Сторож...

Виталий Хен
В 1988 году работал в кооперативе связи у себя в городке, в Каз.ССР, и постоянно появлялась крайняя нужда в материалах – кабеля связи, провода различные для слаботочной системы, сигнализационные провода, прочая аппаратура связи и оборудование. Я завёл связи нужные в различных базах снабжения, но крупные базы были словно неприступная крепость! Ни через начальство, ни со стороны было невозможно туда пробиться!

Как-то летом один информатор с крупной базы снабжения ОблСнаба мне сообщил, что на базу выгрузили несколько вагонов кабельной продукции и ещё всякой прочей всячины! Надо прорваться к руководству Облснаба или найти возможность договориться с завскладом и вытащить хоть какую-то продукцию! И надо торопиться, иначе все растащат и ничего не останется! Я подготовил заявку и отнес ее в приемную генерального директора ОблСнаба, и стал ждать.

Через три дня мне дали в руки моё письмо с ходатайством с резолюцией – Отказать! Я в тоскливой безысходности получил письмо, не расписался в журнале о получении этого письма – секретарша куда-то вышла – и я через служебный проход зашёл на территорию базы. Там я увидел настоящую пещеру Алибабы! Несколько десятков катушек с кабелями стояли рядами, разная кабельная продукция горами лежали под навесом. Ко мне подошёл рабочий склада и увидев мой восхищённо-тоскливый взгляд, обмолвился, что на склад выгружено разного дефицитнейшего оборудования, просто тьма-тьмущая! Я подошёл к завскладу и попытался заинтересовать его взяткой какой-нибудь и попробовал договориться с ним. Но бесполезно! И он выгнал меня с территории базы – как ты тут оказался? Пропуск есть? Нет? Тогда уходи или милицию вызову!

Я вышел через ворота базы, встал около проходной сторожки, и стоял у дороги, в тоске размышляя о том, какое ещё можно найти тут решение?
- Ай, балам(Сынок - на каз.)! Что случилось у тебя? Почему ты такой грустный?- Раздался у меня за спиной голос.- Ты что-то ищешь и не получается у тебя? Чем так озабочен, сынок?

Я оглянулся и увидел старика, лет 75, который тут заправлял сторожем и поднимал-опускал шлагбаум, пропуская машины. Он бодренько взбирался на эстакаду у его сторожки, и заглядывал в кузова авто, сверяя товар с накладной. «Ну, какое тебе, шал(Старик - уважительное на каз.), дело до моей заботы?!»- Хмуро так подумал я и туго соображал, что мне ответить этому пожилому аксакалу(пожилой человек - "белая борода" - на каз.). Но сторож подошёл ко мне вплотную, внимательно глянул мне в глаза, и сказал:

- Знаешь, сынок, во-о-он там стоят два магазинчика, зайди-ка ты туда, и купи для меня, старика, что-нибудь вкусненькое и бутылочку водки! Приди сюда и мы с тобой посидим, поговорим о жизни,- с этими словами он указал пальцем на стоящие недалеко два магазинчика.

Я с удивлением глянул на эти магазины, посмотрел внимательно на старика… «Короче, дедок пожрать чего-нибудь вкусненького хочет! И водки хочет выпить на халяву! И о чём мне с ним говорить-то? Тоже мне не хватало ещё, чтобы я, совсем ещё молодой парень и сидел водку жрал со стариком!»- Пронеслось в голове у меня. Я снова посмотрел на старика, но он цепким таким взглядом рассматривал меня. «А, была, не была!- Мелькнула в голове у меня мысль,- раз уж старик так хочет себя побаловать, угощу-ка я его действительно, чем-нибудь таким вкусненьким! Видать, и в молодости он зажигал душевно, и сейчас скучает»… И я пошёл к этим магазинчикам… Но по дороге я задумался – а почему этот дедок мне указал на эти два магазинчика? Они ведь все одинаковые? Или в одном из них есть одно, а в другом другое? Надо оценить…

Я зашел в один магазинчик, осмотрелся – все в этом магазинчике было скудным и убогим, и в самом магазине было грязно, неуютно. Зашёл я в другой магазин. Там всё было чисто и опрятно, продукции было по более, чем в соседнем магазинчике, но и цены были по выше, чем в соседнем. Я набрал того-сего, взял палку колбасы сервилата, тушенку и баночку рыбных консервов горбуши дальневосточной. На улице у бабулек купил огурцов с помидорами. Получилось два пакета с едой, и я пошёл в сторожку. Дедок встретил меня молча, завел в сторожку свою, усадил к столику, смахнул со стола крошек разных, постелил газету и стал осматривать содержимое пакетов.

Увидев продукты и водку, он самодовольно ухмыльнулся, и сказал мне накрывать на стол. Я уже было собрался уходить, решив про себя, что оставлю продукты деду и пойду отсюда – не хватало мне ещё сидеть на рабочем месте и со стариком водку распивать! Но дедок как-то радостно засуетился, взял стакан и кружку, и вышел на крыльцо сторожки ополоснуть их из своего чайника. И… решил я остаться – будь, что будет! Потешу старого человека, поболтаем! Накрыл стол, разлил водку в стакан и кружку, дедок взял кружку свою и мы стакнулись и выпили…

- Ну, рассказывай, что случилось у тебя, отчего ты такой расстроенный здесь и что тебе тут нужно? Какой дефицит тебе нужен?- Спросил он у меня.

И я рассказал ему, что кабельная продукция нужна мне и ещё кой-чо из оборудования, но я не знаю, что тут есть? Завсклад на пускает, а на моё письмо гендиректор отказную подписал… Старик внимательно выслушал меня и переспросил:

- Это у завсклада Ромы всё?... Понятно! Ну, теперь расскажи мне, кто ты? Откуда? Кто твои отец, мать? Давно тут живёшь? Женатый? Дети есть?

И я стал всё ему рассказывать о себе… Мы ещё немного выпили, старик меня выслушал и он попросил у меня то письмо моё, с резолюцией гендиректора. Он нацепил очки и, прочитав внимательно моё письмо, он взял трубку телефона и набрал там номер…
- Рома? Здравствуй, дорогой, это я, старый бабай! Сейчас к тебе придёт сын моего давнего знакомого, кореец… Он тебе покажет письмо с заявочкой, ты поставь там свою резолюцию и сходи в бухгалтерию.  Ах, да… Ты ещё этого парня пусти на склад, пусть он там посмотрит, что ему ещё надо? Он выпишет на бумажке и даст тебе. Выпишешь в бухгалтерии  счёт-фактуру и потом дай парню!

Дед положил трубку и цепким и стальным взором глянул на меня… Да… кто ты такой, аксакал?! Я в недоумении уставился на сторожа – или всё тут какая-то шутка и дед прикалывается надо мной, или я тут вообще ничего не понимаю!

- Давай, ещё налей по чуть-чуть, сынок,- произнес он мне.
Я разлил немного водки, в бутылке осталось почти треть, дед забрал бутылку, скрутил из газеты затычку и закрыл бутылку с остатками водки…
- Ну, давай выпьем ещё, а это я оставлю себе и ночью выпью. А ты сейчас иди к Роме, отдай ему это своё письмо и потом иди на склад и посмотри, что там тебе ещё нужно?- Старик взял свою кружку, и мы выпили.

Потом он глянул на пакеты с продуктами и сказал мне, чтобы я забрал с собой, он немного оставит себе, а остальное ему не нужно! Я нехотя побрёл к складу и всё думал, что всё это розыгрыш старого пройдохи! Ну, как такое может быть, чтобы какой-то сторож на такой крутой базе решал такие серьёзные вопросы?! Да ещё и моё письмо с наложенной резолюцией гендиректора об отказе, и снова его запускать в оборот?! Сейчас подойду к завскладу, а он меня на смех поднимет! Я остановился, постоял в сомнениях, но решился на отчаянный шаг и пошёл уже решительными шагами к складу…

Завсклад Рома хмуро и молча посмотрел на меня, взял письмо, прочитал его, и пустил меня на склад со своим помощником, сказав ему, чтобы он показал мне продукцию по связи. Поти час я бродил по складу и выписывал нужное мне оборудование – чего тут только не было! На запылённых полках в ящиках и коробках лежало оборудование для связи и сигнализации, многие были в плачевном состоянии. Я согласовал с завскладом свой список, и некоторые ремонтные аппараты я забрал как новые, чем воодушевил завсклада Рому. Наверняка он мог это использовать в своих корыстных целях, списывая ремонтное оборудование, как новое, которое давным-давно продал кому-то. А я мог запросто многое отремонтировать.
 
Рома взял моё письмо, приложил к нему несколько листов актов со списком оборудования и ушёл в правление ОблСнаба. Он вернулся через час, сунул мне в руки счёт фактуру для оплаты, спросил, когда я оплачу и приеду за всем хозяйством? Договорились на послезавтра, и я рванул в город, к себе в контору. Шеф мой с удивлением смотрел на счёт-фактуру – откуда такое счастье? Да тут всего на год работы для всех! Может быть, поделимся с хорошими людьми? Я махнул рукой – делайте что хотите, но моё не трогать! Бухгалтер произвела оплату на следующий день, я нашел грузовую машину, взял у шефа наличными 2000 рублей, как бы надо платить за дефицитный товар завскладу и поехал за товаром.

Завсклад быстро оформил все бумаги, приказал своим помощникам загрузить грузовую машину. За час мне всё загрузили и, перед выездом из базы, я зашёл в сторожку – до этого я в магазине набрал еды и водку с коньяком и отдал все сторожу. Также я сунул старику 2000 рублей, в качестве вознаграждения за помощь. До этого, аксакал мне категорически запретил что-то давать завскладу! Старик забрал продукты, взял 2000 рублей, пересчитал их, отобрал 500 рублей, и вернул мне остаток!

- Сынок, вот так будет нормально! У меня всё есть! Я на пенсии, а дома у меня всего хватает! Много не надо брать – Аллах накажет за жадность!... Давай, сынок, сядем, выпьем ещё раз, поговорим…

Я отправил водителя с грузом к нам в контору и быстро накрыл на стол. Спросил у шала что он будет пить? Он взял в руки коньяк, оценил его, и попросил меня налить ему. Мы стакнулись стаканами, выпили и я спросил у старика:

- Шал(Старик - уважительное, на каз.)! Извините меня за любопытство! Но я не пойму, кто вы такой?! Как так получилось, что вы – сторож – и вдруг решаете здесь серьёзные вопросы? Командуете над завскладами, даёте им поручения всякие, уверено так себя ведёте с гендиректором ОблСнаба?... Кто же вы на самом деле такой?
Старик показал мне на коньяк – разлей! Я разлил, и он молча со смаком медленно выпил, и произнёс:

- Ты думаешь, что я просто сторож? Мой старший сын – прокурор области! Моя сноха судья в облсуде! Вся эта база – нашей семьи! И меня сюда поставили, чтобы я контролировал здесь всё! Никто не может отсюда вывезти что-то, без ведома и разрешения нашей семьи! У меня дома есть всё, я давно уже на пенсии, но если я буду сидеть дома, то быстро сдохну от тоски! А тут если я буду просто сидеть и смотреть, кто и что тут ворует, тоже заскучаю! Поэтому, я проворачиваю такие вот делишки, как с тобой, и таким, как ты помогу, и нервишки свои в порядке поддерживаю! В жизни столько много плохого, и это не даёт нам по нормальному жить. Но надо стараться делать доброе дело людям!... Я на фронте воевал, в разведке, и фашистов жизни лишал, за их гадство! Но это грех забирать человеческие жизни, и нужно у Аллаха получить прощенье… Надеюсь, сынок, что у тебя в жизни всё получится, но ты тоже не сходи со своего пути! Ты ещё молодой, много что в жизни своей увидишь, и самое главное – останься Человеком! Делай добро, будь честен! Так что, сынок, давай, выпьем ещё раз, и ты иди по своим делам, и мне надо работать! Если бы я хотел постоянно пить спиртное и есть вкусную еду, то я бы это делал каждый день! Но я уже старик, и от такой скучной жизни я быстро помру… А вот так вот посидеть, как с тобой, и с такими, как ты, то тут тройная выгода – в хорошем деле поучаствовать, с хорошим человеком познакомиться, и хорошо выпить и закусить от души!

Я попрощался с ним, поймал такси и поехал к себе… По дороге я сидел и размышлял над этим стариком, и обо всём происшедшим со мной. Мне повезло! В очередной раз моя Судьба подослала мне человека, который оказал помощь в немыслимо сложной ситуации! Теперь мне хватит материала и оборудования на несколько месяцев работы, и я сам неплохо заработаю, и помогу заработать немалому числу людей! Я ехал и вспоминал этого дедушку, вспоминал его цепкий взгляд, и его таинственную щедрость – спасибо тебе, Ангел!