек  нет,  -  добавила  Анна.

    Все  пошли  пить  кофе,  а  Грета,  улучив  минутку,  направилась  в  летний  домик,  где  у  неё   свои  секреты. Настроение  у  девушки  было  "солнечное" и соответствовало  погоде. В этом  старом летнем   домике  когда-то  жили  приезжающие  навестить  родителей  дети  Анны,  а  сейчас  хранились  старые  вещи,  от  которых  старушка  не  хотела  избавляться. Бабуля  любила  приходить  сюда,  как  в  музей -  вспоминать  свою  молодость. Грета  тоже  пристрастилась   рассматривать  здесь  старые  вещи  семьи  её  отца. И  сейчас  войдя  в  домик,  она  первым  делом  "навестила"  тряпичную  куклу,  которую  когда-то  сделала  для  своей  дочери  Анна. А  сколько  тут  было  старинных  платьев  и  костюмов!? Девушка  достала  из  ветхого  шкафа  самый  любимый  предмет  бабушкиного  гардероба  -  голубоватый  костюм  с  коричневыми  узорами,  переоделась  в  него  и  взяв  куклу  вышла  во  двор. А  здесь  уже  стала  портиться  погода:  появились  тучи  и  порывы  ветра.

        Грета  шла  по  хорошо  утоптанной  тропинке,  проложенной  многими  поколениями  хуторян  через  зарастающий  луг  к  пригорку,  на  котором  стояла старая  уже  давно  не  работающая  ветреная  мельница. Когда-то  на  этом  лугу  предки  Греты  косили  сено,  а  сейчас  он  зарос  деревьями  и  уже  отцветающим  кипреем. Девушка  представляла,  как  когда-то  давно  её  бабушка  Анна,  ещё  подросток,  точно  также,  как  и  она,  шла по  этой  тропинке  в этом  же  светло-голубом костюме  на  мельницу  на  свидание  с  Эриком,  сыном  мельника. Вот  только  тряпичная  кукла  портила  эту  историческую  картину  -  Анна  в  то  время  уже  не  играла  в  куклы. Да  и  Грета  взяла  эту  старую  игрушку  по привычке.

       Неожиданно  девушка  почувствовала  резкий  неприятный  запах  гниющей  плоти  и,  отодвинув  рукой  кусты,  увидела бабушкиного кота  шотландца  Джонни,  вернее,  его  труп,  лежащий  под  кустом. В  воображении  Греты,  как  на  экране  монитора,  стали  всплывать  картины  убийства  людьми  животных,  увиденные  или  придуманные ею  когда-то:  толстяк  Олаф  с  кирпичом  в  руках  над  несчастным  котёнком,  трупы  белых  медведей  и  китов  в  Арктике. Девушка,  как  сомнамбула,  не  разбирая  дороги,  побрела  в  сторону  соседнего  заброшенного  хутора  у  реки.
            
        Только  прохлада  реки привела  её  в  чувство,  в  состояние  осознания  действительности  и  она,  вдруг,  увидела,  что  потеряла  обувь  и  идёт  босиком  по  мелкому  берегу  реки,  заросшему  красивыми  цветами  и,  что  уже  нет  этого  солнечного  дня,  и  назревает  буря. Западную  часть  неба  закрыли  страшные  тёмно-серые  тучи,  ветер  всё  более  и  более  усиливался,  предвещая   страшную  "катастрофу". Грета  на  этом  фоне  ясно  представила  трагедию  мирового  масштаба,  возникшую  на  Земле  из-за  безрассудного  отношения  людей  к  природе:  затопление  огромных  территорий  и  целых  стран;  берега  океанов  и  морей,  заваленные  трупами  погибших  животных  и  горами  мусора; множество  младенцев  со  страшными   врождёнными  патологиями  и  многое  другое. Девушка  окончательно  утвердилась  в  мысли  о  её  Миссии     в  защите  Природы:  в  защите  жёсткой,  безапелляционной,  не  щадящей  оппонентов. И  это  было  только  начало  её  пути.